Применение тестовых заданий на уроках биологии

Содержание
1. Значение проверки знаний учащихся по биологии
2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями
4. Виды тестовых заданий.
5. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки.
Литература

1. Значение проверки знаний учащихся по биологии
Проверка знаний и умений — важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование  картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся — непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Специфика уроков природоведения и биологии, характеризующихся высоким уровнем интеграции материала в содержании и недостаточностью времени для его изучения (2 раза в неделю), требует ускоренного процесса проверки знаний учащихся.
 Это возможно за счёт использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.
Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.
 Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе. В этой связи остановимся на некоторых аспектах составления и применения тестирования при проверки знаний по биологии.

2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся класса, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них — высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
Специфика уроков природоведения и биологии, характеризующихся высоким уровнем интеграции материала в содержании и недостаточностью времени для его изучения (2 раза в неделю), требует ускоренного процесса проверки знаний учащихся.
 Это возможно за счёт использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.
Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.
 Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе. В этой связи остановимся на некоторых аспектах составления и применения тестирования при проверки знаний по биологии.

3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.
Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.
Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним.
Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.
Классификация тестов по уровням усвоения.
1.Тесты первого уровня усвоения:
— Тесты на опознания
— Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
— Тесты с частицей «НЕ»
— Тестовые задания на задания биологических терминов
— Тестовые задания с использованием рисунков.
2. Тесты второго уровня усвоения:
— Тесты с выбором нескольких правильных ответов
— Тест «на подстановку»
— Тестовые задания на классификацию объектов и процессов
— Тестовые задания на определение последовательности событий
3. Тесты третьего уровня:
Тесты третьего уровня — это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.

4. Виды тестовых заданий.
Тестовые задания представляют собой единицу теста, содержащие какой-то один элемент знания. Их объединяют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений предметов, явлений природы и окружающего мира, связи между ними. Объём теста, как правило, рассчитывается на 10-12 минут работы ученика.
Тестовые задания могут быть следующими:
1. Тесты на опознания.
В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».
Например:
Все млекопитающие имеют четырёхкамерное сердце
А. Да
Б. Нет

2. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.
Примеры.
1. Какая группа объектов относится к живой природе?
А. Берёза, дом, собака.
Б. Растение, животные, человек.
В. Река, машина, трава.
Ответ: Б.
2. Какие почвы особенно богаты перегноем?
А. Чернозёмные.
Б. Песчаные.
В. Глинистые.
Ответ: А.
3. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки — экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.
Например:
1. Укажите растение, которое имеет сложные листья.
А. Дуб.
Б. Липа.
В. Акация
Г. Смородина
Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву В.
4. Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в  которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину природоведческого явления.
Пример.
1. Определи наиболее правильный ответ на вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?
А. Тепло, влажность, свет, почва.
Б. Воздух, тепло, свет, почва.
В. Тепло, свет, почва.
Г. Воздух, влажность, тепло.
Ответ: Г.
2. Отметь признак, являющийся главным для плода растения.
А. Круглый.
Б. Имеет семена.
В. Полезный.
Г. Съедобный.
Ответ: Б.

4. Тестовые задания на определение природоведческого понятия.
В этом случае можно предложить определение и представить возможность выбора соответствующего термина или, наоборот, указать понятия и представить возможность  выбора определения.
Примеры.
1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения — это…
А. Перегной
Б.  Песок
В. Почва
Г. Полезное ископаемое.
Ответ: В.
2. Дерево – это…
А. Многолетнее растение с хорошо выраженным стеблем, покрытым корой.
Б. Многолетнее растение с ветками, начинающимися у поверхности земли.
В. Многолетнее растение, не имеющее выраженного ствола.
Ответ: А.
4. Тестовые задания с частицей «НЕ».
Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Рассмотрим примеры подобных заданий.
1. Какую функцию НЕ выполняет стебель?
А. Передвижение органических веществ.
Б. Передвижение минеральных веществ.
В. Опорную.
Г. Поглощение воды и минеральных солей.
Ответ: Г.
5.Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности учащихся коррекционной школы усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.
Рассмотрим примеры подобных заданий.
1. Какие из перечисленных органов относятся  к органам пищеварения?
А. Желудок.
Б. Почки.
В. Тонкий кишечник.
Г. Сердце.
Д. Толстый кишечник.
Е. Лёгкие.
Ответ: А, В, Д.
7. Тестовые задания с использованием рисунков.
Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированности умения наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответ
Например:
Рассмотрите рисунок и перечислите органы

