Праздник русской берёзы

Внеклассное занятие:«Праздник русской берёзы»

 

 

Цели занятия: 1.Рассказать детям о берёзе, о её красоте и полезных свойствах.Формировать у детей культуру общения с природой и  эстетическое отношение  к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через  художественно-эстетическое восприятие.

2.На примере берёзы воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

3.Развивать память, мышление, внимание, творческую активность.

Оборудование и материалы : диск с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции русских художников, стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовый веник, сок, веточки; ленточки платочки.

 

Ход занятия

 

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую.

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится!

 

Вос — ль: — Добрый день, дорогие гости! Я только, что прочитала вам стихотворение А.Прокофьева «Берёзка». Да и наш класс украшен картинками с изображением берёз, висят плакаты со стихами о берёзах. На доске вы видите название нашего мероприятия «Праздник русской берёзки» и это всё указывает нам на то, что сегодняшнее занятие посвящено берёзе. Итак, начинаем наш праздник.

   Нет в русском лесу дерева более родного и близкого, чем берёзка. И может быть нет на свете дерева красивее берёзы.

   Тонкая, ажурная бледно-зеленая листва над молочно-белым стволом удивительно хорошо сочетается с серо-голубым небом, всегда пробуждает в нас нежное и доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости, легкости, простора и полноты жизни. Нарядная берёзка с развевающимися на ветерке с зелёными кудрями привлекает наш взор и вызывает искреннее восхищение.

   С глубокой древности берёза почиталась, как символ весны, Родины. В старой Руси существовал обычай встречать весну. В этот день девушки завивали «берёзоньку кудрявую» венком, наряжали разноцветными лентами и водили хороводы с песнями вокруг дерева. А в некоторых в селах и деревнях берёзку как символ весны и молодости изображала девушка, увитая берёзовыми ветками листвой. Сейчас и мы с вами вспомним этот старый обычай (в зал входит девочка украшенная листьями и лентами).

 

  Берёзка: Добрый день, друзья! Будьте здоровы и счастливы! Пусть наш праздник будет веселым и радостным!

 

 Вос-ль: Здравствуй, Берёзка белоствольная! Спасибо что ты пришла к нам  в гости. Мы с ребятами постараемся, чтобы тебе на нашем празднике не было скучно. Постараемся, ребята?   (ответы детей)  Тогда для Берёзки споём самую известную о ней песенку «Во поле берёза стояла».

   Вос-ль:Спасибо всем. Ребята, берёза – дерево не только красивое, но оно приносит и много пользы человеку. В старину о ней пели как о дереве «об четыре дела».

Первое – мир освещать (берёзовая лучина).

Второе – людям колодец (берёзовый сок).

Третье – больных исцелять (берёзовые почки).

Четвёртое – чистоту соблюдать (берёзовый веник в бане).

   Давно уже канули вечность времена берёзовой лучины, а белая берёза и ныне в чести у русского человека. Из неё делают фанеру, мебель, посуду. Даже можно получить из берёзы уксус и ацетон.             

(в зал входит Баба-Яга)

 

  Баба-Яга:Ой, детишки! Ой, людишки!

                    До чего ж все надоели!

                    И чего нашли в Берёзке.

                    «Берёзка белоствольная,

                     Ну, всем ты хороша…»

                    Подумаешь, красавица…

                    А я её милей!

                    Могу я вам понравиться?

                    Какая я красивая –

                    И глазки и походка!

                    Не нравлюсь? Ну и ладно,

                    Вам всем назло берёзы

                    Сейчас начну ломать!

 

  Вос-ль:Нет, Баба-Яга, ломать нашу, Берёзку мы тебе не позволим. Правда, ребята, не дадим нашу Берёзку в обиду?

   Баба-Яга: Ой, как вас много, боюсь, не справлюсь с вами, ваша взяла (убегает).

  

 Вос-ль:Вот и хорошо, убежала Баба-Яга, значит, нам никто не будет мешать продолжать наш праздник. И сейчас стихи для Берёзки читают ученики 4 и 5 классов.

 

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в голубом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

 

Белая берёзка

Во поле стоит.

Листья у берёзки

Ветер шевелит.

Не шуми берёзка,

Зелёною листвой,

Лучше ты, берёзка,

От солнца нас укрой.

 

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

 

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

 

   Берёзка:Спасибо, ребята, за красивые стихи.

 

   Баба-Яга:Я тоже расскажу вам стих без помарки! Приготовьте мне подарки!

 

   Вос-ль:Что ж, пожалуйста, читай.

                 Просьбу лишь не забывай,

                 Что читаем при народе

                 Мы стихи лишь о природе,

                 О берёзках, лесе, речке…

 

Баба-Яга:Ты не трать зазря словечки!

                  Про берёзку я читаю.

                  Тихо, люди, начинаю!

                  Хороши берёзки были

                  Все с зелёненьким листом…

                  Мы топорик раздобыли,

                  Вместе с лешим их срубили.

-О-о-о. А вот и он. Ну что было такое дело.

 

   Леший:Было, было. Мы с Ягой на всякие гадости первые молодцы и удальцы.

   Вос-ль: Смотрите, ребята, какие они негодники. Где они появляются, там жди неприятности. Ну-ка, прочь бегите отсюда. Не портьте детям праздник.

  — Ишь, чего захотели, срубить, сломать. Ребята, нельзя обижать дерево. Мы должны не только пользоваться природой, мы так же должны любить и беречь всё живое. Нельзя вот просто так взять и срубить берёзу или какое-то любое дерево. На это надо специальное разрешение, которое даёт лесничий.

