технологическая карта урока

Технологическая карта урока окружающий мир

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Кудрявцева В.В., МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Класс:4

 

№ урока 40

Тема урока

«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны».

Тип урока

комбинированный

 

Методы и формы обучения

·         частично – поисковые, наглядные, практические, проблемный

·         фронтальная, индивидуальная, парная.
 

Цели педагогической деятельности

 

1.      Сформировать у уч-ся понятие “Зона Арктических пустынь ”; учить находить и показывать её на карте. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе).

2.      Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3.     Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться справочной литературой

Планируемые результаты

Предметные:

Формирование знаний о зоне Арктических пустынь

регулятивные

·         учатся понимать цель выполняемых действий;

·         получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

·         высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;

                 познавательные

·         извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

·         наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;

·         получат возможность использовать  информацию справочного бюро;

коммуникативные

·         формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Личностные:

·           имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

·         осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Оборудование:

 

у учителя

·         персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”

·         карточки с  названиями животных

·         презентация учителя

у учащихся

  • учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч.,  Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник, 2007 г.
  • энциклопедии
  • сообщения о полярном сиянии

 

 

 

Этап урока

 

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

 

 

1. МотивационныйОрг. момент (2 минуты)

 

1.Проверка готовности к уроку.

Сегодня наш урок хотелось бы начать со слов всем известной песни (слайд на крайнем севере,  звучит фонограмма песни)

                                 Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

— О каком месте на земном шаре поёт исполнительница песни?

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

1.Самоконтроль готовности.

2.Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение.

Вид ЦОР: иллюстрация                                                                     Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740db7ec-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?

 

Показать иллюстрацию

медведя

30 сек

 

 

2.Целепола-ганиеПостановка учебной задачи (3  минуты)

 

-1. Формулирование темы

— О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Зона Арктических пустынь)(слайд 2 и 3 )

2. Постановка проблемы.

-Ребята, а вы знаете почему Арктику так назвали? Какой климат в Арктике? А почему он такой, а не жаркий? От чего это зависит? А какие растения растут в этой зоне? А почему не сосны, или например не пальмы? А какие животные там живут? А почему не жирафы, или слоны?

3. Постановка целей и задач.

— Что нам предстоит сегодня узнать?

-Чему мы должны сегодня научиться?

— Какие задачи мы поставим перед собой?

— Посмотрите, какие задачи сформулировала я. Это те же задачи или другие? (слайд 4)

-Мы отправляемся в экспедицию на крайний север, чтобы исследовать эту природную зону. Для этого мы разделились на три группы: географов, биологов, зоологов.

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Формулируют цели и задачи  урока.

(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

Как они приспособились к жизни в Арктике?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Изучение нового материала.

 

 (10 минут)

 

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

— Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.

— «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Эта зона занимает самый север нашей страны — остро­ва Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побе­режья.

В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).

2. Работа в группах.

-    Наша экспедиция для исследования зоны разделилась на 6 микрогрупп: географы-исследователи, географы – научные консультанты, биологи-исследователи, биологи-консультанты, зоологи-исследователи и зоологи-консультанты. Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией.     (Слайд 6)

1) Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.

2) Географы-консультанты – выявить причины таких суровых климатических условий.

3) Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне.

4) Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?

5)Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?

6) Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?

 

Все группы начинают готовиться. Затем заслушиваются по одному представителю от группы. От консультантов-географов  выступает один человек с докладом (дополнительный материал) о полярном сиянии.

 

Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.(слайд 7,8,9,10)

 

Географы-консультанты – причина таких суровых климатических условий.

Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)

— Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный, 
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние )

Доклад о северном сиянии (выступает заранее подготовленный учащийся)

 

Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне. (слайд 11,12,13,14)

 

Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев.

 

 

 

Фронтальная работа

Слушают, анализируют информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип:   информационный

Вид: текст

http://znanija.com/task/1638932

 

 

 

 

 

 

 

Тип:   информационный

Вид: текст

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d2f2004-0c39-48e6-9cf7-b99f9f07ad21/?interface=catalog

 

 Ресурс: ЛАСТОНОГИЕ (N 36224)

 

Вид ЦОР:            Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7667727-0542-b32e-8ac2-b7435cdc26d2/?interface=catalog

 

 

 

 

 

 

Ресурс: сверное сияние (N 104577)

Вид ЦО: иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d31cc12-9384-55ab-f334-ba6a71bf956c/?interface=catalog

 

 

            Тонкоклювая кайра — Uriaaalge (N 153898)

Вид ЦОР:            Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d92ca05-3cfe-447b-9771-d72daf31438f/?interface=catalog

 

дополнительные

источники для работы

в группах

 

 

 

 

 

дополнительные

источники для работы

в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнительные

источники для работы

в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадка

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 сек

 

5. Физминутка

(1 минута)

Спал цветок

И вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, шевельнулся,

взвился вверх и полетел.

