Программа элективного курса по физике" Решение нестандартных задач на законы постоянного тока"

Программа элективного курса по физике "Решение нестандартных задач на законы постоянного тока" 10-11 класс.

Пояснительная записка. Курс расчитан для учащихся 10-11 класса на 17 часов. Необходимость создания программы продиктовано тем, что требования по физике выпускников основной школы возросли, в то время как количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины, было сокращено от 4-5 часов в неделю до 2 часов, данная тема входит в один из тематических блоков при сдаче ЕГЭ.

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач на законы постоянного тока» составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элементы программы для классов с углубленным изучением физики.
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач на законы постоянного тока» предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основного раздела физики, восполнение пробелов в содержании основного курса, подготовке к физической олимпиаде, сдаче единого государственного экзамена, что придает курсу необходимую ценность.


Основные цели курса:
развитие интереса к физике и решению физических задач;
создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения нестандартных физических задач;

Задачи курса:
развить способность в ориентации выбора определенной технике для разбора физического содержания задачи
обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как средству формирования физических знаний и учебных умений;
способствовать формированию современного понимания науки;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:
владеть понятиями и законами физики:
-раскрывать смысл физических законов: закон Ома для полной цепи, законы Кирхгофа;
-умение решать задачи на вычисление сопротивлений (задачи на вычисление сопротивлений отдельных проводников и различных соединений из них),  токов или напряжений на каком- либо участке цепи;
— задачи на работу, мощность и тепловое действие тока .
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько тем курса, как с базовым,  так и с углубленным содержанием теории по которым разбираются  задачи.
Первая тема  знакомит школьников с понятиями и законами постоянного тока, дает представление о значении данных понятий в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. Разбор задач на вычисление отдельных проводников и различных соединений из них.
При решении задач такого типа особое внимание уделяется условию задачи, где указано, из какого материала изготовлен проводник, или приводятся сведения о его геометрических размерах или массе, то для нахождения неизвестной величины, от которой зависит сопротивление проводника, нужно воспользоваться формулой сопротивления и соотношения между массой, плотностью и объемом проводника. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических  законов при решении задач и др.
При изучении курса  возможны различные формы занятий:  лекция, рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение способов решения задач коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.
В результате школьники должны уметь  применять различные методы расчета предложенных задачу для самостоятельного решения. При решении главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка..
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления. Умений и творческих способностей учащихся.

Содержание курса

Условия существования постоянного тока. Закон Ома. Общие этапы решения задач Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи. Правила Кирхгофа. Работа и мощность тока.  Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля –Ленца.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Применение правил Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Решение задач на  расчет количества теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля – Ленца.

Календарно – тематическое планирование.( таблица не вставилась)

Программа курса.
Занятие 1.
Условие существования постоянного тока. Закон Ома.
Цель: выяснить условия протекания постоянного электрического тока в замкнутой цепи, углубить знания закона  Ома для неоднородного участка цепи и полной цепи, сформулировать этапы решения физических задач, развить навыки решения задач.
Основной материал.
Условия существования постоянного тока. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание. Основные этапы решения любой физической задачи. Примеры решения задач.
Занятие 2.
Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи.
Цель: развитие умений учащихся  характеризовать сложные соединения электрических цепей, решение задач на вычисление общего электрического сопротивления при последовательном соединении проводников, параллельном соединении проводников, смешанном соединении проводников.
Основной материал.
Последовательное соединение. Параллельное соединение. Шунт к амперметру. Дополнительное соединение к вольтметру. Потенциометр. Примеры решения задач.

 

Всего занятий-17







 









 

3824
RSS
Задания для детей должны быть, решаемые и интересные. Что я и пыталась сделать.