Почему детям бывает трудно общаться со сверстниками?

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ  БЫВАЕТ  ТРУДНО  ОБЩАТЬСЯ

СО  СВЕРСТНИКАМИ?

 

Практика показывает, что взаимоотношения детей в груп­пе детского сада не всегда складываются благополучно. На­ряду с положительными контактами наблюдаются конфликт­ные взаимоотношения со сверстниками, препятствующие дру­жескому общению. Одни дети сразу чувствуют себя лидерами, другие скоро оказываются в подчинении у первых; некоторые дети остаются вообще вне общения, сверстники не проявляют к ним интереса и не принимают их в свои игры; часть детей избегают общения, предпочитая игру в одиночестве.

Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками чаще всего порождается недостаточным развитием ведущей игровой деятельности. Воспитателям следует своевременно обратить внимание на детские жалобы, что «не берут в игру», или на отстраненность ребенка от игр других детей. Это первый сим­птом нереализованной потребности в общении и осознания дошкольником собственного неблагополучия, невозможности стать полноправным участником игры. С этим во многом связаны факты отказа ребенка посещать детский сад, сопровожда­емые заметным снижением активности в завязывании контак­тов, постепенным отходом от сверстников, понижением на­строения.

Работы психологов показывают, что причин трудностей в общении старших дошкольников со сверстниками довольно много. Развитию положительных взаимоотношений и сотруд­ничества мешают прежде всего операциональныетрудности (А. А. Рояк, Т. А. Репина). Они проявляются у детей с недо­статочно развитыми деятельностными умениями.

В этом случае воспитателю следует обратить внимание на уровень исполнительских умений, то есть умений, позволя­ющих ребенку успешно осуществлять деятельность, а также на умения, обеспечивающие возможность взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, устанавливать дружеские взаимоотношения (умение договариваться, справед­ливо распределить роли, игровые материалы, учитывать пози­ции партнеров и др.).

Дети всегда тянутся к общению со сверстниками, которые способны придумывать и организовывать интересные игры и избегают контактов с ребенком, у которого недостаточный уровень игровых умений сочетается с незнанием и несоблю­дением положительных способов сотрудничества (поделиться, договориться, уступить и др.). Такой ребенок часто вступает в споры, не слушает партнеров, вмешивается в игры, мешает их проведению.

Создают трудности в общении со сверстниками и некото­рые личностные особенности детей. К примеру, это относит­ся к медлительным детям, не умеющим поддерживать общий игровой темп, развивать необходимый в игре динамизм дей­ствий, вследствие чего сверстники часто уклоняются от пригла­шения их в общую игру.

Наблюдаются проблемы в контактах со сверстниками и у излишне подвижных, нетерпеливых, возбудимых детей, не уме­ющих управлять своим поведением, хотя и владеющих игро­выми навыками. В совместной деятельности у них часто воз­никают конфликты из-за нежелания договариваться, ждать своей очереди, ориентироваться на партнеров.

Воспитателю необходимо учитывать также мотивационные трудности в общении дошкольников. Эти трудно­сти проявляются у детей с неразвитыми мотивами совмест­ной деятельности, дружеского, доброжелательного общения со сверстниками. Они выражаются в эгоистических установ­ках по отношению к другим детям, недостаточном внима­нии к желаниям и эмоциональному состоянию сверстников как партеров в совместной деятельности, равнодушии к их мнению.

Такая неконструктивная позиция по отношению к свер­стникам часто приводит к конфликтам. Основным мотивом конфликтов является желание получить только главную или более интересную роль, самые лучшие игрушки, преимущество во всем и др.

Симптомами неблагополучия в детских взаимоотношени­ях является малая общительность ребенка или, наоборот, от­крыто конфликтующее со сверстниками поведение. Как отме­чает В. С. Солдатова, малая общительность может вызывать­ся отсутствием у ребенка достаточно развитых игровых уме­ний и навыков; сниженной подвижностью, тормозящей реали­зацию адекватных способов сотрудничества; невозможностью реализовать индивидуальные, не связанные с игрой потребно­сти; отсутствие опыта совместной игры.

Разными по содержанию причинами вызывается и небла­гополучие открыто конфликтующих со сверстниками детей: недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с от­сутствием развитых способов положительного общения и со­трудничества, преобладание эгоистических, авторитарных мо­тивов.

На практике воспитатель часто сталкивается как с опера­циональными, так и с мотивационными трудностями детей во взаимодействии со сверстниками, что приводит к детским кон­фликтам.

Проблемы в общении со сверстниками наиболее ярко про­являются в совместных играх. Подтверждением этого служат данные о трудностях взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в играх с правилами, полученные в исследо­вании А. В. Третьяк.

Было выявлено, что основными причинами возникнове­ния конфликтов и трудностей взаимодействия со сверстника­ми являются: нарушение установленных правил игры (42 %); взаимные притязания на ведущую роль или первенство игро­вого хода (34 %); нарушение правил доброжелательного обще­ния (14 %); нарушение справедливости в распределении игро­вых материалов (10 %).

