Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ДМИТРИЕВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования», г.Саранск, Россия, eko-ds@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотическое воспитание, краеведческий материал, этнокультурное образование
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания средствами этнокультурного образования, с использованием краеведческого материала.
PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OFLOCAL HISTORY MATERIAL
DMITRIEVA SVETLANA YURYEVNA
Mordovian Republican Institute of education, Saransk, Russia
KEY WORDS: Patriotic education, local history material,ethno-culturaleducation
ABSTRACT: the article deals with the issues of Patriotic education by means of ethno-cultural education, usinglocal history material.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины и своего народа, идентификация себя с другими членами многонационального общества. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к Родине, готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции. Это работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.
В последние десятилетия гражданственность и патриотичность рассматриваются и реализуются в контексте этнической идентичности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. Патриотизм, гражданственность и этничность рассматриваются современными исследователями в динамическом соотношении и единстве в структуре социальной идентичности личности. Обобщая многочисленные подходы к определению социальной идентичности, можно сказать, что это часть Я‐концепции индивида, которая возникает из эмоционально‐ценностного осознания своего единства с определенной социальной группой [1].
Таким образом, этнокультурный компонент содержания образования, краеведческий материал предоставляет большие возможности для патриотического воспитания школьников. В том числе и уроки мордовского (мокшанского, эрзянского) языка. В соответствии с планированием мордовского (мокшанского, эрзянского) языка дню Победы над фашизмом посвящено несколько уроков в каждый год обучения. Хотелось бы отметить, что в текущем учебном году, в связи с 70-летием Победы я постаралась уделить теме войны, Победы над фашизмом большее количество часов.
Как известно, детям более близко и понятно то, что их окружает. Рассмотрим, какие испытания на жителей нашего края, нашей республики. На уроках рассказываем детям о том, что годы Великой Отечественной войны были тяжелым испытанием для жителей нашей необъятной Родины. Трудности вошли в каждую семью, в каждый дом. Рекомендуем детям обратиться к своим бабушкам, дедушкам, прабабушкам-прадедушкам, которые, наверняка, помнят и смогут рассказать, как жила семья в годы войны. Любознательные дети с трепетом рассказывают о своих родственниках – участниках ВОв. Приносят в школу фотографии, награды, наградные листы их родственников, которые встали на защиту Отечества, с гордостью рассказывают о них, о том, как в семье чтят память о членах семьи. Рассказывают о том, как жилось их родственникам в годы Великой Отечественной войны.
На уроках рассказываем о том, что несмотря на то, что фашисты не были на территории нашей республики, жители Мордовии испытывали очень большие трудности в годы войны. Из-за отсутствия продуктов, так как основная масса выращиваемого урожая отправлялась на фронт. Из-за отсутствия рабочей силы: трудоспособное мужское население ушло на фронт. Работать приходилось женщинам, старикам и детям с самого раннего возраста. Рассказываем детям о том, что наша небольшая республика в годы войны проводила на фронт двести сорок тысяч своих сыновей и дочерей. Сто тридцать две тысячи ушедших на войну не вернулись в свои дома с войны, а остались лежать на полях сражений, погибли в концлагерях, сожжены в печах, убиты, уничтожены, стерты с лица земли, как и многие миллионы жителей нашей Родины. Те, кто вернулись, были ранены, контужены, многие возвращались без рук, без ног.
Многим, ушедшим на фронт, пришлось пожертвовать самым ценным, что у них было – своей жизнью. Они отдавали свою жизнь ради нас – будущих поколений. Шли в атаку, не задумываясь о жизни и смерти, шли ради нашего спасения, потому что понимали, что там в тылу у них матери, сестры, дети. Совершали подвиги, ради жизни на земле. Важно, вместе с детьми обратить внимание на то, что память о погибших жива. Они живы в наших сердцах. Об этой памяти очень хорошо сказано в стихотворении мордовского писателя, поэта П.Любаева «Свал эриця» («Вечно живой»). Эта память запечатлена на обелисках, на памятных досках, которые имеются во всех сёлах, городах нашей Родины. Об этом в стихотворном слоге дети знакомятся со строк проникновенного стихотворения на эрзянском языке А.Доронина «Обелиск».
Конечно же, рассказываем, показываем, посещаем мемориальный комплекс в Саранске. Композиционным центром комплекса является Мать-Мордовия, которая благословляет сына-солдата на защиту Отечества, вручает ему меч. Рядом с памятником горит Вечный огонь, который символизирует вечную память павшим в годы ВОв. Далее дугообразное сооружение из черных плит, на которых записаны имена воинов-уроженцев г.Саранск, погибших в годы ВОв. Неподалеку экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом. Здесь же музей боевого и трудового подвига 1941-1945 г.г.
Посещая музей, рассказываем детям о том, что директор музея – Кручинкин Николай Андреевич возглавляет Мордовское патриотическое объединение «Поиск». Одним из направлений работы этого объединения является организация экспедиций на места боевых действий, с целью поиска воинов, погибших в годы ВОв, оставшихся на местах боевых сражений, захороненных в братских могилах, о которых, зачастую по сей день родственники ничего не знают, кроме того, что они пропали без вести.
Отрадно, что узнать о своих родственниках, о своих предках – участниках войны, можно найти на сайте «Мемориал». Сайт «Мемориал» содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Многие дети обращались на этот сайт и находили там информацию о своих предках: звание, часть в которой служил, наградные листы, и другие сведения. Сайт «Мемориал» является достойным памятником всем участникам войны 1941-1945 годов, на практике реализует лозунг «Никто не забыть, ничто не забыто».
На уроках знакомим детей с биографиями наших земляков – героев Великой Отечественной войны. Рассказываем детям о том, что 104 уроженцам нашей республики присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них имя знаменитого Советского лётчика М.П.Девятаева, подвиг которого описан в его книге «Побег из ада». Раскрывая страницы судьбы М.Девятаева, уроженца Торбеевского района, Почетного Гражданина Республики Мордовия, рассказываем о том, что М.П.Девятаев, носил позывной «Мордвин». Многие дети, после прочтения текста «М.П.Девятаев» на уроках мордовского (мокшанского, эрзянского) языка, интересуются книгами о знаменитом земляке и берут из библиотеки книги «Побег из ада», «Позывной «Мордвин». На переменах увлеченно делятся друг с другом впечатлениями от прочитанного. Такие результаты радуют: значит, слова услышаны детьми, запали в душу. Дети гордятся подвигом земляка, и я думаю, что они, повзрослев, будут хорошими защитниками нашей Родины, достойными подвигов своих дедов и прадедов.
Очень показательной стала в мае текущего года беспримерная акция «Бессмертный полк», на детей она произвела большое впечатление. Акция показала, насколько память об участниках ВОв живет в сердцах их потомков.
Таким образом, краеведческий материал, этнокультурное образование являются одним из эффективных средств воспитания чувства патриотизма у школьников. Личный пример педагога, родителей, рассказы о наших соотечественниках – участниках ВОв, беседы о тяготах в годы ВОв, посещение музея боевой славы, мемориального комплекса, рассказ об объединении «Поиск», вся эта работа внесет свой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, поможет вырастить будущих защитников Отечества, готовых встать на защиту мирной жизни.
Список использованных источников
1. Михайлова О.Б., Щеголев А.А. Гражданственность и патриотизм как основы инновационного развития личности в поликультурном обществе // Человек и образование. – 2014. – №3. – С. 51-55.