Конспект урока. Православие о Божием суде.
Тема урока. Православие о Божием суде.
Цели урока. Формирование чувства ответственности за свои поступки и слова.
Задачи:
- познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество»;
- побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости;
- подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;
- развитие духовно-нравственных качеств: сострадания, сопереживания, милосердия;
- совершенствование навыков работы с текстом, умение находить и выделять главное в тексте;
- воспитание чувства любви к ближнему;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.
Ключевые понятия: Божий суд, бессмертие, одиночество.
Оборудование: презентация, иллюстрации из учебника, карточки.
Ход урока.
1.Орг. момент.
— Посмотрите, всё ли готово к уроку.
Желаю вам сегодня благотворно потрудиться.
2. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним о том, как Бог сотворил мир и человека.
— Что сначала сотворил Бог?
Сначала Бог сотворил мир невидимый — духовный.
Мир невидимый – это ангельский мир.
Затем Бог сотворил мир видимый.
— Что относится к видимому миру? (дети отвечают)
Это все, что мы видим вокруг. Земля, вода, небо, звезды, растения, животные…
— Что является венцом божьего творения?
Венец Божьего творения – человек.
В человеке Бог соединил мир невидимый и видимый.
— Как Бог соединил в человеке мир видимый и невидимый? (дети отвечают)
У человека есть душа и тело.
Т.е. человек – это живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.
Задание 1. Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:
вечность — время, инстинкт — разум, зависимость — свобода, радость – удовольствие.
Тело Душа
___________________ ___________________
__________________ ____________________
___________________ ___________________
___________________ ____________________
Дети пишут.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
К телу относятся значения? (дети отвечают)
Время, инстинкт, зависимость, удовольствие.
К душе относятся значения? (дети отвечают)
Вечность, разум, свобода, радость.
Вывод. Посмотрите, все, что относится к телу, а значит и к миру – временно. А все, что относится к душе – вечно. Потому что душа бессмертна, а тело смертно и окружающий нас видимый мир тоже не вечен.
— Как вы думаете, каково предназначение человека, какова цель его земной жизни? (дети отвечают)
По замыслу Божию, человек имеет высшее назначение в мире. Имея бессмертную душу, человек призван, во-первых, сам соединиться с Богом и пребывать в вечном блаженстве, и, во-вторых, имея тело, соединить через себя с Творцом весь видимый мир, привести его к преображению (бессмертию). Видите, какую ответственность каждый человек несет перед Богом, перед людьми и перед всем миром.Чтобы человек смог исполнить свое предназначение, Бог сотворил душу человека по образу и подобию Своему.
— Что должен выполнять человек, чтобы соединиться с Богом. (Выполнять заповеди и добродетели Божии).
— Всегда ли мы их выполняем? (Нет) А почему?
— Какие поступки вы совершаете?
— Всегда ли вы рассказываете о плохих поступках? (Нет, т.к. бывает стыдно, боимся наказания, осуждения).
— Как иначе называют плохие поступки? (Грех)
— Можно ли скрыть свои грехи от людей?
— А перед Богом? (Нет, т.к. бог сотворил душу, поэтому знает, что с ней происходит)
(После обсуждения ответов учащихся подвожу их к мысли о том, что Бог всевидящ, всемогущ и вездесущ – он знает о каждом нашем слове, поступке, мысли).
3. Определение темы урока (учащиеся)
— Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми?
Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Как вы понимаете, что такое Божий суд?
— Кто и где принимает решение о том, что ждет человека после смерти?
(Божий суд)
На уроке вы узнаете, что говорит православие о Божием суде. (Записать на доске число и тему урока).
4. Целеполагание.
Есть у политиков такое выражение – casusbelli(казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.
-Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надоотноситься к людям?
— Что, по вашему мнению, вы узнаете и чему научитесь на уроке?
— Как вы думаете, важно ли это для жизни человека?
5. Словарная работа.
— Какие же будут ключевые слова нашего урока.
Запись на доске и в тетради: бессмертие души, Божий суд (Страшный суд), одиночество.
6. Открытие нового знания.
В православии есть наука, которая учит как правильно христианину вести себя в жизни, «держать себя в узде». Называется эта богословская наука - аскетика. С греческого слово «аскеза» переводится как «упражнение». Православная аскетика — это «упражнения для души», которые помогают исцелиться от греха. Одно из «упражнений» православной аскетики – пост.
Из полной редакции учебника:
В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи.
