Нравственное воспитание младших школьников
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно — нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие четких положительных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально- нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой «валеология», идеями безопасного секса и планирования семьи», отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей. Резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие
многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецендентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким – либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Принимая первый класс 1 сентября, я провожу мероприятия, где в гости к детям приходят добрые герои сказок, которые знакомят детей с хорошими делами и поступками. Дети знакомятся с такими понятиями, как «щедрость», «красота», «вежливость», «милосердие», «доброта» и т. д.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений. Концентрирующих внимание детей на главном в «сказочном мире», умение выделять при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей. Многому полезному в жизни. Первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек. Последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившую долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане я провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Особое внимание обращаем на детей, которые болеют, лежат в больнице. Мы обязательно навещаем таких детей, пишем им письма на сердечках, вырезанных из бумаги.
Сплочению детей помогают мне внеклассные мероприятия, такие как «Давайте жить дружно», «Капусткины посиделки», «Масленица», а так же коллективные познавательные мероприятия в которых принимают участие и родители.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Так уже в начальных классах я знакомлю детей с детской Библией, историей православия на Руси, с десятью заповедями закона Божьего, которые составляют конституцию христианина и гражданина в целом. Ведь православие это не система, а жизнь в любви. А нашим детям так ее порой не хватает. Ведь не секрет, родители сейчас занимаются устройством личной жизни, бросая детей на попечение бабушек и дедушек, уезжают на заработки в Москву. Дети тем самым лишаются родительской ласки, любви и заботы.
Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. Этой работе я придаю особое значение. В классе мы проводим соревнования по сбору макулатуры, уборке территории, класса и т. д. Ежегодно на пришкольном участке вместе с детьми разбиваем клумбы, засаживаем их цветами, ухаживаем за ними, регулярно поливаем. А какой восторг испытывают дети, когда видят плоды своего труда! Целое лето и всю осень наши «питомцы» радуют всех своей красотой.
Большую помощь оказывает становлению нравственности учащихся экскурсии в музеи и предприятия нашего города. Дети знакомятся с историей своего края, его достопримечательностями, с прошлым и настоящим, узнают о трудовых подвигах своих горожан.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», литературные вечера, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом.
Заканчивая свою работу, хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием — это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком — то заботится, о ком – то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».