Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках литературы.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

 

Актуальность и перспективность представленного опыта по проблеме интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроке литературы объясняется, во-первых, задачами современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе является расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний различных видов искусства и литературы. Искусствоведческий материал вводится в уроки литературы не только для объяснения и комментирования тех или иных литературных явлений, но и целях углубленного восприятия школьниками единой картины мира, формирования представлений о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.

   Во-вторых, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы способствует активизации процесса эстетического образования школьников, обеспечивая вовлечение учащихся в диалог искусств для формирования в каждом из них личности, мыслящей вконтексте гуманитарной культуры и способной отличать истинное искусство от суррогата.

   В-третьих, интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Структура интегрированных уроков требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы и обязательно подключения современных способов организации и изучения учебного материала.

   Опыт работы по данной проблеме практически значим для учителей, работающих в классах с углубленным изучением предмнтов художественно-эстетического цикла, гуманитарных профильных классах При переходе современной  школы к профильному образованию интеграция – одно из основных условий его успешной реализации.

    Представленный инновационный опыт перспективен, так как применение интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы способствует достижению нового качества образования. 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Теоретическая база опыта.

 

В течение нескольких лет я работаю в классах с углубленным изучением предметов изобразительного искусства. Именно эти условия заставили меня обратиться к проблеме интеграции предметов художественно-эстетического цикла на уроках литературы. Практика показала, что такие уроки благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование высокого эстетического вкуса. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие литературы, музыки, изобразительного искусства, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, воплощение увиденного и услышанного в собственном творчестве, собственных открытиях.

  Основные концептуальные положения предложенного инновационного педагогического опыта можно конкретизировать в следующих тезисах:

·      уважение мнения и личности ребенка;

·      мотивированность обучения;

·      проблемность обучения;

·      индивидуальный подход в сочетании с групповым и коллективным взаимодействием;

·      самоопределение и самореализация учеников на различных уровнях учебного диалога;

·      интегративный отбор содержания образования в соответствии с поставленной учебной задачей;

·      интенсификация учебного процесса.

Теоретической основой для накопления опыта по указанной проблеме послужили работы Гуковской Е.Н., автора методики сопоставления художественной литературы с произведениями других видов искусства, Зарецкой И.И., занимающейся проблемами интегрированного урока в системе гуманитарного образования, Браже Т.Г. «Интеграция предметов в современной школе», а также статьи Збарского И.С., Маранцмана В.Г. .

 Выделится следующие уровни (ступени) интеграции:

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным. (Например, тема: «Природа в творчестве композиторов, художников, писателей и поэтов. Интегрированный урок «Портрет дерева — берёзки». Героико- патриотическая тема в искусстве: «Образ защитника Отечества»)
2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов). В рамках предметов изобразительного искусства и музыки решается проблема: «Как музыка и изобразительное искусства влияют на настроение человека». Тема урока: «Звук может быть окрашен, а цвет может звучать».
3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).
4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

   В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.

 

Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

I.      цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.);

II.   подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали

III.определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это — идея, явление, понятие или предмет);

IV.определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это — идея, явление, понятие или предмет);

V.    создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний;

VI.переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

     Таким образом,интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

 

 

 

Ведущая педагогическая идея

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках литературы создает оптимальные условия для личностно-ориентированного подхода в обучении, для сотворчества учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности и развивающих приемов обучения.

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Оптимальность и эффективность средствв  процессе интеграции на уроках литературы интегрируются и технологии обучения:

1. Личностно-ориентированное обучение: опора на субъектный опыт ученика, организация субъект-субъектных связей в деятельности, создание условий для раскрытия личностного потенциала обучающихся.

 2. Технология мастерских: развитие творческого мышления, эмоциональной(чувственной) сферы каждой личности, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

 3.  Технология  сотрудничества: эффективная работа в коллективе, умение работать сообща в различных ситуациях, предотвращая возникновение проблем или умело выходя из различных конфликтных ситуаций. Эта технология помогает мне решать конкретные задачи урока в режиме конструктивного учебного диалога, создавать благоприятный эмоциональный климат на уроке.

4. Проектные технологии: приобретение знаний в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В своей работе я использую различные  формы реализации проекта: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п. (Выставочный прект «Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя», мультимедийный проект «В борьбе со стихией (романтизм в  разных видах искусства», урок-вернисаж по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.) Творческие проекты учащихся представляют практический интерес для учителей не только литературы, но и МХК, изобразительного искусства, музыки.

5. Информационно-коммуникативные технологии: развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

   Применение данных технологий направлено на создание ситуации успеха, организацию обучения без принуждения, развитие сотрудничества, повышение качества  литературного образования.

 

Результативность опыта(ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).Результатом своей работы вижу следующее:

увеличение интереса учащихся к предмету;

включение каждого ученика в развитие и обучение;

раскрытие творческих способностей учащихся;

умение самостоятельно давать оценку явлениям действительности;

воспринимать мир как единое гармоническое целое;

внутрипредметные системные связи  позволяют выявить  резервы в обучении, что дает возможность сделать акцент на развитии творческих способностей  обучающихся.

 

Также результат интеграционного взаимодействия ИЗО и литературы на моих уроках – призовые места на различных этапах  Всероссийской олимпиады по литературе и мировой художественной культуре:

  Сорокина Дарина– призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по МХК (2010г., 2011г.);

Шуверова Аня – победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2010г., 2011г.), участница заключительного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по литературе(2011г.);

Игонова Лиза, 7а класс – призёр муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников по литературе ( 2014г.).

Победа в конкурсе выставочных проектов( иллюстрации к художественным произведениям), г. Москва.

   Основное затруднение, которое возникает при использовании форм интегрированного урока, заключается в том, чтобы найти увлеченного литературой учителя изобразительного искусства и музыки.

 

 

1130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!