Воспитание эстетической культуры у младших школьников в процессе образования.

  Воспитание эстетической культуры у младших  школьников   в процессе образования.

  О.В. Ивенина

(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск)

 

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут…».

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.

В школе эстетическое образование происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве, уроках художественного труда). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания.

 

Нами был проведён эксперимент. Он проходил в 2 этапа: 1 этап – анкетирование, 2 этап – разработка урока по литературному чтению. Цель эксперимента: выяснить отношение детей к искусству, выявить возможности средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Детям была предложена следующая система вопросов:

1.     Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?

2.     Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3.     Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

4.     Хотел бы ты бывать там чаще?

5.     Что ты знаешь об искусстве?

6.     Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

7.     Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

8.     Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?

Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. На вопрос:  «Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 21 человек,  «не очень» — 4 человека, 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 22 человека хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос  «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались  «не знаю» или  «не помню» 15 человек, «много» ответили 4 человека, не распространяя свой ответ, и лишь 7 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство — это когда человек творит картины, рисует их»,  «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4 человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области искусства.

На вопрос  «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили отрицательно. Однако, на вопрос  «Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?» «да» ответило лишь 12 человек – меньше половины класса. Думаю, что это можно объяснить тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на старшую аудиторию.

На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились.

Положительно отреагировала лишь половина класса (11 человек), 5 человек написали  «не очень» и  «нет» – 10 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими  «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравится не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка.

Следующим этапом эксперимента являлся урок.  Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность.

Основной образовательной задачей урока было познакомить детей со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к искусству. Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.

Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, составляли словесные картины, упражнялись в стихосложении, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Эстетично представленная презентация к уроку способствовала активизации деятельности детей, воспитанию эстетического вкуса. Урок прошел на высокой эмоциональной ноте.

Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

Результативность этого урока несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека.

Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.       Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983 г.

2.       Взаимодействие искусств в педагогическом про­цессе. Межвуз. сб. научн. трудов. Л-д,1989 г.

3.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в дет­ском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.

4.       Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. Для учителя. М., 1983 г.

5.       Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986г.

874
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!