Сердце отдаю детям

                                 «Сердце отдаю детям»

                    (25 лет поиска, творчества, достижений)

  Уронина Валентина Александровна

  воспитатель  высшей квалификационной категории

  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

  городского округа Саранск «Детский сад №80 комбинированного вида»

 

                                              «Педагог без любви к ребёнку – всё равно что

                                                певец без голоса, музыкант без слуха, живописец

                                               без чувств и цвета.

                                               Недаром все великие педагоги, мечтая о радости,

                                               создавая её, безмерно любили детей»

                                                                                                          (Т.Г. Гончаров)

 

                    Уважаемые мои коллеги, соратники, друзья!

Всю свою сознательную педагогическую жизнь, я посвятила работе с детьми дошкольного возраста. И после долгих раздумий назвала свой юбилейный труд

«Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется поделиться своим педагогическим мастерством – и тем, кто трудится сейчас в системе дошкольного образования, и тем, кто придёт работать в детские сады после студенческой скамьи после нас,- о большом периоде своей жизни, периоде, который равен двадцати пяти летней работе. От того дня, когда маленький ребёнок – несмышлёныш, как часто мы, воспитатели, называем его, приходит вместе с родителями в детский сад, до той торжественной минуты, когда уже воспитанник подготовительной к школе группы получает диплом на первом своём выпускном бале из рук заведующей детским садом, становится на путь самостоятельной школьной жизни, уже в качестве ученика общеобразовательной школы. Этот период является для ребёнка становления личности человека, для воспитателя же он – огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.

Я, как и многие мои коллеги, считаем профессию воспитатель – универсальной и это не пустые слова, так как мы посвящены миру детства. А этот мир особенный, где дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, жизненных ценностей, которые в разные периоды лет резко изменились, причём не в лучшую сторону…

                       Давайте оглянемся вокруг. В сегодняшнее стремительное время информационного бума, в век компьютеров и Интернета вытесняется представление о духовном и нравственном воспитании детей. Всё чаще негативные моменты особо остро сказываются на жизнь в некоторых молодых семьях, где распространены: неуверенность в завтрашнем дне, низкий материальный доход, безработица, неполные семьи, порой просто безразличие и бездуховность, перекладывание воспитание ребёнка на плечи своих родителей. В последствии чего в таких семьях дети чаще всего имеют социальную педагогическую запущенность, склонны к дивиантному поведению, с низким уровнем духовной культуры порой безответственны и циничны. Чаще всего не доставляет особых усилий и прилежности к учёбе, усидчивости, слабо развито внимание, словарный запас беден. Для многих детей характерно неуважение к взрослым, безразличное отношение к труду, нормам и правилам поведения в общественных местах, невежество. И в этом мире живём мы с вами, целое поколение «Иванов», не помнящих своего родства, добрых и славных семейных традиций, накопленными веками, на которых воспитывались наши родители, богатейшей культурой, такое отношение к воспитанию ребёнка в современной семье и родительской безответственности приведёт к «позорной истории» целого поколения или произойдёт нравственный надлом человеческих ценностей. Не страшно? Мне страшно. «Духовность – не деньги, утрата её невосполнима» (А.Макаренко).

                             Уже в нелёгкие перестроечные годы 90-х, вся педагогическая общественность забили тревогу, что не на словах, а на деле необходимо использовать весь свой передовой опыт на создание национальных проектов, программ, инновационных методик по возрождению «Духовно – патриотического воспитания детей». Я так же не могла остаться в стороне и с энтузиазмом принялась к созданию новым инновационным формам и методикам обучения детей, которые будут отвечать всем требованиям воспитательного процесса и  интегрированного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

                                                            «Земли есть и красивей, мне не надо другой –

                                                             Ты ведь тоже Россия, край Мордовский мой!»  

                                                                                                                           (Н.Эркай)

Тема духовно-патриотического воспитания, мне близка по духу, так как я родилась в Советское время и считаю, что «Всё новое – это хорошо забытое старое!» С чего начать? Как правильно и методически грамотно построить свою педаго гическую работу идя в ногу со временем, а именно по изучению истории своего родного края? Как привлечь внимание 5-и, 6-и летнего ребёнка к красоте и безграничной любви к родной Мордовской земле, к неповторимому складу и орнаментальному рисунку национального мордовского костюма «эрзи», «мокши», сформировать представление детей по декоративно – прикладному искусству, фольклористики, замечательной природе и исторических культурных центров, что мордва –  составная часть финно-угорской группы и 1000 лет  входят в  состав малых народов России, имеющую свою Государственную символику, язык и богатейшую культуру. Как построить свою работу, чтобы дети сами изъявили желание изучать культуру и историю своей малой Родины?.

                                 Опираясь на свой многолетний опыт и создание собственной интегрированной  модульной программы историко – краеведческого направления: «Духовно – патриотического воспитания дошкольников», не является назидательным предметом и не вызывает неподдельную скуку у воспитанников, так как считаю, что творческий и индивидуальный  подход к ребёнку, раскрывает в нём желание знать историю своей малой родины в разное её историческое время.Основное содержание программы занимает проблема воспитания в каждом ребёнке духовно-нравственные, патриотические и эстетические качества, строящихся на ценностях национальной мордовской культуре. Чтение книг, знакомство с большим спектром предлагаемой  методической литературы, наглядного пособия,  сотрудничество с внешними организациями (студенческими группами) (МГПИ им. М.Е.Евсевьева кафедры «Педагогика и психология дошкольного воспитания», ГОУВПО( «МГУ им.Н.П.Огарёва») «Институт Национальной Культуры», РДБ им. А.С.Пушкина "Историко-краеведческий отдел», «Республиканский Краеведческий музей им. Д.Воронина», «Музей им. С.Д.Эрзи» и т.д., помогло мне развить познавательный интерес, сформировать представление о жизни предков, специфике бытования народной мордовской культуры приобщение к жизненному опыту детей.

