Использование современных технологий в организации учебной деятельности младшего школьника

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования 

«Мордовский республиканский институт образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование современных технологий в организации учебной деятельности младшего школьника.

( Из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выступление: Чингаева И. В.

                                                                                          МОУ «Горяйновская ООШ»

                                                                                          учитель начальных классов

                                                      

Саранск 2015

Использование современных технологий в организации учебной деятельности младшего школьника.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Исходя их вышесказанного, целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

В своей работе я использую педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:

Технология проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения

Проектно-исследовательская технология

Игровая технология

Информационно-коммуникационная технология

Технология “Портфолио”

Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

Структуру каждого урока я тщательно продумываю, потому что только грамотное построение урока позволяет добиться успеха каждому ребёнку в меру способностей и возможностей, даёт шанс самым неуверенным учащимся.

 Правильно построенный урок не вызывает у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. При этом нужно помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!

Работая на уроке, в который включаю ту или иную технологию, учащиеся используют и совершенствуют навыки самостоятельной работы, работы с текстом, речевой деятельности, умения работать в паре и группе.

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникационных технологий, педагогику сотрудничества, здоровьесберегающего подхода.

А так как становление личности ребёнка, прежде всего, происходит на уроке, моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. Сделать это мне позволяют современные технологии.

 С введением ФГОС учитель получил четкий алгоритм: чему, как учить и на что опираться в своей работе.

Позвольте привести конкретные примеры использования современных технологий в организации учебной деятельности младшего школьника на моих уроках.

Литературное чтение.На первое место из технологий я бы поставила технологию проблемного диалога.Технология проблемного диалога относится к ведущим современным технологиям личностно ориентированного образования. То есть на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Я сама сообщаю тему урока, но так, чтобы вызвать к ней интерес класса. Для этого я часто использую приём «яркое пятно», который заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, иллюстраций картин.

Этапы проблемного диалога на уроках литературного чтения традиционны:

1) формулирование проблемного вопроса;

2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.

Используя технологию проблемного диалога на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами.

На уроках литературного чтения веду диалог с ребятами, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

 В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения, читать по ролям, читать стихи. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Поэтому здесь не обойтись без технологии продуктивного чтения. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения.

Этапы работы с текстом:

1 Работа с текстом до чтения
          2 Работа с текстом во время чтения
          3 Работа с текстом после чтения

 Большинство детей любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения

Самые востребованные сейчас технологии – это, конечно, информационно-коммуникационные. Их мы применяем на всех предметных уроках.

В том числе и на уроках литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины — все становится интересным, если использовать эти современные методы.

Наряду с презентацией на уроках литературного чтения мы смотрим видеофильмы по теме, часто урок сопровождаю музыкой. Например, при

чтении и изучении стихотворений я предлагаю ребятам прослушать музыкальные произведения и подобрать музыку к стихотворению. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту.

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает

внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при

объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле и др.

Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации,

отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный

инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к

приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее

достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять,

организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически

рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Технология разноуровневого обучения

Прежде чем использовать разноуровневые задания провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.

 

Математика

На уроках математикидети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети с радостью откликаются. Они без смеха, без улыбки не могут жить. 

На уроках окружающего мирамои дети всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

 Это подтверждается участием в творческих и интеллектуальных конкурсах как муниципального, городского, республиканского, всероссийского и международного значения.

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Детские кроссворды затем редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.

Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. По итогам административных, промежуточных и итоговых проверочных работ по предметам русский язык и математика 88% - 100 % ребят справляются с заданиями. Качество знаний учащихся составляет 77%, процент успеваемости – 100%.

Здоровьесберегающие технологии

На каждом уроке использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию здорового образа жизни. Перед первым уроком в школе проводится зарядка под музыку. Во время уроков провожу физкультминутки: динамичная, для глаз (использую электронные с музыкальным сопровождением), контролирую осанку детей. Конечно, создание положительного эмоционального настроя на уроке, снижение психических и физических перегрузок. Внеклассные мероприятия, дни здоровья.

Математика. Решите задачу.

Катя съела 9 конфет, а Маша на 2 меньше. Сколько конфет съели обе девочки?

 (Дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

 – Можно съедать так много конфет? Почему?

 – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение (Как не надо делать. Нарушает художественную целостность и значимость произведения). А вот на уроке окружающего мира можно обратиться к сказке при изучении темы «Вода».

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Проектные технологииприменяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Технология «Портфолио»

 Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

— социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

 -мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

Создание портфолио -  долгосрочная программа.  Началась она в 2013 году в первом классе. В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Мы трудились над сбором материалов для создания портфолио. Дети выбирали самые удачные творческие работы, рисунки, поделки, с удовольствием принимали участие в разнообразных конкурсах. Мы пока участвовали в заочных олимпиадах, городских поэтических конкурсах. 8 декабря моя ученица стала победителем республиканского конкурса детского творчества «Ушаков. Россия. Флот» в номинации литературное творчество.

1 место («Сказ о том, как Фёдор Ушаков Отечеству служил»)

 Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе, сообща можно идти к единой цели развития школьника. Мы проучились по новым стандартам два с половиной года. Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: мои третиклассники умеют спорить, размышлять, умеют оценивать свою работу и работу своих товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций на своём возрастном уровне. Дети активно участвуют в делах класса и школы.

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, могут стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

986
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!