Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе"Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
— Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;
— формировать уважительное отношение к государственным символам;
— Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;
— воспитывать у детей любовь к Родине,
— Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;
— Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)
— Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаг и герб.
— Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Мордовия, Саранск.
Интеграция образовательных областей:
«Познание, «Коммуникация», «Социализация».
Оборудование:
— Глобус;
— изображения президента РФ, герба и флага;
— фотографии с видами городов,
— слайды с достопримечательностями родного города;
-Аудио записи.
Предварительная работа:
— Беседы о российской символике;
— чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
— чтение художественных произведений мордовских писателей;
— рассматривание фотографий городов;
— рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Мордовии и города Саранск.
Ход занятия.
Дети садятся полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну нового слова. Вы готовы узнать тайну?
Дети: Да.
-Воспитатель: Давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная». Есть мама, которая дала ему жизнь, — это самый дорогой и близкий ему человек. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое — это родная страна.
Игра «Подбери словечко».
Воспитатель: Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Дети: мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город.
Воспитатель: Замечательно подобрали. А сейчас послушаем, как это слово может звучать в стихотворении «Родная мамочка».
Ребёнок читает стихотворение:
Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я-
Родная мамочка моя!
Воспитатель: Какая мамочка?
Дети: Родная.
Воспитатель: Давайте ещё раз скажем нежно и ласково: родная мамочка!
По-разному может звучать одно и тоже слово.
— «Родная сторона» как вы думаете, что это?
Дети: «Родная сторона» — это место, где мы родились, живем, где все родное.
Воспитатель: Такое место по-другому называется — Родина.
Ребёнок читает стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина».
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физкультминутка:
Сначала буду маленьким, (присесть)
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)
Воспитатель: Ребята, вы все вырастите большими и станете защитниками своей страны. Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Да, наша Родина — Россия!
Посмотрите ребята на глобус. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия?
(Выходит ребенок и показывает).
Вот послушайте, какая наша родина Россия.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «А мы живем в России»
(Рассказывает ребёнок).
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы — столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Воспитатель: Ребята, как называется столица нашей Родины?
Дети: Москва. (показ слайда).
Воспитатель: Как зовут президента нашей страны? (показ слайда)
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Назовите государственные символы России.
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку Лизы
Загадка:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Что вы видите? (демонстрируется изображение флага России.)
Дети: Это наш флаг.
Воспитатель: А сейчас назовите, что это на экране?
Дети: Это герб России.
Стихотворение (рассказывает ребёнок):
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: А что же такое гимн?
Дети: Гимн — это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.
Воспитатель: Правильно! Гимн – это торжественная песня, гимн исполняют на Олимпийских играх, на параде. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
Прослушивание отрывка гимна.
Воспитатель: Давайте все вместе еще раз посмотрим к на глобус, как огромна наша страна, как обширны её пределы.
Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много. Всё это наша с вами большая Родина!
— Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить
Береги Родину, как зеницу ока.
Воспитатель: А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?
Дети: Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.
Послушайте стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
(стихотворение рассказывают дети)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия?
Выходит ребенок и показывает.
Воспитатель: У каждого из нас есть малая Родина. Место, где находится наш город, называется Мордовия.
Как называется город, в котором мы живём?
Дети: Саранск.
Воспитатель: А как называется наш посёлок?
Дети: Ялга.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине — Ялге. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наше село.
Воспитатель: Многие мордовские поэты, художники, писатели, посвятили малой родине свои стихи, картины.
Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем городе?
Игра: «Угадай, где это находится?»
Просмотр слайдов с видами города.
Воспитатель: О любви к родине сложили немало мудрых пословиц, поговорок, песен, стихов.
Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала кажется ему все новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. А когда приедет домой человек обрадуется.
Послушайте стихотворение «Здравствуй Родина моя!»
(Стихотворение читает ребёнок)
Утром солнышко встаёт
Нас на улицу зовёт
Выхожу из дома я
Здравствуй улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути
-Ты скорей дружок расти!
Отвечаю солнцу я!
Отвечаю небу я1
Отвечаю ветру я!
-Здравствуй, Родина моя!
Итог:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Рассматривать глобус, слайды, стихи.
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою родину — большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.