Почему детям бывает трудно общаться со сверстниками?
ПОЧЕМУ ДЕТЯМ БЫВАЕТ ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ
СО СВЕРСТНИКАМИ?
Практика показывает, что взаимоотношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительными контактами наблюдаются конфликтные взаимоотношения со сверстниками, препятствующие дружескому общению. Одни дети сразу чувствуют себя лидерами, другие скоро оказываются в подчинении у первых; некоторые дети остаются вообще вне общения, сверстники не проявляют к ним интереса и не принимают их в свои игры; часть детей избегают общения, предпочитая игру в одиночестве.
Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками чаще всего порождается недостаточным развитием ведущей игровой деятельности. Воспитателям следует своевременно обратить внимание на детские жалобы, что «не берут в игру», или на отстраненность ребенка от игр других детей. Это первый симптом нереализованной потребности в общении и осознания дошкольником собственного неблагополучия, невозможности стать полноправным участником игры. С этим во многом связаны факты отказа ребенка посещать детский сад, сопровождаемые заметным снижением активности в завязывании контактов, постепенным отходом от сверстников, понижением настроения.
Работы психологов показывают, что причин трудностей в общении старших дошкольников со сверстниками довольно много. Развитию положительных взаимоотношений и сотрудничества мешают прежде всего операциональныетрудности (А. А. Рояк, Т. А. Репина). Они проявляются у детей с недостаточно развитыми деятельностными умениями.
В этом случае воспитателю следует обратить внимание на уровень исполнительских умений, то есть умений, позволяющих ребенку успешно осуществлять деятельность, а также на умения, обеспечивающие возможность взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, устанавливать дружеские взаимоотношения (умение договариваться, справедливо распределить роли, игровые материалы, учитывать позиции партнеров и др.).
Дети всегда тянутся к общению со сверстниками, которые способны придумывать и организовывать интересные игры и избегают контактов с ребенком, у которого недостаточный уровень игровых умений сочетается с незнанием и несоблюдением положительных способов сотрудничества (поделиться, договориться, уступить и др.). Такой ребенок часто вступает в споры, не слушает партнеров, вмешивается в игры, мешает их проведению.
Создают трудности в общении со сверстниками и некоторые личностные особенности детей. К примеру, это относится к медлительным детям, не умеющим поддерживать общий игровой темп, развивать необходимый в игре динамизм действий, вследствие чего сверстники часто уклоняются от приглашения их в общую игру.
Наблюдаются проблемы в контактах со сверстниками и у излишне подвижных, нетерпеливых, возбудимых детей, не умеющих управлять своим поведением, хотя и владеющих игровыми навыками. В совместной деятельности у них часто возникают конфликты из-за нежелания договариваться, ждать своей очереди, ориентироваться на партнеров.
Воспитателю необходимо учитывать также мотивационные трудности в общении дошкольников. Эти трудности проявляются у детей с неразвитыми мотивами совместной деятельности, дружеского, доброжелательного общения со сверстниками. Они выражаются в эгоистических установках по отношению к другим детям, недостаточном внимании к желаниям и эмоциональному состоянию сверстников как партеров в совместной деятельности, равнодушии к их мнению.
Такая неконструктивная позиция по отношению к сверстникам часто приводит к конфликтам. Основным мотивом конфликтов является желание получить только главную или более интересную роль, самые лучшие игрушки, преимущество во всем и др.
Симптомами неблагополучия в детских взаимоотношениях является малая общительность ребенка или, наоборот, открыто конфликтующее со сверстниками поведение. Как отмечает В. С. Солдатова, малая общительность может вызываться отсутствием у ребенка достаточно развитых игровых умений и навыков; сниженной подвижностью, тормозящей реализацию адекватных способов сотрудничества; невозможностью реализовать индивидуальные, не связанные с игрой потребности; отсутствие опыта совместной игры.
Разными по содержанию причинами вызывается и неблагополучие открыто конфликтующих со сверстниками детей: недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых способов положительного общения и сотрудничества, преобладание эгоистических, авторитарных мотивов.
На практике воспитатель часто сталкивается как с операциональными, так и с мотивационными трудностями детей во взаимодействии со сверстниками, что приводит к детским конфликтам.
Проблемы в общении со сверстниками наиболее ярко проявляются в совместных играх. Подтверждением этого служат данные о трудностях взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в играх с правилами, полученные в исследовании А. В. Третьяк.
Было выявлено, что основными причинами возникновения конфликтов и трудностей взаимодействия со сверстниками являются: нарушение установленных правил игры (42 %); взаимные притязания на ведущую роль или первенство игрового хода (34 %); нарушение правил доброжелательного общения (14 %); нарушение справедливости в распределении игровых материалов (10 %).
