"Городской транспорт и его опасность".
Дети сидят полукругом на ковре.
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают настоящие ученые. Давайте, ребята, определим тему нашего исследования.
Воспитатель предлагает детям заранее заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований. После обсуждения дети останавливаются на одной картинке.
Воспитатель: Ребята, вы выбрали карточку с изображением автомобиля. Значит тема нашего исследования – транспорт. Но так как тема «Транспорт» очень широка и объемна, то давайте сделаем ее более конкретной. Предлагайте свои варианты. Какой бывает транспорт?
Дети: Можно изучить воздушный транспорт. Можно много узнать о железнодорожном транспорте. А еще можно исследовать воздушный транспорт. Или сельскохозяйственный. Давайте поговорим о городском транспорте, так как мы живем в городе.
Воспитатель: Итак, мои маленькие исследователи, остановимся на теме «Городской транспорт ». Наша задача – подготовить сообщение или по научному — доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать и какими способами?
Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.
Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методы исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?
Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.
Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?
Дети: Мы должны подумать.
Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о городском транспорте, а затем прочитать в литературе.
Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – «подумать самостоятельно», а затем – «посмотреть в книгах».
Воспитатель: Где мы еще можем узнать о городском транспорте?
Дети: Еще мы можем узнать у взрослых, воспитателей.
Воспитатель: Верно!
Выставляется карточка «спросить у другого человека».
Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
Дети: Мы можем спросить у сотрудников ГИБДД.
Воспитатель: Как вы думаете, какая карточка обозначает этот метод? Возьмите ее и поставьте на наборное полотно.
Выставляется карточка «связаться со специалистами».
Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
На полотно выставляются соответствующие карточки.
Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.
Выставляют карточку «понаблюдать».
Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно – посмотреть в книгах – понаблюдать – спросить у другого человека – связаться со специалистами – посмотреть по телевизору – получить информацию у компьютера.
Сбор материала
Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
Дети: Полученные сведения можно записать.
Воспитатель: Но мы еще очень плохо пишем, но что мы умеем делать очень хорошо?
Дети: Мы умеем рисовать.
Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения.
Этапы исследовательской работы
Подумать самостоятельно.
Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о городском транспорте?
Дети: Городской транспорт – это машины, которые передвигаются по городу. Еще городской транспорт перевозит людей и грузы.
Воспитатель: Хорошо, давайте нарисуем человека в автомобиле и прикрепим рисунок на магнитную доску. Подумайте еще, на какие группы мы можем разделить весь городской транспорт? Почему?
Дети: Городской транспорт бывает легковой, грузовой и пассажирский.
Проводиться подвижная игра: «Виды транспорта». По сигналу воспитателя дети изображают легковые машины (дети сидят на полу и «рулят»), грузовики (изображая грузовик, дети становятся в пары) и автобус (дети выстраиваются друг за другом).
Воспитатель: Мы поиграли в игру «Виды транспорта», а теперь чтобы запомнить прикрепим на магнитную доску иллюстрации легкового и грузового автомобилей и автобуса.
Воспитатель: Как передвигается по городу транспорт?
Дети: Все машины ездят по дорогам и соблюдают правила дорожного движения.
На доске появляется схематичный рисунок дороги и дорожных знаков.
Воспитатель: Подумайте, что самое главное мы забыли сказать о городском транспорте? Нарисуйте.
Дети рисуют человека в машине, а затем отвечают на вопрос воспитателя.
Дети: Всеми машинами управляют люди.
Воспитатель: Мы провели часть исследования. Каким будет следующий этап?
Дети: На следующем этапе мы должны изучить литературу, почитать книгу.
Посмотреть в книгах
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам обратиться к «Энциклопедии для дошкольников», в которой мы непременно найдем материал о городском транспорте. Я вам зачитаю отрывок, а вы зарисовывайте полученную информацию.
Во время чтения дети узнают, что существует специальные машины, которые помогают нам в сложных ситуациях, чрезвычайных происшествиях. Полиция использует не только машины, но и мотоциклы, чтобы быстрее добраться до места аварии. Пожарные машины перевозят пожарных и оборудование для тушения пожара. «Скорая помощь» доставляет врачей, которые перевозят больных и раненых людей в больницу, где им оказывается медицинская помощь.
Специальные транспортные средства в определенных случаях могут нарушать правила дорожного движения.
Воспитатель: Прикрепите свои зарисовки к магнитной доске.
Дети прикрепляют схемы и символы новых идей.
Воспитатель: Что нам необходимо сделать для осуществления следующего этапа исследования?
Дети: Мы должны пойти на улицу.
