История старинных вещей.

История старинных вещей.

 

 

Цели: познакомить обучающихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

— развивать сообразительность и образность мышления  посредством народных загадок.

 

                                                   Ход мероприятия:

 

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь и рассмотришь,

То поймешь, для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

 

1 ученик: -Угадайте, что это такое?

                   Плывет паром, уголь в нем. ( утюг )

 

Ведущий: Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли. Они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.

 

2 ученик:- О чем моя загадка?

 

                   Спинка есть- брюха нет,

                   Голова есть, да без мозгов,

                   Уши есть, да не слышит.

                   Подвяжешь- идет,

                   Развяжешь- лежит.

 

Про этот же предмет говорили:- « Из липы свито дырявое корыто, днем заперто, а ночью открыто». «В лес идет- клетки кладет, из леса идет- перекладывает».( Лапти.)

Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть- головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека- значит, заперты. Ночью же их снимали с ног- вот и открыты. След лаптей похож на клетки: в лес- клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была в старину.

Ведущий:- А еще про лапти говорили: « Весь в крестах, а почета нет». Лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей. Хорошо, что и сплести их сумел и материал всегда был под рукой.

Из чего плелись лапти? Из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?».(показ липы.)

Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: « Иван-лапотник», « Иван горемыка из лапотного лыка».

-А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? Что еще могли носить в старину? (Сапоги, а зимой-валенки).

 

3 ученик: Новая посудина, а вся в дырках. Что это?

Ведущий: -Это всем известные корзины. Из чего они сделаны?

                    Корзины изготовлены из ивового прута.

                    -Для чего они нужны?

                    В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать белье. Огромные корзины плелись для  деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту.

-Скажите, как сейчас до нас доходит почта?( Ответы)

Раньше, когда не было машин, груз перевозили на лошадях. Вот ямщики и занимались перевозкой почты, в том числе и государственной. В корзине возможно, лежали даже грамоты от царя. Эти корзины были с крышкой и запирались на замок.

 

4 ученик:-Два брата пузатеньких под гору бегут,

                  Один горбатенький их за вихор держит.

 

                   А можно сказать и так:

                   -Без рук, без ног, на плечи скок,

                   Ни свет, ни заря пошел со двора. ( Коромысло)

 

Ведущий: — Для чего служило коромысло? Как его изготавливали?

                    Коромысло делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

 

5 ученик: — О чем эта история?

                     Был я копан, был я топтан,

                     Был на кружале, был на пожаре, был на базаре.

                     Сколько было сил, всю семью кормил,

                     Сам терпел- ничего не ел,

                     Сделался стар-пеленаться стал.

                     А как пал, так и пропал.

                     Выбросили за окно и собакам не нужен.

Про этот предмет еще можно сказать: «Огня не страшится, воды не боится».

 

Ведущий:-Эта грустная история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен?

                   Глину  сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге-кружале изготавливают.( демонстрируется рисунок, где показан гончар за работой), потом продают на базаре.

Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

 

6 ученик:- У горшка есть соперник, который никогда не бился.

                   вот про него загадка: Чернец-молодец, в красно золото залез, до смеху хохочет, вылезти хочет.

Ведущий: -Угадали что это? Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый т.к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Обратили ли вы внимание, что чугунок и горшок имеют одинаковую форму? Кто догадался, почему?

Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит-отдает, а сам в угол идет».( Ухват)

Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок, вот почему они имеют одинаковую форму.

 

Вот так вещи жили-были и хозяевам служили,

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной.

 

В музее эти вещи можно потрогать, подержать в руках, но надо помнить, что они старинные, во много раз старше вас и обращаться с ними надо бережно.История старинных вещей.

 

 

Цели: познакомить обучающихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

— развивать сообразительность и образность мышления  посредством народных загадок.

 

                                                   Ход мероприятия:

 

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь и рассмотришь,

То поймешь, для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

 

1 ученик: -Угадайте, что это такое?

                   Плывет паром, уголь в нем. ( утюг )

 

Ведущий: Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли. Они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.

 

2 ученик:- О чем моя загадка?

 

                   Спинка есть- брюха нет,

                   Голова есть, да без мозгов,

                   Уши есть, да не слышит.

                   Подвяжешь- идет,

                   Развяжешь- лежит.

 

Про этот же предмет говорили:- « Из липы свито дырявое корыто, днем заперто, а ночью открыто». «В лес идет- клетки кладет, из леса идет- перекладывает».( Лапти.)

Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть- головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека- значит, заперты. Ночью же их снимали с ног- вот и открыты. След лаптей похож на клетки: в лес- клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была в старину.

Ведущий:- А еще про лапти говорили: « Весь в крестах, а почета нет». Лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей. Хорошо, что и сплести их сумел и материал всегда был под рукой.

Из чего плелись лапти? Из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?».(показ липы.)

Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: « Иван-лапотник», « Иван горемыка из лапотного лыка».

-А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? Что еще могли носить в старину? (Сапоги, а зимой-валенки).

 

3 ученик: Новая посудина, а вся в дырках. Что это?

Ведущий: -Это всем известные корзины. Из чего они сделаны?

                    Корзины изготовлены из ивового прута.

                    -Для чего они нужны?

                    В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать белье. Огромные корзины плелись для  деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту.

-Скажите, как сейчас до нас доходит почта?( Ответы)

Раньше, когда не было машин, груз перевозили на лошадях. Вот ямщики и занимались перевозкой почты, в том числе и государственной. В корзине возможно, лежали даже грамоты от царя. Эти корзины были с крышкой и запирались на замок.