Наблюдая за детскими взаимоотношениями, воспитатель должен проанализировать ситуацию, определить, какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему по­мощь и поддержку. К примеру, если трудности контактов со сверстниками возникают из-за недостатка практических умений (игровых, конструктивных и др.), воспитателю необходи­мо через совместную деятельность с ребенком обеспечить пе­редачу ему недостающего практического опыта, затем подклю­чить к этому ребенку сверстников, объединив их на основе об­щих интересов.

Важно научить детей вникать в замысел партнеров, понят­но для других рассказывать о своем замысле, согласовывать общий замысел, планировать совместную игру, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу игры, формировать умения сосредоточиваться на своей роли и дей­ствовать согласованно с другими играющими.

Если ребенок обладает игровыми умениями, но испыты­вает трудности во взаимодействии со сверстниками, воспита­телю надо в совместной деятельности помочь ему овладеть умениями принять общую цель, обсудить замысел и распре­делить роли или функции. Следует обратить внимание ребен­ка на необходимость диалога и пояснения своих действий партнеру, подчеркнуть важность эмоциональной поддержки и общих усилий для осуществления цели. Затем необходи­мо расширить для ребенка сферу сотрудничества за счет под­ключения к совместной деятельности с ним одного или двух сверстников. Сначала это происходит при участии воспитате­ля как равного партнера, а затем — как наблюдателя или со­ветчика.

В случае жесткой фиксации в совместной деятельности и общении у отдельных детей позиционных ролей «подчинен­ного» или «руководителя» воспитателю необходимо создать условия для смены позиций и выполнения такими детьми ро­лей как ведущего, так и ведомого. При этом важно для детей, привыкших к роли «подчиненного», создать ситуацию успеха в новой роли в разных видах деятельности, особенно в игре, и сделать его достижения заметными для всех сверстников.

Особо следует остановиться на положении ребенка в си­стеме личных взаимоотношений. В каждой группе есть дети, лишенные практики дружеского общения, занимающие недо­статочно благоприятное положение среди сверстников. Это обусловлено многими внутренними и внешними фактора­ми. Положение ребенка в группе сверстников определяетсякак его личностными качествами и умениями, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Психо­логи указывают, что положение ребенка в группе сверстни­ков не является постоянным, а может меняться под влияни­ем многих причин.

Изменение положения ребенка в системе межличност­ных отношений в группе — проблема, требующая совмест­ных усилий ДОУ и семьи (изменения отношения сверстни­ков к ребенку, создания для него ситуации признанного успеха, перестройки системы привычных связей).

Необходимо использовать комплексный метод пере­стройки или оптимизации отношений данных детей по лини­ям «ребенок — взрослые» (воспитатели, родители), «ребе­нок — сверстники», «ребенок — деятельность» и отноше­ние ребенка к себе. Использование личностно ориентирован­ного подхода воспитателя, изменение педагогической оцен­ки, включение ребенка в совместную деятельность сначала с воспитателем, затем с детьми, создание для него ситуации успеха в деятельности, а также изменение на этой основе привычного равнодушно-негативного отношения сверстни­ков к непопулярному ребенку будут способствовать откры­тию перспективы постепенного укрепления и расширения его контактов.

Такой комплексный подход позволит постепенно изме­нить отношения детей и создать благоприятную эмоцио­нальную обстановку для данных детей и всей группы в це­лом, так как нельзя назвать оптимальной для социального развития старших дошкольников ситуацию, когда большин­ство в группе выражает безразличие к отдельным детям.

Психологи советуют воспитателям присмотреться и к так называемым «звездам», среди которых порой встре­чаются дети, использующие свою популярность в сугубо личных эгоистических целях: собирают «дань» с других де­тей в виде конфет, картинок за участие в игре, повышают голос на своих «подчиненных», настраивают детей против какого-то сверстника, позволяют себе по отношению к нему ироничный тон и прозвища. Это «отрицательные лидеры», общение с которыми не приносит пользы другим детям.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ  В ОБЩЕНИИ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимательно относитесь к жалобам ребенка, связанным с общением в группе сверстников. Особое внимание обращайте на его обиды, разочарования, спросите, в каких имен­но ситуациях он испытывает трудности.

Если ребенок отказывается идти в детский сад, поста­райтесь тактично поговорить с ребенком, выяснить причины. Поделитесь с воспитателем своей озабоченностью. Вместе с воспитателем постарайтесь найти решение проблемы.

Все ваши сомнения, беспокойства по поводу трудностей общения обсуждайте с воспитателем без присутствия ре­бенка.

Поддерживайте авторитет воспитателя. Положительно отзывайтесь о нем.

По возможности приглашайте в гости друзей вашего ре­бенка. Вместе с ними проводите досуг, поддерживая общее настроение радости, удовольствия от того, что вы вместе и всем хорошо.

Необходимо ограничить отрицательную оценку пове­дения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо.

Необходимо предоставить ребенку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог пред­варительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, кон­цертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

Использованная литература:

1. Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду», Санкт-Петербург, Детство-пресс,2012

2. Е.Е Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Речь, 2006

3263
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!