Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Атемарский детский сад №1 «Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающая технология

«Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила:

                                                                                           воспитатель высш.                  

                                                                                  кв. категории

                                                                                  Фадеева О.С.

 

 

«Человек – совершенство природы.

                                                           Но для того, чтобы он мог пользоваться

благами жизни, наслаждаться ее красотой

                                      очень важно иметь здоровье.

Здоровье – не все, но без здоровья ничто».

 

                                                                                                       Сократ

 

 

      Здоровье – важнейший показатель, отражающий биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние общества, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития мед. Помощи, служб охраны материнства и детства и, в конечном счете, — отношение государства к проблемам здоровья.

      Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и умственного потенциала. В современной России из десяти человек здоровы только два. Особо остро стоит проблема здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, кол – во здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Поэтому, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать в России, в т.ч. и в Мордовии, приоритетные позиции. В связи с чем проблема охраны и укрепления здоровья детей, формирование ЗОЖ у воспитанников, их родителей и педагогов ставится в центр работы нашего образовательного учреждения.

       В МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок» реализуется «Программа оздоровления детей дошкольного возраста «Здоровье» на 2012 – 2016 годы», которая является стратегическим планом улучшения здоровья детей. Данная программа ориентирует педагогов на поиск наиболее эффективных, новых форм работы по оздоровлению детей. Одной из таких форм работы  и темой моего исследования стало «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».

      Работая над данной темой я увидела актуальность своего исследования в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

      В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей нет. Конечно, причин тому множество: экологические, медицинские, социальные, генетические. Одна из таких причин – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ ЗОЖ, т.е. выработки правильных привычек, которое в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

      Такое понятие как «нетрадиционные методики оздоровления» появилось сравнительно недавно и за несколько лет стало достаточно распространенным. Это фундамент физического и психологического здоровья, возможность выплеснуть накопившуюся энергию, освоение жизненно необходимых навыков и умений.

      В связи с этим мной были поставлены следующие цели:

1. Научно – методическая.Внедрение комплексной системы оздоровления детей с помощью одной из коррекционных технологий сохранения и укрепления здоровья с учётом регламентации воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы.

2. Практическая.

— Совершенствование функциональных возможностей детей,  социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья;

— Повышение речевой активности детей.

 

Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:

 

1.     Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.

2.     Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье.

3.     Формированиие стойкой мотивации на ЗОЖ.

4.     Воспитание гармонично – развитой личности.

Используя нетрадиционные методики оздоровления, я планировала добиться получения следующих результатов:

— Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

-  Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

— Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

-  Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

— Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

-  Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

-  Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

-  Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

-  Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 

      Организуя свою работу по данному направлению мне хотелось остановиться на одной из нетрадиционных методик оздоровления, которая носит коррекционный характер – фонетическая ритмика.

     Участвуя в секции «Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования» VВсероссийского форума “Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» меня заинтересовала влияние фонетической ритмики на речевую активность детей дошкольного возраста. Где обсуждалась данная технология.                    Фонетическая ритмика как метод работы над произношением  появилась в Хорватии несколько лет назад и использовалась для работы с глухими и слабослышащими детьми. Достоинства этого метода давно перешагнули рамки работы со слабослышащими детьми, фонетическую ритмику в наше время используют в своей работе учителя – логопеды, воспитатели и др. педагоги.

 

Основные направления в занятиях  по фонетической ритмике

 

§        Соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

§        Формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической сторонами.

 

Значение использованиязанятий  по фонетической ритмике

 

§        Развитие памяти, внимания;

§        Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков;

§        Улучшение голосовых возможностей;

§        Работа над ударением, ритмом, интонацией;

§        Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз;

§        Развитие координации движения.

 

Основные элементы фонетической ритмики

 

— напряженность;

— интенсивность;

— время.

 

Гипотезоймоего исследования является следующее определение: речевая активность детей будет выше, если в систему НОД включить занятия по фонетической ритмике.

 

Предмет:Система применения фонетической ритмики.

 

Объект исследования:система оздоровительной работы с помощью средств фонетической ритмики.                                                                                                                                                    

 

Новизна: Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

 

Упражнения по фонетической ритмике направлены на:

§        нормализацию речевого дыхания;

§        формирование умения изменять силу и высоту голоса;

§        правильное воспроизведение звуков и сочетаний;

§        воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

 

Обязательное условие занятий по фонетической ритмике

1.     Эмоционально – положительный фон.

2.     Активное использование жестов, мимики, интонации

 

1.Мной была подобрана и изучена научно – методическая литература по теме: авторские программы и рекомендации Кудрявцева, Н.Ю. Костылевой и отдельных педагогов в рамках рубрики «Школа здоровья».

2. О результативности использования фонетической ритмики  в системе оздоровительной работы свидетельствуют следующие показатели:

год         уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

Начало 2013-2014 уч. г.

12%

81%

7%

Середина 2014-2015 уч.г.

15%

80%

5%

 

Низкий уровень– неполная согласованность движений с речью, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками.

Средний уровень– допускаются 2 – 3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений.

Высокий уровень – это полное и правильное выполнение элементов фонетической ритмики.

3. Сотрудничество с родителями.

Родители приняли активное участие в обсуждении моего вопроса использования фонетической ритмики в системе оздоровления детей. Мной было проведено анкетирование, которое показало, что данное направление в оздоровительной работе с детьми полностью поддерживается родителями. Особое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей, используя при этом разнообразные формы работы:

— совместная работа детей и родителей по намеченной тематики ДОУ;

— участие в Неделе Семьи «Если хочешь быть здоров»;

— проведение совместного мероприятия «День здоровья»;

— организация дней семейных увлечений «»Сто умею сам – научу детей» (в вечернее время);

— оформление папки – раскладушки «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы»;

— оформление фотоальбома кружка «Здоровячок».

        Фонетическая ритмика, в отличии от лечебной ритмики, приобретает свои специфические особенности. Длительные наблюдения за эффективностью работы в данном направлении позволяют прийти к выводу, что данный метод дает положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему оздоровления.

 

996
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!