Компьютерная графика
Автор
Учитель информатики Самосадов Андрей Андреевич
Предмет
Информатика и ИКТ.
Класс
7 класс.
Тип урока
Изучение нового материала
Тема
Компьютерная графика
Цель деятельности учителя
Обучающая:общие представления о компьютерной графике как о сфере деятельности; выработка умений решения элементарных задач на использования векторной и растровой графикой.
Деятельностная:понимание способов представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики; основы ИКТ-компетентности; умения строить несложные изображения с помощью графического редактора; умениясохранять рисунки на диске и загружать с диска.
Развивающая:способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры, творческого мышления.
Задачи
1) раскрыть суть технического процесса создания графического изображения;
2) углубить и систематизировать навыки работы с графическими системами;
3) познакомить с преимуществами и недостатками каждого вида графики;
3) рассмотреть понятия «пиксель» и «растр»;
4) развитие умений применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
Термины, понятия
Компьютерная графика, пространственная дискретизация, растровая графика, векторная графика, фрактальная графика, графические пакеты.
Образовательные ресурсы
Учебник «Информатика 7 класс» И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Единая коллекция образовательных ресурсов-ресурсы Интернет, необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет).
План реализации
Предметные умения
· Владеют базовыми понятиями по теме
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные: владеют первоначальными сведениями о идеях и методах информатики, как универсального языка науки и техники.
Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути и методы достижения цели.
Коммуникативные: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Личностные: понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы:
Фронтальная (Ф)
Работа в парах (П).
Индивидуальная (И)
Учебник.
Презентация.
Программа графического редактора (Paint)
Технические средства обучения:
Компьютер.
Медиапроектор.
Интерактивная доска.
Организация структуры урока
1 этап Организационный момент.
Цель деятельности
Совместная деятельность
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?
Отмечаются отсутствующие.
Учитель:Запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Компьютерная графика».
(Ученики записывают в тетрадь число и тему урока)
2этап. Подготовка к активной познавательной деятельности
Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.
Учитель:Скажите, как вы понимаете термин «Графика»?
Ученики:(отвечают)
Учитель: Хорошо, а как вы понимаете термин «Компьютерная графика»
Ученики:(отвечают)
Учитель: И в чем же их отличия друг от друга?
Ученики:(отвечают)
(Педагог поддерживает и подбадривает высказывания учеников)
Учитель: К изучению этой темы для вас приготовлена презентация.
Презентация выводиться на экран.
3этап. Установка познавательной задачи.
Организация учащихся по принятию познавательной задачи.
На слайде предложен ряд программ, дети определяют отличия этих программ и за какой процесс они отвечают (текстовые и графические редакторы, СУБД, табличные процессоры,)-общего назначения, прикладные программы специального назначения(компьютерные игры)
Учитель:Что с помощью этих программ решает человек?
Ученики:(отвечают)
4этап. Усвоение новых знаний.
Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач.
Рассмотрение основного материала урока происходит с использованием презентации «Компьютерная графика». Компьютерная графика– это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (чертежей, рисунков, мультипликаций) на компьютере. (Курсивом выделяется материал, который ученики записывают в тетрадь). Вспомним, какие устройства служат для вывода графических изображений?
Ученики: Монитор, принтер, плоттер.
Учитель: Как мы знаем человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений, а звуковые зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и т.д. Информация, в том числе графическая, может быть представлена в аналоговой и дискретной форме. При аналоговом представлении информации физическая величина может принимать бесконечное множество значений. При дискретном представлении информации физическая величина может принимать конечное множество значений, при этом она изменяется скачкообразно. Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, т.е. разбиения непрерывного графического изображения на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, т.е. присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.
Учитель: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСКРЕТИЗАЦИЯ (discretus— отдельный, разделенный) — разделение изображенияна участки, в пределах которых значения тоналибо усредняются, либо представлены одним из значений участка; имеет место при сканировании(растрировании) изображения, модуляции и аналого-цифровом преобразовании видеосигнала.
Учитель: Выясним, какие этапы развития компьютерной графики существуют.
Ручной метод. ЭВМ производила вычисления, человек по вычислениям строил графики, диаграммы, чертежи.
Символьный метод. Рисунки в режиме символьной печати (использовались звездочки, точки, буквы).
Учитель: Запишите для себя, что графика бывает растровая векторная и фрактальная. Посмотрим, как они выглядят.
Учитель: Растровая графика
Учитель: Векторная графика.
Учитель: Фрактальная графика.
Учитель: Заслушаем более подробную информацию по данному вопросу.
Докладчик 1: Представляет сообщение по видам компьютерной графики.
Учитель: Мы прослушали сообщение и теперь подумаем, какие недостатки существуюту различных видов графики.
РАСТРОВАЯ
1. Большой объем данных;
2. Эффект пикселизации.
ВЕКТОРНАЯ
Сложность рисования детализированных рисунков.
ФРАКТАЛЬНАЯ
Трудность восприятия результатов изменения параметров.
Учитель: Рассмотрим области применения компьютерной графики. Для каждого направления создаётся специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами. Задумайтесь, в каких сферах деятельности человека компьютерная графика необходима больше всего?
Ученики: Отвечаю на вопрос.
Учитель: Научная графика ее назначение – визуализация (наглядное изображение) объектов научного исследования, графическая обработка результатов расчётов.
