Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школ

Быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни общества, расцвет рыночных отношений, способствовали формированию и развитию конкурентоспособных кадров. В современной производственной сфере большое значение имеет качество образования человека, только высокообразованный специалист может добиться высоких постов управления и сохранить своё рабочее место. Поэтому каждый человек должен быть сам заинтересован в своём образовании, у него должно сформироваться положительное отношение к учению.

Положительное отношение к учению важно рассматривать как часть общей проблемы воспитания и развития, так как оно обуславливается как внешними объективными, так и внутренними условиями. К внешним объективным условиям мы относим потребность общества в самостоятельных и сознательных гражданах. К внутренним – ориентацию школы на положительное отношение к учебной деятельности.

Формировать положительное отношение к учению необходимо с начального этапа обучения в школе, так как оно выступает ценнейшим мотивом учебной деятельности школьников.

Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности: могут возникнуть компенсаторные самооценка и мотивация.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

Для достижения эффективности формирования положительного отношения младших школьников к учению необходимо учитывать практический опыт в решении данной проблемы.

Постановка проблем, совместный поиск, игра — вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Макаренко А.С. писал: “Вся история развития человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу”.

Ушинский К.Д. советовал включать элементы занимательности игры в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет сделать продуктивной работу школьников.

По мнению К.Д. Ушинского, игра есть способ проникновения в действительную жизнь.

По определению Выготского, игра — “пространство “внутренней социализации ребёнка”, средство усвоения социальных установок”.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Особенности детей этого возраста:

1. В возрасте 6-8 лет у них еще слабо развито абстрактное мышление; для них значимо только то, что окружает их в данный момент, то, что происходит с ними сейчас.

2. У детей очень крепкая долгосрочная память, именно поэтому люди всю жизнь помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если материал был эмоционально окрашен.

3. У младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала.

4. Младшие школьники не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).

Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:

  • игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
  • игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;
  • игра помогает снять усталость;
  • игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу;

Сущность игрового метода обучения в том, что в нём важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Эта специфическая особенность данного метода несёт большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства у учащихся, развивать познавательный интерес. Наличие познавательных интересов к различным учебным предметам способствует повышению активизации учащихся при выполнении практических и умственных действий, то есть формированию положительного отношения к учёбе.

Игра имеет две цели:

1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;

2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку (что немало важно для ребенка в начальной школе!).

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

  • обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
  • развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
  • воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
  • мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

— социокультурные — коммуникативная; — диагностическая; — игротерапевтическая; — коррекционная-развлекательная.

Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов: выбор игры, предложение игры детям; оборудование игры; разбивка на команды и распределение ролей; развитие игровой ситуации.

Основные принципы организации игры:

  • отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей):
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
  • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, “вечным”.

Безусловно одно — воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  • подготовить “почву” для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона
урока.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Формированию положительного отношения к учению и стимулированию познавательной активности младших школьников в процессе обучения способствует метод дидактических, сюжетно-ролевых и развивающих игр.

Дидактические игры — активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Её предмет — сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой деятельности.

Технология дидактической игры – технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность учеников обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом самой деятельности. Самое главное в дидактической игре то, что не под давлением, не по необходимости, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение предметного материала в его разных сочетаниях и формах. Познание мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение; здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов.

Подбор дидактических игр для младших школьников проводиться в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть нацелена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр нужно учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к разным играм, возможности участия их в игре.

Исследователи показали, что детям нравятся игры:

  • основанные на дидактическом материале;
  • на внесении элементов воображаемой ситуации;
  • с элементами ожидания и неожиданности
  • основанные на соревновании.

Методика проведения игр требует от учителя педагогического такта.

Главное в сюжетно-ролевой игре – содержаться наилучшие возможности для перевода внешних требований педагога во внутренние требования – требования самого школьника.

Мы построили таблицу, в которой приведены данные о том, какие творческие игры предпочитают дети 1 – 2 и 3 – 4 классов.

Возраст

Бытовые сюжеты

Профессиональные сюжеты

Героико-тематические

Сюжеты из жизни детей

Сюжеты из кинофильмов

7 – 9 лет

1 – 2 класс

24

18

28,3

25,2

4,5

10 – 11 лет

3 – 4 класс

9,1

22

36,5

18

14,4

Ребенок не только переживает события, но и добровольно вступает в те отношения, которые соответствуют его эмоциональным потребностям. При этом он проявляет активность, деловитость, организаторские способности.

Желание ребёнка действовать по “правде” так сильно, что в игре он с удовольствием выполняет даже те действия, которые в реальной жизни вызывают у него отрицательное отношение. Именно поэтому, применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей возникло отрицательное отношение к определённой деятельности или форме поведения.

Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развитии; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Основное значение ролевой игры для развития ребёнка состоит в том, что вхождение в жизнь взрослых эмоционально наполнено, действенно выделены общественные функции и смысл человеческой деятельности

Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует сюжетно – ролевой игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения, дисциплинированности, опрятности, трудолюбия, инициативности, формирования положительного отношения к учению.

Одним из основным мотивов использования развивающих игр и игровых приёмов является повышение творческо-поисковой активности детей.

Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приёмы в учебный процесс начальной школы, возможность проведении эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психодиагностических методиках. И, наконец, возможность представления заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Приведём классификацию развивающих игр и игровых приемов, способствующих развитию познавательных процессов младшего школьника и формирующих положительно отношение у них к учению:

1. Пространственно-ориентационные задания

  • лабиринты;
  • графические диктанты

2. Логические задания

  • развитие математического аспекта мышления; — развитие невербального мышления; — развитие вербального мышления; — аналитические задачи;
  • загадки; — загадки-шутки; — шарады; — кроссворды; — ребусы; — головоломки; — фокусы;

3. Задания на развитие памяти:

  • развитие визуальной памяти; -развитие аудильной памяти; — развитие тактильной памяти.

4. Задания на развитие внимания

  • поиск ошибок в тексте;
  • составление картинок.

Развивающие игры и игровые приёмы на развитие внимания детей позволяют учителю повысить качество учебного процесса.

Приведённая классификация является условной, поскольку все познавательные процессы существуют не в “чистом виде”, а представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Тем не менее, эта классификация способна облегчить учителю выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Использование развивающих игр и игровых приёмов в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный урок в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

Мы выделили следующие условия, при соблюдении которых игры должна была способствовать формированию положительного отношения к учению у обучающихся младших классов.

Игра, как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению будет эффективна, если:

  • используется метод игры как неотъемлемая часть учебно- воспитательного процесса в школе;
  • содержание игры дифференцируется с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребёнка;
  • предусматривается использование комплекса средств, позволяющих обеспечить эмоционально-действенное отношение учащихся к учебной деятельности.

Исследование подтверждает, что использование метода игры на уроках в начальной школе обеспечивает эффективность формирования положительного отношения младших школьников к учению благодаря тому, что именно в игре развиваются разные мотивы учения:

1. Мотивы общения:

— Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

— При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

— Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

— Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения пели (нужно знать больше других).

— В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

— Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

— Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

— Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

— В игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

— В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

— Игровая форма работы способствовала тому, что ученики осознавали себя действительно субъектами учебной деятельности.

Полученные данные подтверждают, что занятия с использованием метода игр дают лучшие результаты по успешности обучения, так как в этих условиях каждый школьник работает увлечённо, с интересом, в соответствии своими знаниями и возможностями.

Таким образом, качественный и количественный анализ результатов эксперимента подтверждает целостность предложенных условий.

Конфуций писал: “Учитель и ученик растут вместе”.

Игровые формы уроков позволяют ученикам расти вместе с учителем.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит се феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 

 

.

1643
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!