Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельност

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.

 Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
 Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работыпо развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. 

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами), работу с мелко нарезанной нитью, ниткография и в разработке конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

  Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,  мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 Мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать,

насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

 Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста  посредствам использования продуктивных видов деятельности

Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

Ø    Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.        

Ø     Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Ø     Формировать координацию движений.

Ø    Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Ø     Способствовать развитию творческих способностей.

Ø     Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

Ø     Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.

В работу по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: 

— Утренняя гимнастика.                                                                                                               - Самостоятельная деятельность.                                                                                              — Организованная образовательная деятельность .                                                                      - Непосредственная образовательная деятельность.                                                                  — Прогулка.                                                                                                                                      - Самообслуживание.                                                                                                                      -  Работа с родителями .                                                                                                                   - Индивидуальная работа .                                                                                                                   — Продуктивная деятельность.                                                                                                                         

Средства решения задач:

v    Научно-методическая литература.

v    Изучение передового опыта.

v     Диагностика детей.

v     Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.

v    Подгрупповые и индивидуальные занятия.

v     Работа с родителями.

 

Предполагаемый результат:

1.                Усовершенствована предметно – развивающая среда;

2.                Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий по продуктивным видам деятельности, работу с педагогами и родителями воспитанников.

            Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.  Использую следующие методы:

Словесный   метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

 

 

При организации игр детей с предметами я  придерживаюсь двух основных принципов:   

1.Посильность требований;

2.Постепенность усложнения.

Иначе говоря, если для самых маленьких я использую наглядный показ, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше я побуждаю его действовать по словесному указанию, по воображению. Продумала разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей.

Условия для развития мелкой моторики.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме, а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные  ресурсы.

         Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики во всех возрастных группах по продуктивным видам деятельности.

  Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В центре изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски, пластилин.Он оборудован  таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.). 

Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

 Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование. Интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах XIX века, и ученые разных направлений продолжают его изучать по настоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти (Т. С. Комарова и др.).

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б. М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению — память.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р. Г. Казакова, В. Б. Косминская и др.).

В своей работе использую традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. В подготовительной группе делали работы на темы: «Зима», «Осень», «Береза» и др.

 Начиная с младшей группы,  предлагала детям  порисовать пальчиками. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Кто пробежал по дорожке», «Веселое лото», «Ветка рябины», «Новогодняя елка»  и т.д.  Играли в  изобразительную игру «Следы животных»   Ребенок озвучивает животное и ритмичными движениями пальцев старается передать характер походки животного.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках — это оригами. В старшей и подготовительной группах  я использовала работу с бумагой в технике оригами. Эти занятия способны пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и живой лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному. Мы делали работы «Зайчик», «Лодочка», «Стаканчик», «Тюльпан», «Самолет», коллективную работу «Лебеди», «Стрекозы», поздравительные открытки к праздникам.

При работе с бумагой, ножницами, клеем я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить  практические навыки и умения. Умение держать кисточку в руках — отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией  учу  ребёнка  пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких занятий  можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Интересны и эффективны такие занятия каклепка из пластилина.

  Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.

 

Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:

·        объяснение значимости продуктивных видов деятельности для подготовки руки к письму;

·        расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

·        обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.

         Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, мной были разработаны консультации, индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, в которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей дошкольного возраста и значение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики были предметом обсуждения на родительском собрании «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и их влияние на развитие моторики рук».

          Родители всегда проявляют заинтересованностьк творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

         Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

         В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:

1.     Заметна динамика развития мелкой моторики у детей.

2.     Дети творчески применяют изученные нетрадиционные техники в самостоятельной художественной деятельности.

3.     Дети адекватно оценивают результат своей деятельности.

4.     Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.

5.     Мои воспитанники – постоянные участники творческих конкурсов.

 

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности.

                                            4.Заключение.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.                                            Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. 

 

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности

10797
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!