технологическая карта урока
Технологическая карта урока окружающий мир
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Кудрявцева В.В., МБОУ «Краснослободская СОШ №1»
Класс:4
№ урока 40
Тема урока
«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны».
Тип урока
комбинированный
Методы и формы обучения
· частично – поисковые, наглядные, практические, проблемный
· фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели педагогической деятельности
1. Сформировать у уч-ся понятие “Зона Арктических пустынь ”; учить находить и показывать её на карте. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе).
2. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться справочной литературой
Планируемые результаты
Предметные:
Формирование знаний о зоне Арктических пустынь
регулятивные
· учатся понимать цель выполняемых действий;
· получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
· высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;
познавательные
· извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· наблюдают и делают самостоятельные выводы;
· получат возможность использовать информацию справочного бюро;
коммуникативные
· формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.
Личностные:
· имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
· осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт
Оборудование:
у учителя
· персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”
· карточки с названиями животных
· презентация учителя
у учащихся
- учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч., Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник, 2007 г.
- энциклопедии
- сообщения о полярном сиянии
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР
Обоснование целесообразности использования ЭОР
Время
(в мин.)
1. МотивационныйОрг. момент (2 минуты)
1.Проверка готовности к уроку.
— Сегодня наш урок хотелось бы начать со слов всем известной песни (слайд на крайнем севере, звучит фонограмма песни)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
— О каком месте на земном шаре поёт исполнительница песни?
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
1.Самоконтроль готовности.
2.Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение.
Вид ЦОР: иллюстрация Иллюстрация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740db7ec-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?
Показать иллюстрацию
медведя
30 сек
2.Целепола-ганиеПостановка учебной задачи (3 минуты)
-1. Формулирование темы
— О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Зона Арктических пустынь)(слайд 2 и 3 )
2. Постановка проблемы.
-Ребята, а вы знаете почему Арктику так назвали? Какой климат в Арктике? А почему он такой, а не жаркий? От чего это зависит? А какие растения растут в этой зоне? А почему не сосны, или например не пальмы? А какие животные там живут? А почему не жирафы, или слоны?
3. Постановка целей и задач.
— Что нам предстоит сегодня узнать?
-Чему мы должны сегодня научиться?
— Какие задачи мы поставим перед собой?
— Посмотрите, какие задачи сформулировала я. Это те же задачи или другие? (слайд 4)
-Мы отправляемся в экспедицию на крайний север, чтобы исследовать эту природную зону. Для этого мы разделились на три группы: географов, биологов, зоологов.
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цели и задачи урока.
(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
Как они приспособились к жизни в Арктике?)
4.Изучение нового материала.
(10 минут)
1. Показ на карте. Рассказ учителя.
— Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.
— «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.
В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).
2. Работа в группах.
- Наша экспедиция для исследования зоны разделилась на 6 микрогрупп: географы-исследователи, географы – научные консультанты, биологи-исследователи, биологи-консультанты, зоологи-исследователи и зоологи-консультанты. Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией. (Слайд 6)
1) Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.
2) Географы-консультанты – выявить причины таких суровых климатических условий.
3) Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне.
4) Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?
5)Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?
6) Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?
Все группы начинают готовиться. Затем заслушиваются по одному представителю от группы. От консультантов-географов выступает один человек с докладом (дополнительный материал) о полярном сиянии.
Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.(слайд 7,8,9,10)
Географы-консультанты – причина таких суровых климатических условий.
Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)
— Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние )
Доклад о северном сиянии (выступает заранее подготовленный учащийся)
Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне. (слайд 11,12,13,14)
Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев.
Фронтальная работа
Слушают, анализируют информацию.
Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.
