Роль этнокультурного образования в воспитании младших школьников

Каждый народ велик своей историей и культурой, своей неповторимостью.И неразрывной общностью со всем человечеством, мировой историей, единой человеческой судьбой. Общечеловеческие ценности усваиваются не абстрактно, а через познание, усвоение национальных традиций, обычаев, многовековой культуры своего народа. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей.Ребёнок не рождается ни русским, ни марийцем, ни татарином или мордвином, но он живёт и воспитывается в определённой этнической среде.

    Первый человек, с которым ребёнок вступает общение- это мать. Он слышит её речь, язык, узнаёт других членов семьи, познаёт окружающий его мир. Постепенно ребёнок познаёт традиции, обычаи, устои своей семьи, а потом и своего народа. Он усваивает определённые нормы поведения, даёт оценку окружающему миру и самому себе. Лишь хорошо зная национальные традиции, многовековую культуру своего народа, человек сумеет понять и оценить, научиться уважать культуру  других народов.

    Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Можно с уверенностью сказать, что человек, познавший и оценивший красоту и могущество родного слова, может оберегать и развивать родную культуру.

    Язык теснейшим образом связан с мышлением, поэтому свободное владение языками даёт возможность приобщаться к достижениям всех народов нашей страны и мировой культуры, учиться в любом учебном заведении, трудиться в любом коллективе, и цена такого специалиста высока.

    В современных условиях развития общества перед учителем встаёт задача осознания смысла и значения уроков русского языка и литературы, родного языка и родной литературы, нахождение тех методов и приёмов, которые помогут педагогу сделать эти уроки не просто передачей знаний, освободив ребёнка от нравственных ориентиров, но и станут прочной основой духовной высоты личности.

    У «родного слова» всегда были особые внутренние цели. Не достижение какого-то «материального» идеала, а вопросы вечные- жизни и смерти, совести, добра и зла. Поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю свою жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. Но где взять ту точку опоры в преподавании мордовского языка, которая помогла бы привить детям любовь к языку в наше время, сделать уроки мордовского языка важными, значимыми в жизни ребёнка? Это должно быть что-то важное, как хлеб насушный, а может и более необходимое: иметь ценности, относящиеся к высшим понятиям, традициям отечественной культуры, ведь именно они, традиции, несли и несут в себе силу, помогавшую преодолеть земные тяготы жизни.

    Сегодня мы начинаем задумываться над тем, почему наши дети теряют корни, не знают традиций, не помнят родство, не интересуются историей Отчизны, не ведают её духовных вождей. А самое страшное заключается в том, что они не умеют различать оттенки добра и зла, но ещё и не видят разницы между добром и злом. «Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя», — читаем мы в статье великого русского писателя Л.Н.Толстого «Верьте себе».

    Обучая и воспитывая, учитель становится посредником в непрерывном потоке развития умственных способностей детей, с развитием их чувств, впитывая которые ученики вступают в мир сложных человеческих отношений. К тому же переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании выдвигает на первый план такие важнейшие качества личности, как национальная самоиднетичность, гражданская ответственность, духовность и культура, толерантность в поведении и общении.

    Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд, и помочь им разобраться в окружающей жизни, это дать добрый совет, воспитать в них чувство гражданственности и патриотизма, любви к родине, основанной на воспитании национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с культурой семьи, языка родного края.

    На сегодняшний день одной из самых актуальных задач учителя мы считаем необходимость помочь учащимся обрести уважение к национальным достоинствам каждого народа. Формируя гражданственность и этнотолерантность через познание внутреннего мира различных народов, через дружеский настрой к людям другой национальности, уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта, учитель развивает собственный мир ребёнка. Он становится богаче, полнее, интереснее.

    На первых уроках мордовского языка во 2 и 3, в 4 классах мы с учащимися задумываемся над тем, для чего нужны уроки мордовского языка, осознаём смысл и значение понятий «духовность», «нравственность» в доступной для учащихся начальной школы форме.

    Формированию духовности, глубокого взаимоуважения и взаимопонимания способствуют, прежде всего, литература и фольклор. Фольклорные произведения развивают творческие задатки, дают представление об этических нормах, воспитывают в духе патриотизма. Работа над фольклорными текстами позволяет учителю использовать смежные виды искусства, что способствует эстетическому воспитанию.В произведениях фольклора заложена идея толерантности, поэтому с их помощью легче убедить учащихся в том, что каждая культура самоценна. Без знания родного фольклора нельзя понять тот быт и колорит, который стараются сохранить и создать на страницах своих произведений мордовские писатели и поэты. Удачно вплетают в канву произведений обычаи деревни, рождение ребёнка, похороны и поминки, свадебный обряд и т.д. С учащимися 2-4 класса мы начинаем свой первый урок со знакомства о мордве. Пытаемся раскрыть вопросы следующего характера «Мордва — это один из древнейших народов», «Быт и колорит мордовского народа», «Фольклор мордовского народа», далее продолжаем изучать мордовские народные сказки, загадки, считалки. В сказке для детей кроется особое очарование, открываются тайники древнего миропонимания. В ней непременно торжествуют истина и добро, она всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чём бы ни повествовала. Сказка наглядно, образно и доступно показывает, в чём счастье и несчастье человека и какова его расплата за ошибки. Дети, как правило, сами находят в сказочном повествовании нечто очень ценное для себя, необходимое для понимания окружающего мира. Большим успехом пользуются у учащихся авторские сказки.

    Семья имеет огромное значение в жизни мордовского народа. Это утверждают мордовские пословицы: «Без птенцов и птица сирота», «Бездетный, что дуплистое дерево: ни лыка, ни дров», «Кто с детьми живёт — радуется, кто без детей — горюет». У мордвы особо почиталась многодетная семья и признавалась богоугодной. С темой семьи на уроках мордовского языка мы соприкасаемся каждый раз, изучая тот или иной раздел: и когда описываем пейзаж, и когда изучаем животных, и когда читаем сказки мордовского народа. Вся эта работа формирует ценностное отношение к семье, признание своих корней, истоков, сохранение семейных традиций, обогащает внутренний мир ребёнка.

    Уроки мордовского языка в начальной школе дают возможность нравственного, патриотического воспитания будущих членов общества. Данный предмет формирует у учащихся любовь к родному городу, гордость за свою страну. Без любви к Родине и уважение к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

954
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!