Учитель: Деловая графика предназначена для создания иллюстраций, часто используемых в работе учреждений: плановые показатели, статистические сводки.
Учитель: Конструкторская графика используется в работе инженеров-конструкторов, изобретателей новой техники. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (САПР).
Учитель: Иллюстративная графика позволяет человеку создавать произвольные рисунки. Не имеет производственной направленности. Простейшие средства иллюстративной графики называют графическими редакторами. На пример Paint.
Учитель: Художественная и рекламная графика с помощью нее создаются рекламные ролики, компьютерные игры, мультфильмы, видеоуроки и т. д. Для создания реалистичных изображений применяются геометрические расчёты.
Учитель: Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на дисплее. Мультимедиа – это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением. Запишите эти два определения себе в тетради. И так мы с вами узнали где используется компьютерная графика. Рассмотрим, какие ее виды бывают.
Учитель: Подумаем, как получается цветное изображение на экране.
Ученики:Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: Цветовое разрешение. Цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, исходя из этого существуют два противоположных метода его описания: аддитивная цветовая модель и субтрактивная цветовая модель
Учитель: Каждый видеопиксель на цветном экране – это совокупность трёх точек разного цвета: красного, зеленого и синего. Так как зерна очень малы, наши глаза воспринимают три цвета в одном. Таким образом аддитивный («add» – «присоединять») цвет получается при объединении трёх основных цветов – красного, зелёного и синего.
Учитель: Бумага не излучает свет, а отражает и поглощает его. Глаз человека воспринимает свет, отражённый от листа бумаги. В субтрактивной модели основными цветами являются голубой, пурпурный и жёлтый. Каждый из них поглощает (вычитает) определенные цвета из белого света, падающего на печатаемую страницу. Отсюда и название («subtract» – «вычитать»).
Учитель: Более подробно о данных цветовых моделях мы узнаем из сообщения.
Докладчик 2: Представляет сообщение по видам цветовых моделей.
Учитель: Предлагаюперейти к практике, и выполним несколько заданий по изучаемой теме. Но прежде дадим нашим глазам немного отдохнуть.
Физминутка«Гимнастика для глаз»
Учитель: Для выполнения этого упражнения нужно встать, вытянуть одну руку вперед и смотреть на кончик указательного пальца, который должен располагаться на линии середины лица. Нужно медленно приближать палец к лицу, не отводя взгляда от пальца, пока он изображение не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
(Вызываем одного из учеников к доске для проведения демонстрации упражнения).
5этап. Первичная проверка понимания.
Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. Учить выбирать рациональный способ решения.
Ученики рассаживаются за компьютеры.
Учитель раздает карточки с заданиями.
Учитель: Внимательно прочитайте задания и приступайте к их выполнению.
n Задание №1. Создайте растровое изображение шахматной доски и рисунок на тему «Новый год» в редакторе Paint.
n Задание №2. Создайте векторный рисунок на тему «Мой класс» в редакторе Paint.
n Задание №3. Создание анимации движения Земли вокруг Солнца в презентации операционной системы Windows.
Дополнительное задание. Нарисуйте 10 флагов различных стран мира в редакторе Paint.
Учитель:Поработав в группах, вы пришли к каким-то результатам. Обобщим их, сделаем выводы.
(При необходимости учитель задает наводящие вопросы)
6этап. Закрепление знаний
Организовать деятельность по применению новых знаний.
Учитель: Наш с вами урок подходит к концу.Давайте посмотрим, насколько полно и правильно вы усвоили то, о чем мы сегодня говорили. Предлагаю выполнить следующее задание. После его выполнения вы проверите работу соседа.
Ученики вырабатывают критерии оценивания:
«5» – нет ошибок
«4» – одна ошибка
«3» – две ошибки
«2» – более двух ошибок.
Выполняют задание и самостоятельно проверяют соседа по парте с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок.
7 этап. Самопроверка знаний
Выявить уровень первичного усвоения нового материала.
Учитель: А теперь давайте проверим ваши знания с помощью теста на карточках
Программа создания, редактирования и просмотра графических изображений называется...
a) Текстовый редактор;
b) Графический редактор;
c) Табличный редактор
Какой тип графики вы будете использовать для редактирования цифровой фотографии?
a) Растровая графика;
b) Векторная графика.
Какой тип графики вы будете использовать для разработки схемы, чертежа, эмблемы школы?
a) Растровая графика;
b) Векторная графика.
Точечный элемент экрана дисплея называется:
a)точкой
b)зерном люминофора
c)пикселем
d) растром
Растровое графическое изображение формируется из ...
a) точек различного цвета – пикселей;
b) элементов – точка, линия, окружность, прямоугольник и др. (графические примитивы).
Пиксель на экране цветного дисплея представляет собой:
a)совокупность трех зерен люминофора
b)зерно люминофора
c)электронный луч
d) совокупность 16 зерен люминофора
8этап. Итоги урока. Рефлексия
Анализ успешности усвоения материала.
Учитель:Что нового для себя вы открыли на этом уроке, что было полезным? Где и как эти знания могут вам пригодиться в будущем?
Достигли мы поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке и её результат.
9 этап Домашнее задание.
Дать информацию и инструктаж по д/з.
Учитель: Повторите, по записям, изученное на уроке. Прочитайте §18 и дайте ответ на вопросы со страницы 112.