Ответ: Б.Д.
8. тесты могут быть составлены в необычной (возможно, шуточной) форме.
Пример.
Грибница – это…
А. Девочка, собирающая грибы.
Б. Суп из грибов.
В. Тело гриба.
Г. Время сбора грибов.
Ответ: В.
5. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки
1) Особенности текущей проверки с использованием тестовых заданий.
Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей проверки, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся специальных (коррекционных) школ. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер).
Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного или того же понятия, как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом.
Например, для проверки усвоения знаний о роли мышц лица можно применить следующее тестовое задание:
1.Мимические мышцы …
А. Обеспечивают вертикальное положение тела человека.
Б. Выражают чувства человека.
В. Участвуют в формировании звуков.
Ответ: Б.
Наряду с тестовыми заданиями знания о мышцах проверяются также с помощью обычных вопросов. Ученику предлагается рассмотреть изображение мимических мышц на рисунке и рассказать об их роли.
Реализации дифференцированного подхода на уроке способствует применение всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного ответа.
В последние годы тестовые задания широко применяются на уроках биологии для текущей проверки знаний учащихся. При этом тестовый контроль дополняется традиционными формами и методами проверки, что повышает объективность оценки результатов обучения.
2) Тематическая проверка знаний.
В меньшей степени нетрадиционные формы и методы проверки применяются для итогового контроля. Учитель не доверяет им, считая, что они не могут дать объективной картины состояния знаний учащихся. Однако подобное мнение нельзя назвать правильным. Дело в том, что тестовый контроль занимает меньше времени, позволяет проверить большой объем знаний у всех учащихся одновременно. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем, в конце полугодия и даже года.
Для проведения тематического контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большого числа заданий (10) и традиционных вопросов. На проведение подобного задания выделяется целый урок.
Целесообразно в тест, включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к моменту проведения итогового урока учащиеся уже должны овладеть умением работать с различными заданиями.
Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний умственно отсталых школьников. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий — на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая — на порядок сложнее. Например, тест содержит 10 заданий, из которых 5 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на порядок сложнее.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить учащимся 10 тестовых заданий и 1 задание со свободным ответом.
Таким образом, сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволить повысить достоверность результатов проверки знаний и умений учащихся, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.
По разделу биологии «Человек» рассмотрим пример тестовых заданий в 9 классе по блоку знаний «Опора тела и движение».
  Основная часть.
I. Выберите один правильный ответ:
 1. Какое количество костей насчитывается в организме человека?
        А.  Более 50.
        Б.  Более 200.
        В.  Более 1000.
Ответ: Б.

2. Неподвижно соединены:
        А. Кости черепа.
        Б.  Позвонки.
        В.  Рёбра.
Ответ: А.

3. Полуподвижное соединение имеется в:
        А.  Коленном суставе.
        Б.  Черепе.
        В.  Позвоночнике.
Ответ: В.

4. Укажите, какая из перечисленных костей, является единственной подвижной костью черепа:
        А. Носовая.
        Б. Лобная.
        В. Височная.
        Г. Нижнечелюстная.
        Д. Верхнечелюстная.
Ответ: Г.

5. Мимические мышцы
        А. Обеспечивают вертикальное положение тела.
        Б. Выражают чувства человека.
        В. Участвуют в формировании звуков.
Ответ: Б.

II. Выберите несколько правильных ответов:

6. Какие из названных костей относятся к лицевому отделу черепа?
        А. Носовые.
        Б. Скуловые.
        В. Теменные.
        Г. Затылочные.
        Д.  Челюстные.
Ответ: А, Б, Д.

7. Укажите, какие из перечисленных костей составляют грудную клетку.
        А. Грудина
        Б. Тазовая кость.
        В. Шейный отдел позвоночника.
        Г. Грудной отдел позвоночника.
Ответ: А, Г.

8. Какие из перечисленных костей относятся к скелету верхней конечности?
        А. Кости кисти.
        Б. Бедренная кость.
        В. Локтевая кость.
        Г. Тазовая кость.
        Д. Плечевая кость.
Ответ: А, В, Д.

9. Укажите кости нижней конечности.
        А. Тазовая кость.
        Б. Лучевая кость.
        В. Бедренная кость.
        Г. Берцовая кость.
        Д. Локтевая кость.
Ответ: А, В, Г.

10. Что может привести к искривлению позвоночника?
        А. Неполноценное питание.
        Б. Правильная посадка за столом.
        В. Неправильная посадка за столом.
Ответ: А, В.
3.Итоговая (годовая) проверка знаний.
Велика роль нетрадиционных форм и методов проверки не только для тематического контроля знаний и умений учащихся коррекционных школ  по биологии, но и для итоговой проверки, в конце учебного года. Этот контроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебного материала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенного характера. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основными видами учебной деятельности.
Для получения объективных результатов, кроме тестовых заданий, целесообразно включать также в проверочную работу традиционные задания, требующие свободного ответа.
Рассмотрим пример проверочной работы для итоговой проверки знаний учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида по предмету биология, раздел «Животные».
I.  Выберите один правильный ответ:
1. Укажите самое крупное животное нашей планеты.
А. Жираф.
Б.  Кабан.
В. Синий кит.
Г. Слон.
Ответ: В
2. Среди перечисленных животных найдите домашнее.
А. Лиса.
Б. Собака.
В. Волк.
Г. Мышь.
Ответ: Б.
3. Какое из перечисленных насекомых одомашнено человеком?
А. Пчела.
Б. Комар.
В. Муха.
Ответ: А.
4. Какая из перечисленных рыб НЕ является речной?
А. Щука.
Б.  Сельдь.
В.  Речной окунь.
Ответ: Б.
5. Какая группа животных относится к земноводным?
А. Крокодил, ящерица, черепаха.
Б. Щука, карась, карп
В. Жаба, тритон, лягушка.
 Ответ: В.
6. Какое из перечисленных животных НЕ является пресмыкающимся?
А. Тритон.
Б. Гадюка.
В. Уж.
Г. Черепаха.
Ответ: А.
II Выберите несколько правильных ответов:
7.
III. Заполните таблицы:

Задания со свободным ответом.
1. Какое значение имеет противопоставление большого пальца остальным на руке человека.
2. Каким образом приспособилась божья коровка от поедания птицами.
Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразно, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за полугодие, год. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.
Тестовые задания по теме: «Основные экологические закономерности»
I Выберите один правильный ответ:
II. Выберите несколько правильных ответов:
III. Заполните таблицу:
IV. Дополнительное задание:
.
Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итого контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение различных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.
Литература
1.  Беспалько В.П. педагогика и прогрессивные технологии обучения. ИРПО, — М., 1995г.
2.  Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. разработка и применение тестов успешности обучения. — М., 1996г.
3.  Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., 1997г.
рлпдордпордародароад
 

1991
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!