Наблюдая за детскими взаимоотношениями, воспитатель должен проанализировать ситуацию, определить, какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и поддержку. К примеру, если трудности контактов со сверстниками возникают из-за недостатка практических умений (игровых, конструктивных и др.), воспитателю необходимо через совместную деятельность с ребенком обеспечить передачу ему недостающего практического опыта, затем подключить к этому ребенку сверстников, объединив их на основе общих интересов.
Важно научить детей вникать в замысел партнеров, понятно для других рассказывать о своем замысле, согласовывать общий замысел, планировать совместную игру, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу игры, формировать умения сосредоточиваться на своей роли и действовать согласованно с другими играющими.
Если ребенок обладает игровыми умениями, но испытывает трудности во взаимодействии со сверстниками, воспитателю надо в совместной деятельности помочь ему овладеть умениями принять общую цель, обсудить замысел и распределить роли или функции. Следует обратить внимание ребенка на необходимость диалога и пояснения своих действий партнеру, подчеркнуть важность эмоциональной поддержки и общих усилий для осуществления цели. Затем необходимо расширить для ребенка сферу сотрудничества за счет подключения к совместной деятельности с ним одного или двух сверстников. Сначала это происходит при участии воспитателя как равного партнера, а затем — как наблюдателя или советчика.
В случае жесткой фиксации в совместной деятельности и общении у отдельных детей позиционных ролей «подчиненного» или «руководителя» воспитателю необходимо создать условия для смены позиций и выполнения такими детьми ролей как ведущего, так и ведомого. При этом важно для детей, привыкших к роли «подчиненного», создать ситуацию успеха в новой роли в разных видах деятельности, особенно в игре, и сделать его достижения заметными для всех сверстников.
Особо следует остановиться на положении ребенка в системе личных взаимоотношений. В каждой группе есть дети, лишенные практики дружеского общения, занимающие недостаточно благоприятное положение среди сверстников. Это обусловлено многими внутренними и внешними факторами. Положение ребенка в группе сверстников определяетсякак его личностными качествами и умениями, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Психологи указывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих причин.
Изменение положения ребенка в системе межличностных отношений в группе — проблема, требующая совместных усилий ДОУ и семьи (изменения отношения сверстников к ребенку, создания для него ситуации признанного успеха, перестройки системы привычных связей).
Необходимо использовать комплексный метод перестройки или оптимизации отношений данных детей по линиям «ребенок — взрослые» (воспитатели, родители), «ребенок — сверстники», «ребенок — деятельность» и отношение ребенка к себе. Использование личностно ориентированного подхода воспитателя, изменение педагогической оценки, включение ребенка в совместную деятельность сначала с воспитателем, затем с детьми, создание для него ситуации успеха в деятельности, а также изменение на этой основе привычного равнодушно-негативного отношения сверстников к непопулярному ребенку будут способствовать открытию перспективы постепенного укрепления и расширения его контактов.
Такой комплексный подход позволит постепенно изменить отношения детей и создать благоприятную эмоциональную обстановку для данных детей и всей группы в целом, так как нельзя назвать оптимальной для социального развития старших дошкольников ситуацию, когда большинство в группе выражает безразличие к отдельным детям.
Психологи советуют воспитателям присмотреться и к так называемым «звездам», среди которых порой встречаются дети, использующие свою популярность в сугубо личных эгоистических целях: собирают «дань» с других детей в виде конфет, картинок за участие в игре, повышают голос на своих «подчиненных», настраивают детей против какого-то сверстника, позволяют себе по отношению к нему ироничный тон и прозвища. Это «отрицательные лидеры», общение с которыми не приносит пользы другим детям.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимательно относитесь к жалобам ребенка, связанным с общением в группе сверстников. Особое внимание обращайте на его обиды, разочарования, спросите, в каких именно ситуациях он испытывает трудности.
Если ребенок отказывается идти в детский сад, постарайтесь тактично поговорить с ребенком, выяснить причины. Поделитесь с воспитателем своей озабоченностью. Вместе с воспитателем постарайтесь найти решение проблемы.
Все ваши сомнения, беспокойства по поводу трудностей общения обсуждайте с воспитателем без присутствия ребенка.
Поддерживайте авторитет воспитателя. Положительно отзывайтесь о нем.
По возможности приглашайте в гости друзей вашего ребенка. Вместе с ними проводите досуг, поддерживая общее настроение радости, удовольствия от того, что вы вместе и всем хорошо.
Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо.
Необходимо предоставить ребенку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).
Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.
Использованная литература:
1. Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду», Санкт-Петербург, Детство-пресс,2012
2. Е.Е Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Речь, 2006