 

4 ученик:-Два брата пузатеньких под гору бегут,

                  Один горбатенький их за вихор держит.

 

                   А можно сказать и так:

                   -Без рук, без ног, на плечи скок,

                   Ни свет, ни заря пошел со двора. ( Коромысло)

 

Ведущий: — Для чего служило коромысло? Как его изготавливали?

                    Коромысло делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

 

5 ученик: — О чем эта история?

                     Был я копан, был я топтан,

                     Был на кружале, был на пожаре, был на базаре.

                     Сколько было сил, всю семью кормил,

                     Сам терпел- ничего не ел,

                     Сделался стар-пеленаться стал.

                     А как пал, так и пропал.

                     Выбросили за окно и собакам не нужен.

Про этот предмет еще можно сказать: «Огня не страшится, воды не боится».

 

Ведущий:-Эта грустная история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен?

                   Глину  сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге-кружале изготавливают.( демонстрируется рисунок, где показан гончар за работой), потом продают на базаре.

Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

 

6 ученик:- У горшка есть соперник, который никогда не бился.

                   вот про него загадка: Чернец-молодец, в красно золото залез, до смеху хохочет, вылезти хочет.

Ведущий: -Угадали что это? Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый т.к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Обратили ли вы внимание, что чугунок и горшок имеют одинаковую форму? Кто догадался, почему?

Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит-отдает, а сам в угол идет».( Ухват)

Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок, вот почему они имеют одинаковую форму.

 

Вот так вещи жили-были и хозяевам служили,

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной.

 

В музее эти вещи можно потрогать, подержать в руках, но надо помнить, что они старинные, во много раз старше вас и обращаться с ними надо бережно.История старинных вещей.

 

 

Цели: познакомить обучающихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

— развивать сообразительность и образность мышления  посредством народных загадок.

 

                                                   Ход мероприятия:

 

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь и рассмотришь,

То поймешь, для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

 

1 ученик: -Угадайте, что это такое?

                   Плывет паром, уголь в нем. ( утюг )

 

Ведущий: Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли. Они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.

 

2 ученик:- О чем моя загадка?

 

                   Спинка есть- брюха нет,

                   Голова есть, да без мозгов,

                   Уши есть, да не слышит.

                   Подвяжешь- идет,

                   Развяжешь- лежит.

 

Про этот же предмет говорили:- « Из липы свито дырявое корыто, днем заперто, а ночью открыто». «В лес идет- клетки кладет, из леса идет- перекладывает».( Лапти.)

Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть- головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека- значит, заперты. Ночью же их снимали с ног- вот и открыты. След лаптей похож на клетки: в лес- клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была в старину.

Ведущий:- А еще про лапти говорили: « Весь в крестах, а почета нет». Лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей. Хорошо, что и сплести их сумел и материал всегда был под рукой.

Из чего плелись лапти? Из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?».(показ липы.)

Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: « Иван-лапотник», « Иван горемыка из лапотного лыка».

-А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? Что еще могли носить в старину? (Сапоги, а зимой-валенки).

 

3 ученик: Новая посудина, а вся в дырках. Что это?

Ведущий: -Это всем известные корзины. Из чего они сделаны?

                    Корзины изготовлены из ивового прута.

                    -Для чего они нужны?

                    В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать белье. Огромные корзины плелись для  деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту.

-Скажите, как сейчас до нас доходит почта?( Ответы)

Раньше, когда не было машин, груз перевозили на лошадях. Вот ямщики и занимались перевозкой почты, в том числе и государственной. В корзине возможно, лежали даже грамоты от царя. Эти корзины были с крышкой и запирались на замок.

 

4 ученик:-Два брата пузатеньких под гору бегут,

                  Один горбатенький их за вихор держит.

 

                   А можно сказать и так:

                   -Без рук, без ног, на плечи скок,

                   Ни свет, ни заря пошел со двора. ( Коромысло)

 

Ведущий: — Для чего служило коромысло? Как его изготавливали?

                    Коромысло делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

 

5 ученик: — О чем эта история?

                     Был я копан, был я топтан,

                     Был на кружале, был на пожаре, был на базаре.

                     Сколько было сил, всю семью кормил,

                     Сам терпел- ничего не ел,

                     Сделался стар-пеленаться стал.

                     А как пал, так и пропал.

                     Выбросили за окно и собакам не нужен.

Про этот предмет еще можно сказать: «Огня не страшится, воды не боится».

 

Ведущий:-Эта грустная история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен?

                   Глину  сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге-кружале изготавливают.( демонстрируется рисунок, где показан гончар за работой), потом продают на базаре.

Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

 

6 ученик:- У горшка есть соперник, который никогда не бился.

                   вот про него загадка: Чернец-молодец, в красно золото залез, до смеху хохочет, вылезти хочет.

Ведущий: -Угадали что это? Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый т.к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Обратили ли вы внимание, что чугунок и горшок имеют одинаковую форму? Кто догадался, почему?

Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит-отдает, а сам в угол идет».( Ухват)

Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок, вот почему они имеют одинаковую форму.

 

Вот так вещи жили-были и хозяевам служили,

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной.

 

В музее эти вещи можно потрогать, подержать в руках, но надо помнить, что они старинные, во много раз старше вас и обращаться с ними надо бережно.

1400
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!