Учащиеся выполняютфизические упражнения.

 

 

 

 

 

6. Изучение нового материала.

(9 минут)

Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне.(слайд 15-25)

 

Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях.

 

— Итак, все научные группы хорошо поработали.

 

— Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

(В Арктике совсем не пусто.Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

 

Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.

 

 

 

 

 

 

7.Осознание и осмысление нового материала.      Первичное закрепление

 

(2  минуты)

 

1. Составление цепей питания.                                                        — Как вы думаете животные живут как то обособленно друг от друга, или все между ними взаимосвязано?- Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

Водоросли      рачки      рыбы     птицы

тюлени      белые медведи

— Наше исследование закончено, пришло время  обобщить полученные вами сведения. 

 

Читают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Самостоятельная работа с проверкой

(5 минут)

 

Дифференцированные   задания.

Перед вами карточки с тремя уровнями заданий: 1 уровень вопросы несложные, 2 уровень – вопросы посложнее, 3 уровень вопросы самые сложные. Выполните задания на карточках и проверьте насколько хорошо вы усвоили новый материал.

 

1 уровень

1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.

2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец,  морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.

2 уровень.

1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?________________________________________

2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?____________________________________________

3 уровень

1. Составь 2 цепи питания: рачки- … — ……, рачки -…- ….

Проверка карточек.

— Оцените свою работу. Кто выполнил задания 1 уровня поставьте оценку 3, кто выполнил задания 1 и 2 уровня поставьте оценку 4, кто выполнил задания 1, 2, 3 уровня поставьте оценку 5. Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку. Я перепроверю и поставлю оценку по желанию, т. к. это новый материал.

Выбирают карточку.

Самостоятельно выполняют с последующей самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока. Рефлексия      деятельнос-ти.

(3 минуты)

 

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Ребята вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Все ли мы выполнили.(слайд 27)

Чтобы вам хотелось ещё узнать нового по изученной теме?

-    Перед вами наборы карточек разного цвета: (слайд 28)

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

Оцените свою работу на уроке.

 

Домашнее задание    (слайд 29)

с.66-70 пересказ, сообщение о любом растении или животном Арктики

Отвечают.

Оценивают.

 

 

 

 

 

                   

 

 Технологическая карта урока окружающий мир

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Кудрявцева В.В., МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Класс:4

 

№ урока 40

Тема урока

«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны».

Тип урока

комбинированный

 

Методы и формы обучения

·         частично – поисковые, наглядные, практические, проблемный

·         фронтальная, индивидуальная, парная.
 

Цели педагогической деятельности

 

1.      Сформировать у уч-ся понятие “Зона Арктических пустынь ”; учить находить и показывать её на карте. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе).

2.      Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3.     Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться справочной литературой

Планируемые результаты

Предметные:

Формирование знаний о зоне Арктических пустынь

регулятивные

·         учатся понимать цель выполняемых действий;

·         получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

·         высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;

                 познавательные

·         извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

·         наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;

·         получат возможность использовать  информацию справочного бюро;

коммуникативные

·         формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Личностные:

·           имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

·         осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Оборудование:

 

у учителя

·         персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”

·         карточки с  названиями животных

·         презентация учителя

у учащихся

  • учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч.,  Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник, 2007 г.
  • энциклопедии
  • сообщения о полярном сиянии

 

 

 

Этап урока

 

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

 

 

1. МотивационныйОрг. момент (2 минуты)

 

1.Проверка готовности к уроку.

Сегодня наш урок хотелось бы начать со слов всем известной песни (слайд на крайнем севере,  звучит фонограмма песни)

                                 Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

— О каком месте на земном шаре поёт исполнительница песни?

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

1.Самоконтроль готовности.

2.Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение.

Вид ЦОР: иллюстрация                                                                     Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740db7ec-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?

 

Показать иллюстрацию

медведя

30 сек

 

 

2.Целепола-ганиеПостановка учебной задачи (3  минуты)

 

-1. Формулирование темы

— О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Зона Арктических пустынь)(слайд 2 и 3 )

2. Постановка проблемы.