Святой Иоанн Златоусттак объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.
В Евангелии есть притча о том, какое значение имеет такая сэкономленная копеечка для судьбы человека. Это притча о Божием суде.
Чтение текста в учебнике о Божием суде. с.72
(Подготовленный учащийся) Притчу о Божием суде прочитает Милёшкина Альбина
Анализ текста.
— Как вы думаете, кого символизируют овцы и козлища? (дети отвечают)
Овцы символизируют праведников — людей добрых, готовых всегда пожертвовать собой ради ближних. Козлища являют собой образ грешников, которые будут осуждены, ибо, живя на земле, они не принесли доброго плода.
Эта притча показывает нам, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, — это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое Ему. Любой человек – посланник неба на Земле.
Работа по карточке. Задание 2.
Пользуясь текстом, заполните таблицу.
Задание 2. Заполните таблицу.
праведники
Христос
грешники
был голоден
жаждал
был странником
был наг
был болен
был в тюрьме
Дети заполняют таблицу. Разбираем таблицу.
— Как мы должны жить? Приведите известные вам факты. (По таблице: голодного – накормить и т.п.)
Слушаем врезку и смотрим картину.
В древнерусской летописи рассказывается о том, как князь Владимир выбирал веру.
А Иван Эггинк написал картину «Великий князь Владимир выбирает веру».
ВРЕЗКА
Отрывок из Древнерусской летописи читает Никитина Вика.
Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись во имя Святой Троицы, как и сказано в Евангелии: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.
Анализ текста.
— Какую завесу показал князю философ? (Судилище господне)
— Почему князь Владимир решил ещё подождать с выбором веры? (Потому что на картине был изображён Страшный суд)
Слайд 15. Икона «Страшный суд». Середина XV века. Новгород.
— Давайте и мы посмотрим изображение Страшного суда на православной иконе.
В центре иконырасполагается образ Иисуса Христа. Иисус Христос, сидит на троне с распростертыми в стороны руками, на которых видны раны от гвоздей, его окружает сияние. Слева от него стоит Богородица, а справа — Иоанн Предтеча. Они молятся за весь человеческий род. К трону с двух сторон припадают на коленях Адам и Ева, молящиеся за своих потомков. По сторонам изображены 12 апостолов, сидящих на престолах, а позади них – Ангелы.
Сверху изображаются ангелы, свивающие небо (небо подобно свитку с расположенными на нем небесными светилами).
Ниже Христа находится – Престол Уготованный, на котором обязательно присутствует Крест. Справа – группа праведников, слева – группа грешников.
Внижнем правом углу течёт огненная река, проходящая вниз через всю композицию и разделяющая ее на две части.
Река часто заменяется изображением змея. На теле змея подобия узлов с записанными в них названиями грехов.
Ниже слеваизображается рай. Рай включает изображения дверей, охраняемых огненным херувимом, Авраамом, Богородицей и благоразумным разбойником. Авраам на седалище, по сторонам от него стоят праведные души в образе детей. Богоматерь изображается на троне, с двумя Ангелами по сторонам. Рядом, у врат рая, благоразумный разбойник с крестом на плече. Райские двери — прямоугольная конструкция, в которую вписано изображение шестикрылого Ангела. У дверей шествие праведных в рай, предваряемое апостолом Петром с ключами. За ним, первым в ряду праведников, часто изображается апостол Павел, иногда – преподобная Мария Египетская.
Внизу справа изображается ад. В геенне изображается Сатана – человекоподобная фигура, восседающая на адском звере, который пожирает грешников. На коленях у Сатаны – душа Иуды в образе ребенка.
Адские мучения изображаются в виде нескольких ячеек с так называемыми «личинами». Обычные подписи: «Огонь неугасимый» (человеческие фигуры или головы в пламени), «Червь неусыпающий» (черепа и черви на темном фоне), «Плач» (иногда «Мрак») и «Скрежет зубов» (фигуры или головы на темном или красном фоне, люди плачут, иногда скалят зубы).
Как вы думаете, почему Божий Суд называется также Страшным Судом? (дети отвечают)
Представьте, что вы перепачкались и вас выставили в таком виде на всеобщее обозрение. Вам и стыдно и страшно. Бог – это Свет и в божественном свете на Суде откроется вся неправда души, как грязь на одежде и теле. В том числе и та неправда, которую мы порой прячем глубоко в себе, стыдясь признаться. И еще потому Божий суд называется Страшным, что после этого Суда уже ничего нельзя будет исправить.
