Знакомство с особенностями национального костюма (русского, мордовского)
Цели:
1. Формировать представления детей об особенностях национальных костюмов (русского, мордовского), показать сходство и различие в облике разных народов, различия в языке.
2. Развивать интерес к другим народам, их одежде, языку, быту, обычаям и традициям.
3. Воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
1. Закрепить знание русских народных сказок.
2. Воспитывать интерес и любовь к мордовским народным песням, играм.
3. Учить отличать мордовский орнамент от русского и отражать его элементы в рисунке.
4. Развивать потребность и желание детей приобретать новые знания о людях другой национальности.
Методические приемы: показ, объяснение, практические действия, игровой и сюрпризный момент, нетрадиционная техника рисования – печать по трафарету, слушание мордовской песни «Луганясо Келунясь».
Материал:куклы в национальных костюмах (русский, мордовский), запись мордовской песни «Луганясо Келунясь».
Предварительная работа:чтение русских, мордовских сказок; рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей; игра «Давай поприветствуем друг друга».
Словарь: шуба, эрзя, мокша, сорока, пулай, панар, карть, кемть.
Структура НОД
Этапы НОД
Краткое содержание
Время
1
Организационный момент
Подготовка к НОД
2 мин
2
Основная часть:
1. Подготовка детей к изучению нового материала.
2. Раскрытие содержания материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности.
3. Физминутка.
4. Организация активной самостоятельной практической деятельности
Вводная беседа.
Объяснение нового материала, сопровождение практическими действиями.
Мордовская народная игра
«Петушки».
Украшение варежки элементами мордовского орнамента
16 мин
3
Заключительная часть
Закрепление
2 мин
Ход НОД
1 этап – организационный (2 мин.)
Дети средней группы входят в зал, здороваются.
Воспитатель.Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, поздороваемся с ними.
2 этап – основная часть(16 мин.)
В:Ребята, вы любите сказки? А помните сказку «Маша и медведь»? К нам сегодня в гости пришла Машенька. Посмотрите, Маша сегодня принарядилась. Обратите внимание, во что она одета (в сарафан, на голове кокошник). Посмотрите внимательно, каким узором украшен сарафан у Машеньки (цветочки, листочки, полоски). А как вы думаете, в чем Машенька зимой ходит в гости? В какой одежде? (в шубе, валенках, в шапке).
— Давайте обуем и оденем Машеньку в зимнюю одежду (одевают).
(Пока дети заняты, в группу входит кукла-мордовочка).
М:Здравствуйте. Меня зовут Мазыйка (красавица). Я к вам долго собиралась. Смотрите, какой у меня красивый наряд. Мой головной убор называется сорока, платье мое называется панар, а на поясе у меня – пулай. Со своей мамой я разговариваю на другом языке, мордовском эрзя, каждое утро я ей говорю не «доброе утро», а «шумбрачи, авай». Хотите научиться здороваться по-мордовски? (дети здороваются:
-Шумбрат, Настя!
— Шумбрат, Егор!
— Шумбратадо, эйкакшт!)
М:А хотите поиграть в мордовскую народную игру?
Игра «Петушок»
Действующие лица:
петушок
клушка
цыплята
(петушок и клушка выбираются их детей)
Содержание и условия игры:
На игровой площадке отгораживается цыплятник для плененных цыплят. Клушка выводит своих цыплят на лужок. Цыплята держат друг друга за талию. Так Клушка доходит до Петушка, который, присев на корточки, роет ямку.
Клушка:Тон мезе чуват?
Петушок:Ямине.
Клушка:Мезе тосто вешнят?
Петушок:Кевне.
Клушка:Мезекс теть кевнесь?
Петушок:Судынем човсемс.
Клушка:Мезекс теть судынеть човсемс?
Петушок:Чтобу ципакат клюкамс.
С последними словами Петушок бросается на цыплят и старается поймать более крепкого цыпленка, так как, по условиям игры, пойманный цыпленок должен помогать Петушку ловить своих собратьев. Клушка защищает своих цыплят, широко расставив крылья. Пойманные цыплята запираются в цыплятнике. Игра идет до тех пор, пока все цыплята не будут переловлены.
М: Я знаю красивую мордовскую песню «Луганясо Келунясь». Давайте послушаем ее.
(Звучит запись песни, дети слушают.)
В:Давайте Мазыйке в подарок приготовим красивые варежки (на заранее приготовленных бумажных заготовках дети печатают по трафарету элементы мордовского орнамента: ступенька, галочка, крест).
3 этап – заключительный(2 мин.)
В: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете, он русский или мордовкий? (мордовский, потому что на голове сорока, на поясе – пулай. Узор на костюме – мордовский).
В:А наши гости Машенька и Мазыйка хотят погостить у нас, поиграть с нами, познакомиться со всеми ребятами.
Список литературы
1. В.С. Брыжинский. Сиянь рисьминеть – серебряные цепочки: эрзянь ды мокшонь народонь налксемат ды киштемань кирькс кужот. – Саранск: Мордовское книжное издательство. 2002.
2. Мордовский народный костюм (сост. Т.П. Прокина и М.И. Сурина). — Саранск, 1990.
3. Программа «Валдоня» (национально-региональный компонент в ДОУ)