-Ребята, а вы знаете почему Арктику так назвали? Какой климат в Арктике? А почему он такой, а не жаркий? От чего это зависит? А какие растения растут в этой зоне? А почему не сосны, или например не пальмы? А какие животные там живут? А почему не жирафы, или слоны?

3. Постановка целей и задач.

— Что нам предстоит сегодня узнать?

-Чему мы должны сегодня научиться?

— Какие задачи мы поставим перед собой?

— Посмотрите, какие задачи сформулировала я. Это те же задачи или другие? (слайд 4)

-Мы отправляемся в экспедицию на крайний север, чтобы исследовать эту природную зону. Для этого мы разделились на три группы: географов, биологов, зоологов.

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Формулируют цели и задачи  урока.

(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

Как они приспособились к жизни в Арктике?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Изучение нового материала.

 

 (10 минут)

 

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

— Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.

— «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Эта зона занимает самый север нашей страны — остро­ва Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побе­режья.

В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).

2. Работа в группах.

-    Наша экспедиция для исследования зоны разделилась на 6 микрогрупп: географы-исследователи, географы – научные консультанты, биологи-исследователи, биологи-консультанты, зоологи-исследователи и зоологи-консультанты. Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией.     (Слайд 6)

1) Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.

2) Географы-консультанты – выявить причины таких суровых климатических условий.

3) Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне.

4) Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?

5)Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?

6) Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?

 

Все группы начинают готовиться. Затем заслушиваются по одному представителю от группы. От консультантов-географов  выступает один человек с докладом (дополнительный материал) о полярном сиянии.

 

Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.(слайд 7,8,9,10)

 

Географы-консультанты – причина таких суровых климатических условий.

Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)

— Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный, 
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние )

Доклад о северном сиянии (выступает заранее подготовленный учащийся)

 

Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне. (слайд 11,12,13,14)

 

Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев.

 

 

 

Фронтальная работа

Слушают, анализируют информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип:   информационный

Вид: текст

http://znanija.com/task/1638932

 

 

 

 

 

 

 

Тип:   информационный

Вид: текст

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d2f2004-0c39-48e6-9cf7-b99f9f07ad21/?interface=catalog

 

 Ресурс: ЛАСТОНОГИЕ (N 36224)

 

Вид ЦОР:            Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d7667727-0542-b32e-8ac2-b7435cdc26d2/?interface=catalog

 

 

 

 

 

 

Ресурс: сверное сияние (N 104577)

Вид ЦО: иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d31cc12-9384-55ab-f334-ba6a71bf956c/?interface=catalog

 

 

            Тонкоклювая кайра — Uriaaalge (N 153898)

Вид ЦОР:            Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d92ca05-3cfe-447b-9771-d72daf31438f/?interface=catalog

 

дополнительные

источники для работы

в группах

 

 

 

 

 

дополнительные

источники для работы

в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнительные

источники для работы

в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадка

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 сек

 

5. Физминутка

(1 минута)

Спал цветок

И вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, шевельнулся,

взвился вверх и полетел.

Учащиеся выполняютфизические упражнения.

 

 

 

 

 

6. Изучение нового материала.

(9 минут)

Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне.(слайд 15-25)

 

Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях.

 

— Итак, все научные группы хорошо поработали.

 

— Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

(В Арктике совсем не пусто.Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

 

Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение.

 

 

 

 

 

 

7.Осознание и осмысление нового материала.      Первичное закрепление

 

(2  минуты)

 

1. Составление цепей питания.                                                        — Как вы думаете животные живут как то обособленно друг от друга, или все между ними взаимосвязано?- Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

Водоросли      рачки      рыбы     птицы

тюлени      белые медведи

— Наше исследование закончено, пришло время  обобщить полученные вами сведения. 

 

Читают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Самостоятельная работа с проверкой

(5 минут)

 

Дифференцированные   задания.

Перед вами карточки с тремя уровнями заданий: 1 уровень вопросы несложные, 2 уровень – вопросы посложнее, 3 уровень вопросы самые сложные. Выполните задания на карточках и проверьте насколько хорошо вы усвоили новый материал.

 

1 уровень

1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.

2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец,  морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.

2 уровень.

1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?________________________________________

2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?____________________________________________

3 уровень

1. Составь 2 цепи питания: рачки- … — ……, рачки -…- ….

Проверка карточек.

— Оцените свою работу. Кто выполнил задания 1 уровня поставьте оценку 3, кто выполнил задания 1 и 2 уровня поставьте оценку 4, кто выполнил задания 1, 2, 3 уровня поставьте оценку 5. Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку. Я перепроверю и поставлю оценку по желанию, т. к. это новый материал.