Тип: информационный
Вид: текст
http://znanija.com/task/1638932
Тип: информационный
Вид: текст
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d2f2004-0c39-48e6-9cf7-b99f9f07ad21/?interface=catalog
Ресурс: ЛАСТОНОГИЕ (N 36224)
Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7667727-0542-b32e-8ac2-b7435cdc26d2/?interface=catalog
Ресурс: сверное сияние (N 104577)
Вид ЦО: иллюстрация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d31cc12-9384-55ab-f334-ba6a71bf956c/?interface=catalog
Тонкоклювая кайра — Uriaaalge (N 153898)
Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d92ca05-3cfe-447b-9771-d72daf31438f/?interface=catalog
дополнительные
источники для работы
в группах
дополнительные
источники для работы
в группах
дополнительные
источники для работы
в группах
Отгадка
10 мин
10 минут
30 сек
5. Физминутка
(1 минута)
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, шевельнулся,
взвился вверх и полетел.
Учащиеся выполняютфизические упражнения.
6. Изучение нового материала.
(9 минут)
Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне.(слайд 15-25)
Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях.
— Итак, все научные группы хорошо поработали.
— Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(В Арктике совсем не пусто.Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.
7.Осознание и осмысление нового материала. Первичное закрепление
(2 минуты)
1. Составление цепей питания. — Как вы думаете животные живут как то обособленно друг от друга, или все между ними взаимосвязано?- Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.
Водоросли рачки рыбы птицы
тюлени белые медведи
— Наше исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.
Читают, отвечают на вопросы
8.Самостоятельная работа с проверкой
(5 минут)
Дифференцированные задания.
Перед вами карточки с тремя уровнями заданий: 1 уровень вопросы несложные, 2 уровень – вопросы посложнее, 3 уровень вопросы самые сложные. Выполните задания на карточках и проверьте насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1 уровень
1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.
2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.
2 уровень.
1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?________________________________________
2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?____________________________________________
3 уровень
1. Составь 2 цепи питания: рачки- … — ……, рачки -…- ….
Проверка карточек.
— Оцените свою работу. Кто выполнил задания 1 уровня поставьте оценку 3, кто выполнил задания 1 и 2 уровня поставьте оценку 4, кто выполнил задания 1, 2, 3 уровня поставьте оценку 5. Поставьте эту оценку на лист.
Сдайте листы на проверку. Я перепроверю и поставлю оценку по желанию, т. к. это новый материал.
Выбирают карточку.
Самостоятельно выполняют с последующей самопроверкой.
9. Итог урока. Рефлексия деятельнос-ти.
(3 минуты)
– С какой природной зоной познакомились на уроке?
-Ребята вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Все ли мы выполнили.(слайд 27)
— Чтобы вам хотелось ещё узнать нового по изученной теме?
- Перед вами наборы карточек разного цвета: (слайд 28)
Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
Синие — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание (слайд 29)
с.66-70 пересказ, сообщение о любом растении или животном Арктики
Отвечают.
Оценивают.
Технологическая карта урока окружающий мир
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Кудрявцева В.В., МБОУ «Краснослободская СОШ №1»
Класс:4
№ урока 40
Тема урока
«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны».
Тип урока
комбинированный
Методы и формы обучения
· частично – поисковые, наглядные, практические, проблемный
· фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели педагогической деятельности
1. Сформировать у уч-ся понятие “Зона Арктических пустынь ”; учить находить и показывать её на карте. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе).
2. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться справочной литературой
Планируемые результаты
Предметные:
Формирование знаний о зоне Арктических пустынь
регулятивные
· учатся понимать цель выполняемых действий;
· получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
· высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;
познавательные
· извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· наблюдают и делают самостоятельные выводы;
· получат возможность использовать информацию справочного бюро;
коммуникативные
· формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.
Личностные:
· имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
· осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт
Оборудование:
у учителя
· персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”
· карточки с названиями животных
· презентация учителя
у учащихся
- учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч., Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник, 2007 г.
- энциклопедии
- сообщения о полярном сиянии
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР
Обоснование целесообразности использования ЭОР
Время
(в мин.)
1. МотивационныйОрг. момент (2 минуты)
1.Проверка готовности к уроку.
— Сегодня наш урок хотелось бы начать со слов всем известной песни (слайд на крайнем севере, звучит фонограмма песни)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
— О каком месте на земном шаре поёт исполнительница песни?
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
1.Самоконтроль готовности.
2.Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение.
Вид ЦОР: иллюстрация Иллюстрация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740db7ec-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?
