Конспект урока по русскому языку 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова", «Школа России»

Цель:  формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

1)    развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

2)    научить находить корень в однокоренных словах;

3)    развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

4)    воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

5)    воспитывать интерес к русскому языку.

 

Тип урока: комбинированный

Вид урока: стандартный с применением игровых технологий.

Методы:частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"

 

 

Ход урока

      1. Оргмомент. 

 

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

 

2. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!(слайд 1)

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

      3. Чистописание

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Яя   яля    (на доске запись)

     4. Словарная работа.

-Запишите слова по картинкам.(слайд 2

Язык, яблоко, заяц, ягода, яблоня.

-Поставьте ударение

-Поменяйтесь тетрадями проверьте (!.+.-)

-Составить предложение с одним из них

 Запасливый заяц собирал ягоду.

-Найдите грамматическую основу. На какие вопросы отвечают?

 

 

 

 

5.Актуализация знаний.

Посмотрите на экран(слайд 3)

– Чему удивился мальчик Петя ?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

 

– Какое ещё значение слова кореньвам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя– внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова кореньнесколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова кореньнам больше всего интересно? (Корень слова.)

 

6. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

 

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

7. Развитие умений – применение знания.

А). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

-Я прочитаю вам сказку

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На экране  появляется «дерево», на нём однокоренные слова:сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

-Посмотрите на экран (слайд 4)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

                         (Е. Измайлов)

-Давайте попробуем прочитать эти слова.

-Как они называются? (Однокоренными.)

.– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Запишите эти слова– Выделите корень значком.

 

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) у доски

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол«присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик– маленький стол, настольный– стоящий (находящийся) на столе, столовый– нужный для стола, застолье– еда на столе.)

 

 

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Сравните свои выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр.61.

– Что для вас было новым? Непонятным?

б). Работа по учебнику.

Упр. 84развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

-Прочитайте слова

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь

-Спишите самостоятельно

 в).Умение находить корень (слайд 5)

— На слайдах выберите однокоренные слова

— Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение

г). Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах.

  — А теперь  поработаем  в парах. Возьмите карточку.

— На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес                                              сад

вода                                            больной

море                                           деревянный

садовый                                     лесной

боль                                            водичка

дерево                                        моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес                                               мёд

лесок                                           мёдик

лестница                                     медведь

лесник                                         медовый

лесной                                         сладкий

-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание? (слайд 6,7)

-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?

-А кто 2?

 

8. Итог урока.

          Какие слова называются однокоренными?

•      Как пишутся корни в  однокоренных словах?

•      Оцени свою работу на уроке.

 

9. Рефлексия.

•      Оцени свою работу на уроке.

— Дорисуйте кружочки  и покажите, как для вас прошел урок.

 

 

-всё было понятно

-есть сомнения

-ничего не понял

 

-Спасибо за работу. Урок закончен.

                Резерв проверка на экране                    

      Игра

3 команды- 3 ряда

 Слайд 8  — Образовать и  записать родственные слова:

 1-й ряд к слову «дом»

 2-й ряд к слову «рыбак»

 3-й ряд к слову «берёза»

          Проверка

Слайд

— Почему эти слова родственные?

     1- Слова близки по смыслу.

      2- Есть общая часть.

2005
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!