Основные методы литературного развития в работе с детьми разных возрастов.

Основные методы литературного развития в работе с детьми разных возрастов.

 

   Произведения художественной литературы способствуют эмоцио­нальному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.

Художественная литература всегда признавалась основным сред­ством речевого развития детей: знакомство с литературными произ­ведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуа­ция затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне от­рицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

Методы литературного развития в работе с детьми разных возрастов:

Чтение взрослого. Для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспи­татель голосом «рисует» образы и картины происходящего. В средней группе детского сада своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведе­ние, вызвать на дальнейшее его обсуждение. При чтении детям 5-7 лет педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребенку боль­шей свободы фантазирования и формирования «видений» событий и героев литературного текста.

При повторном рассказывании в работе с детьми 3-5 лет эффективно инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках, становится целесообразным в старшем до­школьном возрасте.

Беседа является основным методом целенаправленного литератур­ного развития. Обсуждение после чтения помогает детям глубже вос­принять произведение. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов (на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о логике следования событий, вопросы и зада­ния, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности).

В беседе с детьми 3-5 лет важно активизировать их желание эмоци­онально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Малышу необходимо помочь на­водящими вопросами, обращенными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщенную характеристику (добрый, хитрая).

Организуя беседы с детьми 5—7 лет для активизации процесса вос­приятия, воспитатель должен помочь выразить свое отношение к со­держанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять ло­гику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков, после 5 лет — и скрытые мысли, чувства героя; обра­тить внимание и осознать значение в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика.

Рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для пра­вильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев. Рассматривание книжных иллюстра­ций с детьми 4—5 лет решает несколько задач: они ориентируют детейв последовательной связи событий, напоминают содержание текста в процессе его пересказывания, помогают представить героев и неко­торые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения. Детей 5-7 лет педагог побуждает рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своем отношении к рисунку (что нравится, почему по-разному нарисованы одни и те же герои и события).

Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспе­чивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышан­ного.

Литературные игры — эффективный метод развития речевых и ли­тературных способностей детей.

Метод проектов целесообразен в работе с детьми старшего дошколь­ного возраста. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей:

      — детское книгоиздательство — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литератур­ными произведениями (например, «Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель помог мне понять...», «Что узнали мы из книг» и пр.);

      — детская библиотека (организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библио­теки в группе);

      — выставки книг — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп (возможные темы: «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе»).

Таким образом, использование различных методов будет способст­вовать литературному развитию детей в единстве всех компонентов, то есть обеспечит расширение литературного опыта, углубление чи­тательских интересов, развитие восприятия художественного текста в единстве его содержания и формы, а также становление разных видов деятельности на основе знакомых литературных произведений.

 

 

А.Г. Гогоберидзе «Дошкольная педагогика», Питер,2014

1362
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!