Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Здоровьесберегающая технология
«Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми
дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель высш.
кв. категории
Фадеева О.С.
«Человек – совершенство природы.
Но для того, чтобы он мог пользоваться
благами жизни, наслаждаться ее красотой
очень важно иметь здоровье.
Здоровье – не все, но без здоровья ничто».
Сократ
Здоровье – важнейший показатель, отражающий биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние общества, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития мед. Помощи, служб охраны материнства и детства и, в конечном счете, — отношение государства к проблемам здоровья.
Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и умственного потенциала. В современной России из десяти человек здоровы только два. Особо остро стоит проблема здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, кол – во здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Поэтому, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать в России, в т.ч. и в Мордовии, приоритетные позиции. В связи с чем проблема охраны и укрепления здоровья детей, формирование ЗОЖ у воспитанников, их родителей и педагогов ставится в центр работы нашего образовательного учреждения.
В МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок» реализуется «Программа оздоровления детей дошкольного возраста «Здоровье» на 2012 – 2016 годы», которая является стратегическим планом улучшения здоровья детей. Данная программа ориентирует педагогов на поиск наиболее эффективных, новых форм работы по оздоровлению детей. Одной из таких форм работы и темой моего исследования стало «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».
Работая над данной темой я увидела актуальность своего исследования в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей нет. Конечно, причин тому множество: экологические, медицинские, социальные, генетические. Одна из таких причин – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ ЗОЖ, т.е. выработки правильных привычек, которое в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Такое понятие как «нетрадиционные методики оздоровления» появилось сравнительно недавно и за несколько лет стало достаточно распространенным. Это фундамент физического и психологического здоровья, возможность выплеснуть накопившуюся энергию, освоение жизненно необходимых навыков и умений.
В связи с этим мной были поставлены следующие цели:
1. Научно – методическая.Внедрение комплексной системы оздоровления детей с помощью одной из коррекционных технологий сохранения и укрепления здоровья с учётом регламентации воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы.
2. Практическая.
— Совершенствование функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья;
— Повышение речевой активности детей.
Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.
2. Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье.
3. Формированиие стойкой мотивации на ЗОЖ.
4. Воспитание гармонично – развитой личности.
Используя нетрадиционные методики оздоровления, я планировала добиться получения следующих результатов:
— Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
— Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.
- Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.
— Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей
- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Организуя свою работу по данному направлению мне хотелось остановиться на одной из нетрадиционных методик оздоровления, которая носит коррекционный характер – фонетическая ритмика.
Участвуя в секции «Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования» VВсероссийского форума “Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» меня заинтересовала влияние фонетической ритмики на речевую активность детей дошкольного возраста. Где обсуждалась данная технология. Фонетическая ритмика как метод работы над произношением появилась в Хорватии несколько лет назад и использовалась для работы с глухими и слабослышащими детьми. Достоинства этого метода давно перешагнули рамки работы со слабослышащими детьми, фонетическую ритмику в наше время используют в своей работе учителя – логопеды, воспитатели и др. педагоги.
Основные направления в занятиях по фонетической ритмике
§ Соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
§ Формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической сторонами.
Значение использованиязанятий по фонетической ритмике
§ Развитие памяти, внимания;
§ Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков;
§ Улучшение голосовых возможностей;
§ Работа над ударением, ритмом, интонацией;
§ Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз;
§ Развитие координации движения.
Основные элементы фонетической ритмики
— напряженность;
— интенсивность;
— время.
Гипотезоймоего исследования является следующее определение: речевая активность детей будет выше, если в систему НОД включить занятия по фонетической ритмике.
Предмет:Система применения фонетической ритмики.
Объект исследования:система оздоровительной работы с помощью средств фонетической ритмики.
Новизна: Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.
Упражнения по фонетической ритмике направлены на:
§ нормализацию речевого дыхания;
§ формирование умения изменять силу и высоту голоса;
§ правильное воспроизведение звуков и сочетаний;
§ воспроизведение речевого материала в заданном темпе.
Обязательное условие занятий по фонетической ритмике
1. Эмоционально – положительный фон.
2. Активное использование жестов, мимики, интонации
1.Мной была подобрана и изучена научно – методическая литература по теме: авторские программы и рекомендации Кудрявцева, Н.Ю. Костылевой и отдельных педагогов в рамках рубрики «Школа здоровья».
2. О результативности использования фонетической ритмики в системе оздоровительной работы свидетельствуют следующие показатели:
год уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Начало 2013-2014 уч. г.
12%
81%
7%
Середина 2014-2015 уч.г.
15%
80%
5%
Низкий уровень– неполная согласованность движений с речью, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками.
Средний уровень– допускаются 2 – 3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений.
Высокий уровень – это полное и правильное выполнение элементов фонетической ритмики.
3. Сотрудничество с родителями.
Родители приняли активное участие в обсуждении моего вопроса использования фонетической ритмики в системе оздоровления детей. Мной было проведено анкетирование, которое показало, что данное направление в оздоровительной работе с детьми полностью поддерживается родителями. Особое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей, используя при этом разнообразные формы работы:
— совместная работа детей и родителей по намеченной тематики ДОУ;
— участие в Неделе Семьи «Если хочешь быть здоров»;
— проведение совместного мероприятия «День здоровья»;
— организация дней семейных увлечений «»Сто умею сам – научу детей» (в вечернее время);
— оформление папки – раскладушки «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы»;
— оформление фотоальбома кружка «Здоровячок».
Фонетическая ритмика, в отличии от лечебной ритмики, приобретает свои специфические особенности. Длительные наблюдения за эффективностью работы в данном направлении позволяют прийти к выводу, что данный метод дает положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему оздоровления.