                             Я спроектировала занятия таким образом, чтобы ребёнок дошкольного возраста  сформировал систему ценностей, научился абстрактно мыслить, использовал в речи новые термины, пополняя и обогащая  детский кругозор об истории родного края. Чтобы ребёнок учился фантазировать, развивал речь и память. Группа, в которой я работаю, имеет богатейший мини – музей и стилизованный уголок: «Мой край родной  — Мордовия моя!», постоянно обновляю стенды и делюсь своими наработками на страничках Интернет: «МААМ», «Социальная сеть работников образования. Nsportal.ru», «Планета «Детство», «Всё о детском саде», печатаюсь на страничках сборниках научных конференциях, веду непрерывный контакт с родительскими коллективами своих воспитанников. Желание совершенствоваться, внедрять в свою педагогическую работу  что — то новое, неповторимое, то, что будет интересно детям.

                                 Идут годы, сменяются поколения, но неизменным остаётся смысл моей работы. Моё стремление максимально подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, как законопослушных граждан, в духе нравственности, знать историю края и гордится своим малым народом, с почтением относиться к историческим корням, чтить и помнить обычаи и традиции, быть достойным гражданином своей Родины. Человек растёт, развивается в определённой социально – общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются ребёнку с раннего возраста, в последствии, влияют на формирование и развитие его облика.

                            Всё это является принципиально важным аспектом в обучении и воспитании дошкольников. Ведь из практики я столкнулась с тем, что многие старшие дошкольники не знают элементарного значения геральдики Республики Мордовия, а это целая наука, какие города, районные центры есть в нашей Республики, протекающие реки, заповедные места, знакомство с географической картой Мордовии, достопримечательные места города Саранска и мн.др. Экскурсии и целевые прогулки дают возможность воотчую убедится в том, как красив и интересен наш Саранск. Исторические и познавательные серии книг для маленьких читателей, ярко иллюстрированные энциклопедии расскажу детям: "Как жила древняя Мордва?»,«Как возник город – крепость Саранск?», «Мифические сказания и Боги Мордвы», «Мы – Мордва» и т.д., дидактическая настольно – печатная игра «Одень куклу Алдуню и Тюштюню» — вызовет эстетический интерес к народному мордовскому национальному костюму. Огромное спасибо за создание прекрасной Региональной программы «Мы в Мордовии живём», где учитываются все возрастные особенности дошкольников по привитию любви и уважению в изучении истории родного края.

                               Такие комплексные мероприятия позволяют мне видеть своих воспитанников раскрепощёнными, уверенными в себе, у ребёнка появляется доверительное отношение к взрослому, который окружает его заботой и теплом, ребёок чувствует, защищённость от негативных жизненных явлений. Положительная  результативность и динамика ощущается не только в нравственном, трудовом, историко – краеведческом воспитании у дошкольников, а также у малыша стабилизируется психологическое состояние, ребёнок реализуется, как личность, самостоятельно проявляет инициативу, желает научиться полезному, новому.

                                       Ведь сейчас, это не редкость, когда воспитатель перевоплощается в сказочного персонажа, настраивается на рабочий лад, надевает при этом яркий национальный мордовский костюм, передаёт всю доброту и щедрость души мордовского народа. И как ценно, когда дети могут общаться и работать с мастерами своего дела, получать ремесло, знания и умения из их рук. Именно такому педагогу, хранителю народных традиций, обычаев, охотно идущему к детям открываются детские сердца. В своей педагогической копилке имею большое количество разработок, фотографий, оформленных стендов, папок раскладушек, буклетов, видеофильмов,  которые могут продемонстрировать о проделанной мной работе.

                                            Мне кажется, что моя педагогическая работа,  возрождает потерянные связи и возвращает  понимание взрослых (родителей, коллег), что нравственные понятия и воспитание ребёнка с раннего возраста, всегда приносит положительный результат. Это путь долгий и непростой, захватывающий и интересный, а для воспитателя – путь непрерывного повышения квалификации.

                                      Нашим детям расти, учиться, быть настоящими гражданами России, её будущими хозяевами. Мы, педагоги, должны быть уверенными в том, что наше подрастающее поколение были бы готовы своим трудом ответить за нашу заботу. Ведь нашим воспитанникам продолжать эстафету славных дел. Это не просто красивые слова, а основа всей нравственной и культурной жизни народа. Только бы не изменились взгляды наших детей, когда они станут взрослыми, хочется верить, что моя маленькая искорка разожгла яркий огонь любви и уважения к народному творчеству, желание изучать историю своего родного края. И я верю, что он будет гореть, пылать в сердцах моих воспитанников всю жизнь, и отдавать живительную силу народных традиций.

                                    «…Я низко кланяюсь, всем нам педагогам, желаю только успехов, для осуществления которых мы не требуем наград, но на всемирном педагогическом совете, нам всем: — «Спасибо», люди говорят!»

 

 

                                                                                                      Литература

1. В.А.Сухомлинский. «Школа радости» (Издание второе) – Киев. 1971., с.2-4

2. Г.А.Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н.Николаева, «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012., с.2

3.  «Дети о Родине». Саранск «Красный Октябрь». – 2003., с.83-84

4.  «Воспитатель» (Дошкольного образовательного учреждения).- ООО «Творческий Центр Сфера».-Москва №3/2010., с.47-48

5. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. «Как научить детей любить Родину» – М.: Аркти, 2003.- с.11

                                                                    

 

674
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!