Как вы думаете, почему сделанное нами добро или зло для ближних Бог принимает на свой счет? (дети отвечают)
Потому что Бог всех людей считает Своими детьми. И Бог, как и наши родители огорчается, если Его детей обижают, и радуется, когда Его детям делают добро.
Чтение текста с. 73-74
Слайд 16. Просит убогий, а подашь Богу.
В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире-царевиче включил такой эпизод: (читает подготовленный ученик Пименов Илья)
Учитель.
За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.
В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).
Эти слова означают, что Свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.
Анализ текста
Слайд 17. Святой Христофор. Иероним Босх.
— Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (дети отвечают)
Работа по карточке. Задание 3
Вычеркните дела, которые не являются добродетелями.
Справедливость, рассудительность, лень, жадность, мужество, злопамятность, великодушие, благотворительность, лживость, гостеприимство, общительность, честность, злость, искренность, гнев, терпение, странноприимство, радушие, равнодушие, щедрость, смелость, долготерпение, трусость, сострадательность, трудолюбие, смирение, гордость, милосердие.
Дети работают. Разбираем задание.
Слайд 19. Бессмертие.
Как вы понимаете, что такое бессмертие души? (дети отвечают)
Бессмертие души – это бессмертие наших мыслей, чувствований и желаний. Все, что мы думаем, чувствуем и желаем, просто так никуда не исчезает, даже если мы забываем. Недобрые мысли, чувства и желания могут быть уничтожены только Богом, когда мы в них искренне каемся.
Чтение текста с.75 самостоятельно.
Анализ текста
— Как воспринимается смерть в христианстве? (Это выход души из тела)
— Когда человек становится одиноким? (Если человек не любил Бога и других людей)
— Как надо жить на земле, чтобы стать бессмертным? (Ответы детей). (Выполнять заповеди Божии и добродетели)
Слушаем стихотворение
Слайд 21. Икона «Троица». Прп. Андрей Рублев, начало 15 века.
ВРЕЗКА
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.
Когда умру – с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть – благодарю!
(Дмитрий Мережковский)
Как вы думаете, в чем заключается наша хвала Богу? Как можно прославлять Бога?(дети отвечают)
Христиане прославляют Бога словами и добрыми делами. Делами прославляет Бога тот, кто Его слушается во всем, потому что добрым быть лучше, чем злым. Бог Сам очень добрый и добрых людей любит, а злые постоянно злобствуют и тем мучают сами себя.
7. Итог урока.
— Что такое Божий суд? (Ответ перед Богом за свои земные дела и поступки)
— Почему Божий Суд называется также Страшным Судом? (После Божьего суда ничего нельзя исправить).
— Что значит бессмертие? (Тело умирает, а душа нет).
— Для чего нам надо соблюдать Заповеди и Добродетели Божии?
(Чтобы Бог нам даровал жизнь вечную.)
8. Рефлексия.
— Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока?
— Пригодится ли этот урок вам в жизни?
9. Задание на дом.
Задание.
Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» — та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?
1. ________________________________________________
2. ________________________________________________
3. ________________________________________________
4. ________________________________________________
5. ________________________________________________
Тема урока. Православие о Божием суде.
Цели урока. Формирование чувства ответственности за свои поступки и слова.
Задачи:
- познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество»;
- побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости;
- подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;
- развитие духовно-нравственных качеств: сострадания, сопереживания, милосердия;
- совершенствование навыков работы с текстом, умение находить и выделять главное в тексте;
- воспитание чувства любви к ближнему;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.
Ключевые понятия: Божий суд, бессмертие, одиночество.
Оборудование: презентация, иллюстрации из учебника, карточки.
Ход урока.
1.Орг. момент.
— Посмотрите, всё ли готово к уроку.
Желаю вам сегодня благотворно потрудиться.
2. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним о том, как Бог сотворил мир и человека.
— Что сначала сотворил Бог?
Сначала Бог сотворил мир невидимый — духовный.
Мир невидимый – это ангельский мир.
Затем Бог сотворил мир видимый.
— Что относится к видимому миру? (дети отвечают)
Это все, что мы видим вокруг. Земля, вода, небо, звезды, растения, животные…
— Что является венцом божьего творения?
Венец Божьего творения – человек.
В человеке Бог соединил мир невидимый и видимый.