Показать иллюстрацию
медведя
30 сек
2.Целепола-ганиеПостановка учебной задачи (3 минуты)
-1. Формулирование темы
— О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Зона Арктических пустынь)(слайд 2 и 3 )
2. Постановка проблемы.
-Ребята, а вы знаете почему Арктику так назвали? Какой климат в Арктике? А почему он такой, а не жаркий? От чего это зависит? А какие растения растут в этой зоне? А почему не сосны, или например не пальмы? А какие животные там живут? А почему не жирафы, или слоны?
3. Постановка целей и задач.
— Что нам предстоит сегодня узнать?
-Чему мы должны сегодня научиться?
— Какие задачи мы поставим перед собой?
— Посмотрите, какие задачи сформулировала я. Это те же задачи или другие? (слайд 4)
-Мы отправляемся в экспедицию на крайний север, чтобы исследовать эту природную зону. Для этого мы разделились на три группы: географов, биологов, зоологов.
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цели и задачи урока.
(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
Как они приспособились к жизни в Арктике?)
4.Изучение нового материала.
(10 минут)
1. Показ на карте. Рассказ учителя.
— Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.
— «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.
В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).
2. Работа в группах.
- Наша экспедиция для исследования зоны разделилась на 6 микрогрупп: географы-исследователи, географы – научные консультанты, биологи-исследователи, биологи-консультанты, зоологи-исследователи и зоологи-консультанты. Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией. (Слайд 6)
1) Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.
2) Географы-консультанты – выявить причины таких суровых климатических условий.
3) Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне.
4) Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?
5)Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?
6) Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?
Все группы начинают готовиться. Затем заслушиваются по одному представителю от группы. От консультантов-географов выступает один человек с докладом (дополнительный материал) о полярном сиянии.
Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.(слайд 7,8,9,10)
Географы-консультанты – причина таких суровых климатических условий.
Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)
— Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние )
Доклад о северном сиянии (выступает заранее подготовленный учащийся)
Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне. (слайд 11,12,13,14)
Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев.
Фронтальная работа
Слушают, анализируют информацию.
Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.
Тип: информационный
Вид: текст
http://znanija.com/task/1638932
Тип: информационный
Вид: текст
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d2f2004-0c39-48e6-9cf7-b99f9f07ad21/?interface=catalog
Ресурс: ЛАСТОНОГИЕ (N 36224)
Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7667727-0542-b32e-8ac2-b7435cdc26d2/?interface=catalog
Ресурс: сверное сияние (N 104577)
Вид ЦО: иллюстрация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d31cc12-9384-55ab-f334-ba6a71bf956c/?interface=catalog
Тонкоклювая кайра — Uriaaalge (N 153898)
Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d92ca05-3cfe-447b-9771-d72daf31438f/?interface=catalog
дополнительные
источники для работы
в группах
дополнительные
источники для работы
в группах
дополнительные
источники для работы
в группах
Отгадка
10 мин
10 минут
30 сек
5. Физминутка
(1 минута)
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, шевельнулся,
взвился вверх и полетел.
Учащиеся выполняютфизические упражнения.
6. Изучение нового материала.
(9 минут)
Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне.(слайд 15-25)
Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях.
— Итак, все научные группы хорошо поработали.
— Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(В Арктике совсем не пусто.Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.
7.Осознание и осмысление нового материала. Первичное закрепление
(2 минуты)
1. Составление цепей питания. — Как вы думаете животные живут как то обособленно друг от друга, или все между ними взаимосвязано?- Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.
Водоросли рачки рыбы птицы
тюлени белые медведи
— Наше исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.
Читают, отвечают на вопросы
8.Самостоятельная работа с проверкой
(5 минут)
Дифференцированные задания.
Перед вами карточки с тремя уровнями заданий: 1 уровень вопросы несложные, 2 уровень – вопросы посложнее, 3 уровень вопросы самые сложные. Выполните задания на карточках и проверьте насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1 уровень
1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.
2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.
2 уровень.
1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?________________________________________
2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?____________________________________________
3 уровень
1. Составь 2 цепи питания: рачки- … — ……, рачки -…- ….