Выбирают карточку.

Самостоятельно выполняют с последующей самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока. Рефлексия      деятельнос-ти.

(3 минуты)

 

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Ребята вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока. Все ли мы выполнили.(слайд 27)

Чтобы вам хотелось ещё узнать нового по изученной теме?

-    Перед вами наборы карточек разного цвета: (слайд 28)

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие — для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

Оцените свою работу на уроке.

 

Домашнее задание    (слайд 29)

с.66-70 пересказ, сообщение о любом растении или животном Арктики

Отвечают.

Оценивают.

 

 

 

 

 

                   

 

 Технологическая карта урока окружающий мир

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Кудрявцева В.В., МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Класс:4

 

№ урока 40

Тема урока

«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны».

Тип урока

комбинированный

 

Методы и формы обучения

·         частично – поисковые, наглядные, практические, проблемный

·         фронтальная, индивидуальная, парная.
 

Цели педагогической деятельности

 

1.      Сформировать у уч-ся понятие “Зона Арктических пустынь ”; учить находить и показывать её на карте. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе).

2.      Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3.     Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться справочной литературой

Планируемые результаты

Предметные:

Формирование знаний о зоне Арктических пустынь

регулятивные

·         учатся понимать цель выполняемых действий;

·         получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

·         высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;

                 познавательные

·         извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

·         наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;

·         получат возможность использовать  информацию справочного бюро;

коммуникативные

·         формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Личностные:

·           имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

·         осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Оборудование:

 

у учителя

·         персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Природные зоны России”

·         карточки с  названиями животных

·         презентация учителя

у учащихся

  • учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса в 2-х ч.,  Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Москва, Академкнига/учебник, 2007 г.
  • энциклопедии
  • сообщения о полярном сиянии

 

 

 

Этап урока

 

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

 

 

1. МотивационныйОрг. момент (2 минуты)

 

1.Проверка готовности к уроку.

Сегодня наш урок хотелось бы начать со слов всем известной песни (слайд на крайнем севере,  звучит фонограмма песни)

                                 Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

— О каком месте на земном шаре поёт исполнительница песни?

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

1.Самоконтроль готовности.

2.Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение.

Вид ЦОР: иллюстрация                                                                     Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/740db7ec-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?

 

Показать иллюстрацию

медведя

30 сек

 

 

2.Целепола-ганиеПостановка учебной задачи (3  минуты)

 

-1. Формулирование темы

— О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Зона Арктических пустынь)(слайд 2 и 3 )

2. Постановка проблемы.

-Ребята, а вы знаете почему Арктику так назвали? Какой климат в Арктике? А почему он такой, а не жаркий? От чего это зависит? А какие растения растут в этой зоне? А почему не сосны, или например не пальмы? А какие животные там живут? А почему не жирафы, или слоны?

3. Постановка целей и задач.

— Что нам предстоит сегодня узнать?

-Чему мы должны сегодня научиться?

— Какие задачи мы поставим перед собой?

— Посмотрите, какие задачи сформулировала я. Это те же задачи или другие? (слайд 4)

-Мы отправляемся в экспедицию на крайний север, чтобы исследовать эту природную зону. Для этого мы разделились на три группы: географов, биологов, зоологов.

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Формулируют цели и задачи  урока.

(Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

Как они приспособились к жизни в Арктике?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Изучение нового материала.

 

 (10 минут)

 

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

— Самая северная зона называется Зоной Арктических пустынь.

— «Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Эта зона занимает самый север нашей страны — остро­ва Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побе­режья.

В зоне арктических пустынь лежат о. Земля Франца Иосифа, северная часть о. Новой Земли, о. Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).

2. Работа в группах.

-    Наша экспедиция для исследования зоны разделилась на 6 микрогрупп: географы-исследователи, географы – научные консультанты, биологи-исследователи, биологи-консультанты, зоологи-исследователи и зоологи-консультанты. Каждая микрогруппа получает задание и карточку-план, работает с учебником.(с. 66-70) или энциклопедией.     (Слайд 6)

1) Географы –исследователи – географическое положение природной зоны и климатические условия.

2) Географы-консультанты – выявить причины таких суровых климатических условий.

3) Биологи- исследователи – какие растения встречаются в этой зоне.

4) Биологи-консультанты – как растения приспособились к таким суровым условиям. Почему в Арктике нет кустарников и деревьев?

5)Зоологи-исследователи – какие животные обитают в этой зоне?

6) Зоологи-консультанты – как животные приспособились к жизн?

999
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!