Консультация для родителей «Наши талантливые дети»
Консультация для родителей
«Наши талантливые дети»
Светлый Ангел во сне к маме вдруг прилетел,
До рассвета слова нашептать ей успел,
Что «талант – это нежный, волшебный цветок.
Постепенно раскроет листок, лепесток.
Он в душе у ребенка прекрасно цветет,
Тихо звездного часа – открытия – ждет,
Пусть мечтает ребенок и пусть он творит,
Все дети талантливы от рождения. Каждый ребенок имеет какой-нибудь талант. Но у каждого талант свой. Один талантлив в рисовании, другой хорошо поет, а третий любит возиться с машинками. Наверняка будет хороший автомеханик. Главное, разобраться и развить именно тот талант, который есть у ребенка.
Часто родители принуждают своих детей заниматься тем, что нравится им самим. Как правило, редко из этого выходит что-то хорошее. Трудно заниматься тем, к чему не лежит душа, а маленькому человеку тем более. Иногда ребенок очень старательно, в угоду родителям занимается не любимым делом. Он с большой неохотой идет в танцевальный кружок, где у него ничего не получается, только ради того, чтобы не огорчить маму. А если бы мама по внимательнее присмотрелась, она заметила бы, с каким удовольствием малыш поет песни. Может быть это его талант?
Таланты бывают разные. Кто-то быстро бегает, кто-то хорошо считает. Задача взрослых, особенно родителей, разглядеть эту искорку и не дать ей потухнуть. Помочь малышу развить именно свой талант, не в угоду кому-либо, а ради себя самого. Только так ребенок может вырасти счастливым и благополучным.
Талантливые дети – это будущее России, активное, творческое, деятельное поколение, способное создавать, а не разрушать. Какие же задачи стоят перед современным педагогом в решении этой проблемы?
Задача 1 – «Найти».
Как же «узнать», найти, выявить ребенка талантливого, одаренного? На мой взгляд, талантливый ребенок всегда отличается высокой познавательной и творческой активностью, часто нестандартностью и глубиной мышления, стремлением к поиску новых путей, стремлением к самовыражению, к творческой и поисковой деятельности, а также высоким темпом развития.
Задача 2 – «Создание условий для личностного (интеллектуального, творческого) роста».
Педагог должен индивидуально для каждого одаренного ребенка выстроить своеобразную систему движения вперед, «систему точек роста». Эта работа напоминает работу ювелира – огранку самородка. Нужно приучать ребенка к ежедневной, кропотливой работе над собой. Ничего не дается сразу и ничего не приходит само собой – закон жизни. Ребенок должен это понять. Например, интеллектуальная деятельность – поисковая, исследовательская предполагает постановку целей и задач, составление плана, методичную работу по сбору, систематизации, обобщению материала, наблюдение. Спорт – каждодневные тренировки, и так с любой другой сферой деятельности талантливого ребенка. Но это все невозможно, конечно, без особой атмосферы творчества – когда ребенок чувствует себя заметным, когда ощущает, что он может достичь большего, когда его деятельность вызывает одобрение учителя, уважение одноклассников. Без поддержки родителей также не обойтись. Поэтому школа и родители должны действовать совместно на благо ребенка.
Задача 3 – «Явить миру»
Талантливый ребенок должен быть заметным. Дети нуждаются в ситуации успеха, в доле соревновательности, возможности «показать себя» на всех уровнях. Это всевозможные олимпиады, конференции, конкурсы районного, областного, российского масштаба, которые должны проходить на постоянной основе. Должны быть охвачены талантливые дети всех возрастных групп. Одаренный ребенок из села должен в равной степени, как и ребенок из города, иметь возможность проявить себя. Возможно создание творческих интернет-сообществ для одаренных детей (общение, обмен опытом, всевозможные конкурсы).
Задача 4 – «Всеобщая поддержка, тесная связь»
В трудную и кропотливую работу по развитию одаренных детей должно включиться все общество – в первую очередь, вузы, учреждения культуры, общественные организации и т.д. Что это дает? Возможность научных публикаций, льготные условия при поступлении в выбранное учебное заведение в будущем (вербовка кадров), выступление творческих коллективов на каких-либо крупных, масштабных мероприятиях, материальная поддержка, поощрение детей.
Вовремя увидеть, не потерять, провести в течение всего периода становления, дать толчок к самовыражению, дать возможность самореализации – вот задача современной школы.
Советы родителям
Следуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя:
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в
отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и
одаренности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети
весьма чувствительны ко лжи, а к
одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень
развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее
эффективным путем к пониманию.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут
выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком
одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственныеинтересы и увлечения.