Поликультурное воспитание - один из существенных факторов формирования личности младшего школьника.
Поликультурное воспитание — один из существенных факторов формирования личности младшего школьника.
А.В. Иванова,
(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).
Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер.
На формирование культуры нравственных отношений накладывает отпечаток национальная особенность каждого этносоциума, своеобразие традиций, обычаев, стереотипов поведения, тех черт национального характера, которые складывались на протяжении всей истории той или иной нации. В сложившихся условиях задача формирования культуры нравственных отношений, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях, в школах с многонациональным составом учащихся приобретает особую актуальность.
Вопросы воспитания личности, с уважением относящейся к своим этническим корням и в тоже время лишенной национальной ограниченности приобретают особую актуальность и могут быть через мировой опыт поликультуризма с учетом теоретических и практических разработок по этой проблематике отечественных исследователей (АЛО. Белогрудов, Г.Д. Дмитриев, Б.Л. Вульфсон, В.В. Макаев, Д.В. Сажин и др.).
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используется активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы, исторические рассказы, изучение обычаев, этикета. Проблемы поликультуризма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования.
Исходя из принципов и функций поликультурного воспитания, мы, педагоги, строим свою работу.
Край Мордовский сердцу дорог,
Реки, лес, поля, луга.
Нет на свете лучше места,
Чем Мордовия моя!
Что мы знаем о республике, в которой живём? Что известно нам о культурном, духовном наследии народов, населяющих Мордовию? Что каждый день наполняет наши сердца, сердца педагогов счастьем? Главное наше счастье – дети. Дети, ради которых в Мордовии созданы все условия для успешного обучения и становления деятельной, активной, здоровой личности. Дети, которых мы приобщаем к народной культуре, что в наши дни представляется очень важным. Ведь проявление грубости и зла, антигуманности среди людей явилось отлучение в прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры. Без исторической памяти нет традиций, без национальных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет воспитания, а без воспитания нет личности. Академик Д.С. Лихачёв отмечал: « …Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Поэтому задачей современной школы является передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме, воспитание высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам.
При изучении любого предмета в начальной школе особое внимание уделяется поликультурному образованию. Трудно переоценить освоение данного материала в интегрированном курсе «Окружающий мир» (УМК «Гармония»). Продуктивное использование оснований для интеграции в системе поликультурного образования эффективно способствует поликультурному развитию личности. Разработанность в классических предметных методиках системно – функционального и деятельностного подходов в обучении позволяет скорректировать содержание, насытить его новым материалом и способами познания, создать в обучении школьника целостную развивающую среду, способствующую освоению учебной программы и решению глубинных воспитательных задач. В качестве примера можно привести цикл уроков на тему: «Как жили наши предки», где задачами являлось – познакомить детей с различными видами народной культуры, промыслами не только мордовского народа, но и татарского, чувашского. Дети знакомились с мастеровыми людьми, углубляли восприятие фольклорных образцов. В ходе занятий знакомились с особенностями традиционного быта, с проявлением языческой и христианской религии.
Чрезвычайно эффективен метод моделирования ситуации. Во время беседы о народных промыслах создаётся под руководством педагога определённая среда, которую мы соотносим с эпохой жизни наших предков. Ученики как бы «проживают» этап развития человечества на уроке – путешествии «В гости к мастеровым людям».
Здесь и кузнец в национальной одежде того времени, ремесленные инструменты.
Вот мы в кузницу пришли,
Кузнеца мы здесь нашли.
Сила кузнецу нужна,
Слабым здесь не место,
Молот в руки он возьмёт,
Станет сразу тесно.
Вот и вышивальщица в панаре, расшитом мордовским орнаментом, вот и татарская мастерица за работой.
Орнаменты мордовские, узоры –
Вот гордость вышивальщицы во все века,
Чудесно вышиты искусные подзоры.
Они останутся в почете навсегда.
Мастерицы напевают старинные национальные песни. Побывали мы в гостях и у гончара, познакомились с его работами.
Знаменитый здесь гончар,
Покупайте-ка товар.
Вот из глины кружки,
Кувшины, чашки, ложки.
Всё в хозяйстве пригодится,
Выбирайте-ка, девицы!
Посетили резчика по дереву.
Вот перед нами резчик – мастер предстаёт,
В Подлесной Тавле он живёт
По дереву он режет, посмотрите,
Какая тонкая работа у него.
Без дела не бывает он давно.
Выставка работ резчика настолько заинтересовала ребят, что у них появилось желание самим попробовать вырезать какую-нибудь фигурку.
Завораживающая красота кружевных изделий надолго запомнилась детям.
Кружева вы, кружева – трудная работа.
Посмотрите, красота! Девушкам забота.
Скатерти, салфетки шали,
Где красивей вы видали?
В конце урока подвели итог – труден и благороден труд народных умельцев. Каждый народ создавал свою культуру, свою религию, но многие века их связывает крепкая дружба, тесные культурные взаимоотношения. Мы наблюдаем взаимопроникновение элементов народных культур, заимствование этнических компонентов.
Благодаря таким урокам, внутренней интеграции и нацеленности на творческий результат, достигается максимальная концентрация восприятия и проникновения в изучаемую тему, а приобретаемый жизненный опыт ярко запечатлевается в памяти. Важно, чтобы ученик имел возможность выразить себя в рамках народной традиции.
Важно включать сюжеты поликультурного наследия, образы в учебную тему на уроках математики, русского языка, литературного чтения.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что основной задачей поликультурного образования должно стать воспитание национального самосознания. Достичь этого можно лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции не только своего народа, но знакомились с историей, языком, культурой других этнических групп. Ибо чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма.
Литература:
1. Афанасьева А.Б. Народное творчество в эстетическом развитии ребёнка. Ростов на Д, 2004.
2. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект методического исследования.
3. Лузгин А. Промыслы и мастеровые люди Мордовии/Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»: АНО «Дом народных ремёсел», 2009. – 48 с.: ил. – (Мой край мордовский).
4. Титова И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе// Академические чтения. Вып.3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002
5. Мокшин Н. Мы – мордва! – Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007. – 48с.: ил.
6. Филатова, Н. П. Учитель как ключевая фигура в процессе формирования поликультурной компетенции школьников / Н. П. Филатова // Наука и образование. – 2009. — № 2. – С. 33-37.