Воспитатель: Правильно, чтобы понаблюдать за городским транспортом, мы пройдем на экскурсию. Пойдемте одеваться.
Воспитатель с детьми отправляется на целевую экскурсию, на ближайшую улицу города.
Наблюдение.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на движущийся транспорт. Что нового вы можете увидеть? Что еще не известного нам отметить?
Дети: Вот едет машина с надписью «Хлеб». Она развозит по магазинам батоны, булки, караваи, буханки хлеба.
— А вот другая машина на ней нарисовано молоко. Значит, она перевозит молочные продукты.
— Посмотрите, а эта машина поехала к нам в интернат за мусором. Она к нам часто приезжает и у нас, поэтому, чисто.
— На этой улице работает трактор, он чистит дорогу.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Вы заметили, что на улицах города много специальных машин, которые помогают человеку.
Воспитатель: Я вас попрошу обратить внимание на машины, которые поворачивают с одной дороги на другую. Что вы заметили?
Дети: Эти машины пропускают те, которые движутся по главной дороге.
— Когда машина поворачивает направо, она включает правый сигнал поворота.
— А когда машина поворачивает налево, то она включает левый сигнал поворота.
Воспитатель: Вы все верно отметили и поэтому, когда вы будете переходить через дорогу, обращайте особое внимание на световые сигналы машины.
Воспитатель: Вы много новых знаний нашли на улице города. Давайте хорошо запомним их, а когда придем в интернат, зафиксируем и прикрепим к магнитной доске к уже собранной информации.
Дети с воспитателем возвращаются в интернат. По приходу фиксируют записи и присоединяют к уже собранной информации.
Воспитатель: Мы собрали довольно много информации о городском транспорте. Скажите, какие этапы исследования мы еще не осуществили?
Спросить у другого человека.
Дети: (отвечают с опорой на карточки) спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
Воспитатель: Что из перечисленного вами мы еще сегодня можем сделать в интернате?
Дети: Мы можем спросить у другого человека и связаться со специалистами.
Воспитатель: Итак, чтобы получить информацию у другого человека, давайте определимся, у кого мы можем спросить о городском транспорте?
Дети: У директора.
— У старшего воспитателя.
— Можно спросить у водителя в интернате.
— Можно спросить у помощника воспитателя.
— Можно спросить у взрослых.
Воспитатель: Да, мы можем спросить у любого воспитателя, любого взрослого в интернате. Но как нам опросить всех?
Дети: Можно разделиться на группы.
Воспитатель: Правильно, мы с вами превратимся в корреспондентов, разделимся на группы и соберем информацию. Но не забывайте, нам нужны только новые данные, которые мы еще не знаем. Вы их сразу фиксируйте.
На следующий день проводится деловая игра «Специальный корреспондент». Собранная информация прикрепляется на магнитную доску.
Воспитатель: У нас осталось еще два этапа, какие?
Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию.
Дети получают домашнее задание.
На следующий день дети приносят свои записи и прикрепляют их к магнитной доске.
Обобщение информации.
Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас мы возьмем все наши зарисовки, сядем на ковер и посмотрим, что мы узнали о городском транспорте.
Воспитатель совместно с детьми раскладывает на ковре схемы, рисунки, заметки детей и выделяют главные идеи.
Воспитатель: Итак, давайте выделим самое главное из того, что мы узнали.
Дети: Городской транспорт может быть личным и общественным.
— Любым транспортным средством управляет водитель.
— Все машины должны пройти технический осмотр и оформить автострахование, прежде чем выехать на улицы города.
— Существует легковой и грузовой и пассажирский городской транспорт.
— Грузовой транспорт необходим для перевозки различных грузов. Это специальные машины: «продукты», «молоко», снегоуборочная техника, КАМАЗы и др.
— К пассажирскому транспорту относятся: автобусы, такси, троллейбусы, трамваи, метро, маршрутное такси.
— Автобусы, троллейбусы и трамваи останавливаются только в специально организованных местах – остановках.
— Около остановок устанавливаются специальные знаки, которые рассказывают, какой вид транспорта здесь останавливается.
— Все водители городского транспорта обязаны соблюдать правила дорожного движения.
— Существуют и особые машины, которые иногда не соблюдают правила дорожного движения. Это «скорая помощь», «пожарная машина», «полиция».
— У всех транспортных средств есть световые сигналы. Они предназначены для предотвращения аварийных ситуаций на улицах города.
Завершение работы.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих ученых и выполнили поставленную задачу. Мы уточнили, конкретизировали и расширили знания о городском транспорте.