   И ещё, ребята, вы очень обижаете берёзу весной. Кто мне скажет почему? Да, вы собираете сок. Но делать это надо правильно, не повредив дерево. Когда вы берете сок – не делайте отверстие большим. А после того как вы собрали сок, замажьте ранку воском. Если этого не сделать дерево, в конце концов, погибнет. Не губите берёзы!

     Ученик читает стихотворение.

Белая берёза – милая сестра,

Ты расти не бойся звона топора.

Белая берёза, птицы по ветвям!

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая берёза, мой поклон тебе:

Ты в судьбе России и в моей судьбе

Белая берёза, Русская земля:

И печаль, и радость, и любовь моя!

 

   Вос-ль: Загрустила наша Берёзка. Не бойся, не обидят тебя ребята. Давайте ж развеселим Берёзку.

Эй, девчушки- хохотушки

Запевайте-ка частушки!

 

Эх, топни, нога, топни – правенькая.

Я пойду плясать, хоть и маленькая!

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ на сторонушки!

 

Ой, ноги мои,

Что мне делать с вами

Для хороших друзей

Пляшете вы сами!

 

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

 

Я плясала ночи три,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад-

Сапоги мои лежат.

 

Ой, пол, провались

Потолок, обвались!

На доске остануся,

С частушкой не расстануся.

 

Вос-ль:Спасибо, девочки, за задорные частушки.

 

Берёзка:А сейчас, просто так и для утехи

               Начинаются потехи!

               Выходите, ребятишки,

               Свои косточки размять!

   А ну-ка, ребята, кто сильный и смелый! Объявляется конкурс – кто большее число раз поднимет гирю.

 

Леший:Громче, музыка, играй!

Чемпиона принимай!

Я спортсмен ведь хоть куда,

Что мне гирька – ерунда!

Разомну-ка спинку,

Сделаю разминку!

Эй, Берёзка, не зевай.

Начинаю я, считай.

 

Берёзка:Раз, два, три…

 

Леший:Семь, десять, тринадцать…

              Ой, не привыкший я к труду…

              Ох, сейчас я упаду!

 

Баба-Яга:Ой-ой-ой, Леший. Да что они с тобой-то сделали?

 

Вос-ль:Ничего мы с ним не делали. Видите, вам даже нечистая сила не помогает. Тут нужна тренировка, нужно потрудиться. Когда человек не ленится, у него все получается. И в пословице об этом говорится: «Без труда, не вытащить и рыбку из пруда». Вы, будете менять своё поведение? Не будите больше делать гадости?

   Ребята, тогда оставим их на нашем празднике? (Да).

А про гирю мы забыли! Выходите, кто сильный, будем поднимать (проводится конкурс).

 

 Вос-ль: Помните, в начале нашего занятия мы говорили о том, что в берёзку вплетали ленточки?  Сейчас и мы с вами попробуем заплести косички из ленточек. Условие такое – чтобы было красиво и быстро заплетено.

 

 Берёзка: Порадовали вы меня, ребята, своими играми да забавами! Ещё я хочу узнать, как вы умеете отгадывать загадки?

— Молодцы, все загадки отгадали. Все вы очень умные и находчивые. А кто-нибудь из вас знал, что русская берёзка побывала даже в космосе? Веточку берёзы с собой в полет взял космонавт Борис Волынов. Уж как она там пережила невесомость, взлётные перегрузки, перепады давления. Но вернулась, приросла. Удивительна судьба нашей русской берёзки.

   — И опять для неё и о ней поют девочки 1-4 классов.

 

Мы вокруг берёзки хороводом встали,

Яркие платочки высоко подняли

(идут по кругу платочки в руках)

 

Припев: Ты, берёзка, посмотри

Это пляшут малыши

(кружатся на месте, платочки вверху)

 

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали.

(шагают в круг, затем из круга)

 

Мы с тобой, берёзка, поиграем в прятки.

Отгадай, берёзка, где твои ребятки!

(дети садятся, прячутся за платочки)

А теперь, берёзка, нам пора проститься.

Нам пора проститься, низко поклониться.

(дети выполняют поклон)

 

  Вос-ль: Спасибо, девочки, за песенку. А ведь и правда, ребята, пришла нам пора с берёзкой проститься. Много всего хорошего и интересного мы узнали об этом дереве. Где бы не росла русская берёзка, везде она людям -  радость, везде она людям – свет!

Берёза – символ России нашей Родины.

   Ребята, любите природу, любите берёзу, любите свою землю!

 

 

 

 

Самоанализ внеклассного занятия

 

«Праздник русской берёзки»

Название моего занятия «Праздник русской берёзки».

При проведении внеклассного занятия поставила перед собой такие цели:

1.Рассказать детям о берёзе, о её красоте и полезных свойствах.

2.На примере берёзы воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

3.Развивать память, мышление, внимание, творческую активность.

В самом начале занятия я постаралась создать в группе атмосферу дружелюбия и доброжелательности.

Начала занятие с организационного момента, внимание учащихся на организацию рабочих мест, сообщила название занятия. Ввела игровой момент так как дети маленькие и лучше воспринимают игру. Они были заинтересованы.

Рассказала детям о полезных свойствах берёзы — развивая при этом любознательность. Потом дети рассказывали стихи и спели частушки. При этом у них развивалось речь, память, мышление.

С целью воспитания любви и бережного отношения к природе, я рассказала как нужно правильно брать берёзовый сок.

Во избежание быстрого переутомления провела конкурс «Подними гирю» — развивая при этом активность. Конкурс «Заплети косичку» развивал у детей мелкую моторику пальцев. С целью развития смекалки и воображения «Берёзка» загадывала детям загадки. В конце занятия подвела детей к пониманию главной мысли,  чтобы они любили природу, свою землю и бережно относились к ним.

Воспитанники принимали активное участие и при подготовке и при проведении этого мероприятия. Они были заинтересованы и внимательны.

 

1034
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!