— Как Бог соединил в человеке мир видимый и невидимый? (дети отвечают)
У человека есть душа и тело.
Т.е. человек – это живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.
Задание 1. Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:
вечность — время, инстинкт — разум, зависимость — свобода, радость – удовольствие.
Тело Душа
___________________ ___________________
__________________ ____________________
___________________ ___________________
___________________ ____________________
Дети пишут.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
К телу относятся значения? (дети отвечают)
Время, инстинкт, зависимость, удовольствие.
К душе относятся значения? (дети отвечают)
Вечность, разум, свобода, радость.
Вывод. Посмотрите, все, что относится к телу, а значит и к миру – временно. А все, что относится к душе – вечно. Потому что душа бессмертна, а тело смертно и окружающий нас видимый мир тоже не вечен.
— Как вы думаете, каково предназначение человека, какова цель его земной жизни? (дети отвечают)
По замыслу Божию, человек имеет высшее назначение в мире. Имея бессмертную душу, человек призван, во-первых, сам соединиться с Богом и пребывать в вечном блаженстве, и, во-вторых, имея тело, соединить через себя с Творцом весь видимый мир, привести его к преображению (бессмертию). Видите, какую ответственность каждый человек несет перед Богом, перед людьми и перед всем миром.Чтобы человек смог исполнить свое предназначение, Бог сотворил душу человека по образу и подобию Своему.
— Что должен выполнять человек, чтобы соединиться с Богом. (Выполнять заповеди и добродетели Божии).
— Всегда ли мы их выполняем? (Нет) А почему?
— Какие поступки вы совершаете?
— Всегда ли вы рассказываете о плохих поступках? (Нет, т.к. бывает стыдно, боимся наказания, осуждения).
— Как иначе называют плохие поступки? (Грех)
— Можно ли скрыть свои грехи от людей?
— А перед Богом? (Нет, т.к. бог сотворил душу, поэтому знает, что с ней происходит)
(После обсуждения ответов учащихся подвожу их к мысли о том, что Бог всевидящ, всемогущ и вездесущ – он знает о каждом нашем слове, поступке, мысли).
3. Определение темы урока (учащиеся)
— Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми?
Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Как вы понимаете, что такое Божий суд?
— Кто и где принимает решение о том, что ждет человека после смерти?
(Божий суд)
На уроке вы узнаете, что говорит православие о Божием суде. (Записать на доске число и тему урока).
4. Целеполагание.
Есть у политиков такое выражение – casusbelli(казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.
-Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надоотноситься к людям?
— Что, по вашему мнению, вы узнаете и чему научитесь на уроке?
— Как вы думаете, важно ли это для жизни человека?
5. Словарная работа.
— Какие же будут ключевые слова нашего урока.
Запись на доске и в тетради: бессмертие души, Божий суд (Страшный суд), одиночество.
6. Открытие нового знания.
В православии есть наука, которая учит как правильно христианину вести себя в жизни, «держать себя в узде». Называется эта богословская наука - аскетика. С греческого слово «аскеза» переводится как «упражнение». Православная аскетика — это «упражнения для души», которые помогают исцелиться от греха. Одно из «упражнений» православной аскетики – пост.
Из полной редакции учебника:
В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи.
Святой Иоанн Златоусттак объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.
В Евангелии есть притча о том, какое значение имеет такая сэкономленная копеечка для судьбы человека. Это притча о Божием суде.
Чтение текста в учебнике о Божием суде. с.72
(Подготовленный учащийся) Притчу о Божием суде прочитает Милёшкина Альбина
Анализ текста.
— Как вы думаете, кого символизируют овцы и козлища? (дети отвечают)
Овцы символизируют праведников — людей добрых, готовых всегда пожертвовать собой ради ближних. Козлища являют собой образ грешников, которые будут осуждены, ибо, живя на земле, они не принесли доброго плода.
Эта притча показывает нам, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, — это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое Ему. Любой человек – посланник неба на Земле.
Работа по карточке. Задание 2.
Пользуясь текстом, заполните таблицу.
Задание 2. Заполните таблицу.
праведники
Христос
грешники
был голоден
жаждал
был странником
был наг
был болен
был в тюрьме
Дети заполняют таблицу. Разбираем таблицу.
— Как мы должны жить? Приведите известные вам факты. (По таблице: голодного – накормить и т.п.)
Слушаем врезку и смотрим картину.
В древнерусской летописи рассказывается о том, как князь Владимир выбирал веру.
