Использование фольклора в патриотическом воспитании детей
Использование фольклора в патриотическом воспитании детей.
Якушкина Т.И.
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение фольклор а в развитии у детей патриотических чувств, любви к Родине. Уделено внимание таким формам фольклора как былина и предание, их роли в процессе патриотического воспитания.
Воспитание детей и подростков на богатых традициях народного искусства, помимо художественного, духовно-нравственного имеет существенное патриотическое значение, поскольку знание народных песен, сказок, былин, преданий и др. связывает человека с его Родиной, с важнейшими событиями, происходившими на родной земле.
Детские впечатления – яркие, глубокие и неизгладимы в памяти человека. Именно они закладывают в каждом человеке основу для его развития в разных областях жизни. Поэтому очень важна роль дошкольного воспитания как воспитания высоконравственного, творческого и любящего свою родину, гражданина.
Ребенок, который ценит традиции своего народа, способен понимать достоинства национального характера, любить родную землю, служить ей честно, при необходимости в трудную минуту встать на ее защиту. Именно поэтому перед нами стоит задача научить детей любить и понимать богатое наследие фольклора, с уважением относиться к произведениям народно — прикладного творчества.
К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К.Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.
З.Т. Гасанов в своей статье «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания» определяет российский патриотизм как отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, как отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам».
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Россия — родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
В народном творчестве проявляется основная особенность нации — общность. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки, песни и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема — важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Кутузове Суворове. Она широко развита в советском фольклоре времён гражданской и Великой Отечественной войн.
Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях — Волги-матушки, тихого Дона.
В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.
Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах обобщённо («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имён (мужик, солдат), или носят распространённые в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава). Данное явление показывает единство русского народа, его сплочённость.
Герои былин — «богатыри святорусские», защитники Родины — имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.
Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства». В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь — это всегда воин-патриот.
В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения. Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.
Предание рассказывает о каком-либо событии, которое свершилось очень давно; здесь в прозаической форме повествуется о героях, их смелых поступках. Практически во всех преданиях воспевается мужество и сила богатыря, сражающегося с недругом, спасающего Родину от врагов. Так, в предании «О победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином» рассказывается о простом юноше из народа, избавившего свой народ от нашествия печенегов. Примечательно, что героем предания является именно выходец из народа, не князь и даже не прославленный богатырь.
Таким образом, значение фольклора в системе патриотического воспитания переоценить трудно. С народной культурой, народным творчеством ребёнок знакомится с самого рождения (песенки-пестушки, прибаутки, колыбельные). Далее в процессе игры дети узнают о жизни своих предков, о быте, о героях, о битвах с врагами, о стремлении людей защищать свою Родину от врагов.
Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.
Список использованной литературы:
1. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. — 2005. — №6. — с. 59 -63.
2. Куц, В., Замостьянов, А. Воспитание и фольклор: возвращение к истокам // Народное образование. — 2005. — №1. — с. 227 — 236.
3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2006. — 604 с.