Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка  будет зависеть от правильно выбранной  педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология — это мастерство, наука  о мастерстве, поэтому:  насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир.   Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т.к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т.к.  эта технология направлена на познание нового, неизвестного.

Актуальность  заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста.Поэтому особое внимание уделяетсяна выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей  посредством исследовательской деятельности.

Что  понимают
под исследованием?

Исследование -  один из универсальных типов мыследеятельности.

Источник исследования– стремление к   познанию.

Главная цель-  установление истины по принципу: «От простого к сложному».

Уровни реализации «исследовательского обучения

Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

 Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно 

Ядром технологии  развивающего обучения является: это-цель — средства- правила их использования- результат.

 Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе.

Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления  детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия.

Во — первых, я придерживалась некоторых алгоритмов.

1.     Интересное начало — точка удивления.

Я начала занятие  с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и  постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в  мини- лаборатории (наблюдение за содержанием  в почве камней- щебенки, песка, глины и т.д.)

2.  Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности.

     3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

    4.Решение проблемных задач, ситуаций.

Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места».

    5. Опытно-экспериментальная деятельность.

На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который  доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям  появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании  она превращается в твердую породу — металл.

Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и  ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и  логичность данной технологии.

Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционные техники рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия.

Теперь несколько слов о результативности работы педагога с данной технологией – где она еще применялась? В прошлом году я принимала участие в конкурсе «Новое в образовании» на муниципальном уровне с использованием  данной технологии на занятиях и заняла 2 место. В прошлом же году я провела 2 открытых занятия для слушателей курсов по повышению квалификации на МРИО. В этом году для них же показала 1 занятие и 1- на муниципальном уровне.

 

791
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!