А Иван Эггинк написал картину «Великий князь Владимир выбирает веру».
ВРЕЗКА
Отрывок из Древнерусской летописи читает Никитина Вика.
Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись во имя Святой Троицы, как и сказано в Евангелии: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.
Анализ текста.
— Какую завесу показал князю философ? (Судилище господне)
— Почему князь Владимир решил ещё подождать с выбором веры? (Потому что на картине был изображён Страшный суд)
Слайд 15. Икона «Страшный суд». Середина XV века. Новгород.
— Давайте и мы посмотрим изображение Страшного суда на православной иконе.
В центре иконырасполагается образ Иисуса Христа. Иисус Христос, сидит на троне с распростертыми в стороны руками, на которых видны раны от гвоздей, его окружает сияние. Слева от него стоит Богородица, а справа — Иоанн Предтеча. Они молятся за весь человеческий род. К трону с двух сторон припадают на коленях Адам и Ева, молящиеся за своих потомков. По сторонам изображены 12 апостолов, сидящих на престолах, а позади них – Ангелы.
Сверху изображаются ангелы, свивающие небо (небо подобно свитку с расположенными на нем небесными светилами).
Ниже Христа находится – Престол Уготованный, на котором обязательно присутствует Крест. Справа – группа праведников, слева – группа грешников.
Внижнем правом углу течёт огненная река, проходящая вниз через всю композицию и разделяющая ее на две части.
Река часто заменяется изображением змея. На теле змея подобия узлов с записанными в них названиями грехов.
Ниже слеваизображается рай. Рай включает изображения дверей, охраняемых огненным херувимом, Авраамом, Богородицей и благоразумным разбойником. Авраам на седалище, по сторонам от него стоят праведные души в образе детей. Богоматерь изображается на троне, с двумя Ангелами по сторонам. Рядом, у врат рая, благоразумный разбойник с крестом на плече. Райские двери — прямоугольная конструкция, в которую вписано изображение шестикрылого Ангела. У дверей шествие праведных в рай, предваряемое апостолом Петром с ключами. За ним, первым в ряду праведников, часто изображается апостол Павел, иногда – преподобная Мария Египетская.
Внизу справа изображается ад. В геенне изображается Сатана – человекоподобная фигура, восседающая на адском звере, который пожирает грешников. На коленях у Сатаны – душа Иуды в образе ребенка.
Адские мучения изображаются в виде нескольких ячеек с так называемыми «личинами». Обычные подписи: «Огонь неугасимый» (человеческие фигуры или головы в пламени), «Червь неусыпающий» (черепа и черви на темном фоне), «Плач» (иногда «Мрак») и «Скрежет зубов» (фигуры или головы на темном или красном фоне, люди плачут, иногда скалят зубы).
Как вы думаете, почему Божий Суд называется также Страшным Судом? (дети отвечают)
Представьте, что вы перепачкались и вас выставили в таком виде на всеобщее обозрение. Вам и стыдно и страшно. Бог – это Свет и в божественном свете на Суде откроется вся неправда души, как грязь на одежде и теле. В том числе и та неправда, которую мы порой прячем глубоко в себе, стыдясь признаться. И еще потому Божий суд называется Страшным, что после этого Суда уже ничего нельзя будет исправить.
Как вы думаете, почему сделанное нами добро или зло для ближних Бог принимает на свой счет? (дети отвечают)
Потому что Бог всех людей считает Своими детьми. И Бог, как и наши родители огорчается, если Его детей обижают, и радуется, когда Его детям делают добро.
Чтение текста с. 73-74
Слайд 16. Просит убогий, а подашь Богу.
В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире-царевиче включил такой эпизод: (читает подготовленный ученик Пименов Илья)
Учитель.
За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.
В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).
Эти слова означают, что Свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.
Анализ текста
Слайд 17. Святой Христофор. Иероним Босх.
— Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (дети отвечают)
Работа по карточке. Задание 3
Вычеркните дела, которые не являются добродетелями.
Справедливость, рассудительность, лень, жадность, мужество, злопамятность, великодушие, благотворительность, лживость, гостеприимство, общительность, честность, злость, искренность, гнев, терпение, странноприимство, радушие, равнодушие, щедрость, смелость, долготерпение, трусость, сострадательность, трудолюбие, смирение, гордость, милосердие.
Дети работают. Разбираем задание.
Слайд 19. Бессмертие.
<p