Проверка карточек.
— Оцените свою работу. Кто выполнил задания 1 уровня поставьте оценку 3, кто выполнил задания 1 и 2 уровня поставьте оценку 4, кто выполнил задания 1, 2, 3 уровня поставьте оценку 5. Поставьте эту оценку на лист.
Сдайте листы на проверку. Я перепроверю и поставлю оценку по желанию, т. к. это новый материал.
Выбирают карточку.
Самостоятельно выполняют с последующей самопроверкой.
9. Итог урока. Рефлексия деятельнос-ти.
(3 минуты)
– С какой природной зоной познакомились на уроке?
-Ребята вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Все ли мы выполнили.(слайд 27)
— Чтобы вам хотелось ещё узнать нового по изученной теме?
- Перед вами наборы карточек разного цвета: (слайд 28)
Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
Синие — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание (слайд 29)
с.66-70 пересказ, сообщение о любом растении или животном Арктики
Отвечают.
Оценивают.
Технологическая карта урока окружающий мир
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Кудрявцева В.В., МБОУ «Краснослободская СОШ №1»
Класс:4
№ урока 40
Тема урока
«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны».
Тип урока
комбинированный
Методы и формы обучения
· частично – поисковые, наглядные, практические, проблемный
· фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели педагогической деятельности
1. Сформировать у уч-ся понятие “Зона Арктических пустынь ”; учить находить и показывать её на карте. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе).
2. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться справочной литературой
Планируемые результаты
Предметные:
Формирование знаний о зоне Арктических пустынь
регулятивные
· учатся понимать цель выполняемых действий;
· получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
· высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;
познавательные
· извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· наблюдают и делают самостоятельные выводы;
· получат возможность использовать информацию справочного бюро;
коммуникативные
· формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.
Личностные:
· имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
· осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт
Оборудование:
у учителя
· персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”
· карточки с названиями животных
· презентация учителя
у учащихся
- учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч., Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник, 2007 г.
- энциклопедии
- сообщения о полярном сиянии
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР
Обоснование целесообразности использования ЭОР
Время
(в мин.)
1. МотивационныйОрг. момент (2 минуты)
1.Проверка готовности к уроку.
— Сегодня наш урок хотелось бы начать со слов всем известной песни (слайд на крайнем севере, звучит фонограмма песни)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
— О каком месте на земном шаре поёт исполнительница песни?
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
1.Самоконтроль готовности.
2.Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение.
Вид ЦОР: иллюстрация Иллюстрация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740db7ec-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?
Показать иллюстрацию
медведя
30 сек
2.Целепола-ганиеПостановка учебной задачи (3 минуты)
-1. Формулирование темы
— О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Зона Арктических пустынь)(слайд 2 и 3 )
2. Постановка проблемы.
-Ребята, а вы знаете почему Арктику так назвали? Какой климат в Арктике? А почему он такой, а не жаркий? От чего это зависит? А какие растения растут в этой зоне? А почему не сосны, или например не пальмы? А какие животные там живут? А почему не жирафы, или слоны?
3. Постановка целей и задач.
— Что нам предстоит сегодня узнать?
-Чему мы должны сегодня научиться?
— Какие задачи мы поставим перед собой?
— Посмотрите, какие задачи сформулировала я. Это те же задачи или другие? (слайд 4)
-Мы отправляемся в экспедицию на крайний север, чтобы исследовать эту природную зону. Для этого мы разделились на три группы: географов, биологов, зоологов.
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цели и задачи урока.
(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
Как они приспособились к жизни в Арктике?)
4.Изучение нового материала.
(10 минут)
1. Показ на карте. Рассказ учителя.
— Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.
— «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.
В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).
2. Работа в группах.
- Наша экспедиция для исследования зоны разделилась на 6 микрогрупп: географы-исследователи, географы – научные консультанты, биологи-исследователи, биологи-консультанты, зоологи-исследователи и зоологи-консультанты. Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией. (Слайд 6)
1) Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.
2) Географы-консультанты – выявить причины таких суровых климатических условий.
3) Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне.
4) Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?
5)Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?
6) Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизн?