Методическая разработка по теме «Реализация воспитательных задач по физической культуре при проведен

Министерство образования Республики Мордовия
МБОУ «ОЦ « Краснослободская  СОШ  №1»

 

Методическая разработка

Тема: «Реализация воспитательных задач по физической культуре при проведении классных часов»

  

  Автор:  Масеев В.Н. – учитель  физической культуры   

 

                         Цели :

           

               образовательная:  дать представление и ознакомить

                                                  с организацией спортивных мероприятий

                                                   на классных часах.

 

               воспитательная:    воспитание потребности в физической

                                                 культуре, стремления к здоровому образу

                                                 жизни.

 

 Содержание                

                    

                            1.Предисловие.

                            2. Аннотация.

                            3. Основная часть:

                                      -теоретические классные часы

                                      -практические классные часы

                           4.Заключение

                           5.Список литературы

Предисловие

 

Физическая культура является одним из важнейших средств всестороннего и гармонического развития человека прежде всего потому, что она своим содержанием, методами и формами организации активно содействует развитию всех видов деятельности, которые составляют структуру личности.

В той или иной степени в ее сфере осуществляются трудовая, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, деятельность. Она полностью отвечает стремлению общества в развитии личности во всех направлениях ее жизнедеятельности, воспитания чувства причастности и ответственности за судьбу своей Родины.

Трудно переоценить роль классного руководителя в  физическом воспитании школьников.

В плане классного руководителя раздел физическое воспитание представлен как обязательный. При его планировании надо учитывать:

1) общешкольные мероприятия; 2) советы учителей физкультуры; 3) состояние здоровья; 4) уровень физической подготовки и теоретических знаний по физической культуре; 5) интересы школьников и увлечение разными видами спорта. В беседе с учащимися классный руководитель может определить, какие виды спорта их интересуют и уровень физической подготовки при посещении уроков физкультуры.

При планировании этого раздела большую роль играет, конечно, и физическая подготовка самого классного руководителя, его знания в области физической культуры.

Спортивная подготовка классного руководителя — одно из мощных средств для достижения многих целей в воспитании классного коллектива. Если она на низком уровне, или не позволяет состояние здоровья, то необходимо привлекать к этой работе учителей  физкультуры, учащихся старших классов,  занимающихся в спортивных секциях.

Главным помощником классного руководителя в проведении работы по физическому воспитанию — является физорг группы. Поэтому надо отнестись серьезно к его выбору. Не обязательно выбирать самого спортивного учащегося. Главные качества — это любовь к спорту, и организаторские навыки, способности.                                                                                                   При правильном проведении работы по физическому воспитанию, классный руководитель может существенно повлиять на приобретение  у школьников навыков здорового образа жизни и  на физическое развитие.

                                     

Методическая разработка 

 

              «Реализация воспитательных задач по физической

                     культуре при проведении классных часов»

                                                                        

 Роль классного руководителя в физическом воспитании  и формировании физической культуры учащихся  велика. От его грамотности, умений, личного примера зависит приобщение  учащихся к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, выполнению в дальнейшем социальных и профессиональных функций.

В данной работе четко определены задачи и цели деятельности классного руководителя. Опыт учителя  физической культуры  позволяет мне рекомендовать проведение внеклассных мероприятий  виде теоретических и практических классных часов.

Примерную практику я изложил в данной работе.

 

Основная часть

По методике и форме проведения классные часы можно разделить на:

— Теоретические      викторины        

— проведение бесед, лекций, показ кинофильмов           

 -встречи со спортсменами

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Главными задачами теоретических классных часов — дать минимум знаний о физической культуре в обществе, личности ее социальной роли убеждение в необходимости занятий физической культурой.

Очень обширна и многообразна тематика бесед и лекций по физической культуре.

Примерная тематика лекций, бесед на первой ступени воспитания:

1.История развития физической культуры и спорта в Древней Греции.

2.Олимпийские игры в Древней Греции.

3.Физическая культура и спорт до революции 1917 года.

4.История развития отдельных видов спорта (футбола, хоккея, легкой атлетики и т.д.)

5. История возникновения современных олимпийских игр.

6.Развитие физической культуры и спорта в период в 1917 года до начала Великой Отечественной войны.

7.Советские спортсмены в годы Великой Отечественной войны.

8.Серия «Герои олимпийских игр».

А) Виктор Санеев — легкая атлетика

Б) Людмила Турищева — спортивная гимнастика.

Примерная тематика лекций, бесед на второй ступени воспитания:

1.                  Физическая культура, как часть общей культуры.

2.                  Физическая культура и спорт в зарубежных странах (Германии, Швеции и т. д.)

3.                  Участие Российских спортсменов в международных соревнованиях (до 1917 года).

4.                  Влияние физических упражнений на организм человека.

5.                  Личная и общественная гигиена занимающихся физкультурой и спортом.

6.                  Серия «Герои олимпийских игр».

А) Галина Кулакова (лыжные гонки)

Б) Валерий Харламов (хоккей с шайбой)

Примерная тематика лекций, бесед на третьей ступени воспитания:

1.                  Спорт и социальная проблема общества (спорт и социальное развитие, спорт и сохранение мира).

2.                  Новый этап в олимпийском движении (XXII Олимпийские игры в Москве).

3.                  Земляки — герои Олимпийских игр (Петр Болотников — легкая атлетика).

4.                  Спорт в Республики Мордовия.

5.                  Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности.

6.                  Вредные привычки — их влияние на здоровье человека.

7.                  Спорт в жизни знаменитых людей.

При проведении этих бесед. Лекции можно использовать показ слайдов, кинофильмов, других наглядных пособий.

Одной из форм проведения теоретического классного часа являются встречи с известными спортсменами района, области, страны. Эффективность таких классных часов велика, ведь непосредственное общение с известным человеком надолго останется в памяти студентов. Как правило, в память об этой встречи дарят какие-то подарки, сувениры гостю.

Также для разнообразия проводят классный час в форме викторины. Составляют вопросы по какой — либо теме, делят группу на две или более команды и начинается игра. Предварительно определить состав жюри. Экскурсии на стадион, дворец спорта, другие современные спортивные сооружения повысят физкультурную грамотность студентов, вызовут интерес к некоторым видам спорта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ    

Практические классные часы, как правило, проводятся в форме соревнований, туристических походов.

Основными задачами соревнований, походов являются:

1                   пропаганда физической культуры и спорта, укрепление здоровья;

2                   как мощного средства укрепления здоровья, активного отдыха;

3                   выявление сильнейших в данном виде спорта;

4                   патриотическое воспитание;

5                   повышение коммуникабельности студентов;

6                   подведение итогов работы по физическому воспитанию.

Соревновательную деятельность можно разделить на:

  — проведение соревнований в группе 

— организацию товарищеских встреч с другими группами (волейбол, футбол, н/теннис)

— участие групповой команды в общетехникумовских соревнованиях Г) проведение походов в группе и совместно с другими группами

В группах проводятся соревнования по:

А) шашкам Б) шахматам  В) легкоатлетическому кроссу Г) лыжным гонкам Д) гимнастике     Е) волейболу, футболу Ж) подвижным играм.

Существуют несколько способов проведения спортивных соревнований:

прямой способ;  круговой способ; с выбыванием.

Прямой способ применяется при проведении большинства личных соревнований, в которых результаты участников оцениваются метрическими единицами или системой баллов.

Прямой способ применения при проведении соревнований по легкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике.

Помощниками в организации и проведении соревновании можно привлекать освобожденных по состоянию здоровья от больших физических нагрузок. Пишется протокол.

 

КРУГОВОЙ СПОСОБ 

 Основан на принципе последовательных встреч каждого участника (команды) со всеми остальными и применяется главным образом для проведения соревнований по спортивным играм и единоборствам. Соревнование проводимые этим способом, позволяет достаточно полно и объективно выявлять относительную силу всех участниках. Недостаток способа — большая  продолжительность соревнований. Чтобы провести в группе шахматный или шашечный турнир,  составляется турнирная таблица.

Способ с выбыванием основан на принципе выбывания участника (команды) из соревнований после одного поражения. Этот способ еще называют «олимпийский», так как он применяется на олимпийских играх.

Главным преимуществом этого способа является возможность включить в соревнование большое количество участников, провести  в сжатые сроки. Например, если в первом туре соревнований встречаются 32 участника, то ко второму туру допускаются 16, одержавших победу, к третьему 8, к четвертому 4, к пятому 2 участника. Победитель этого последнего тура и объявляется победителем.

Такая таблица удобна тогда, когда количество участников пропорционально степени 2 (т. е. 4,8,16,32.и т.д.) В этом случае фамилии участников, согласно номерам, полученном в результате жеребьевки. Располагаются в таблице сверху вниз. Первым номером встречается со вторым. Третий с четвертым и т.д. В игру вступают все участники. Если количество участников непропорционально степени 2, то порядок игр составляется по специальной таблице, которую можно взять у преподавателей физкультуры.

Товарищеские встречи по спортивным играм (шашки, шахматы, волейбол, футбол) имеет значение не только как средство физической подготовки. Но и как средство общения между классами, где воспитываются коллективизм, товарищество.

Участие классных команд в общешкольных спортивно-массовых мероприятиях дополняет работу классного руководителя по физическому воспитанию.

После проведенных в классе соревнованиях вы всегда можете выставить команду на любое общешкольное спортивное мероприятие руководствуясь олимпийским принципом: «главное участие, а не победа».

Классный руководитель помогает составить физоргу заявку по такой форме:

 

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ

Самыми распространенными из них являются пешие и лыжные. В самодеятельном туризме путешествие строится целиком на самообслуживании. Здесь туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, обеспечивают себе питание, ночлег, намечают объекты для осмотра.

Туризм — это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями.

Походная жизнь. Сопряженная с преодолением разнообразных трудностей, помогает воспитанию высоких моральных и волевых качеств, дисциплинирует человека.

Документом, дающим право на проведение похода выходного дня, является маршрутный лист.

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ Состав группы и обязанности участников похода еще до получения разрешения на поход необходимо определить состав участников. Это или одна или две учебных групп и распределить обязанности между участниками. На практике обязанности обычно распределяются: руководитель похода, заместитель руководителя, завхоз, казначей, санинструктор, ответственный за дневник, фотограф, художник, ответственный за ремонт снаряжения, повар, костровый, водоносы и другие.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ Для лучшей подготовки к походу составляется подробный план. Для однодневных походов важно, чтобы можно было быстро добраться в намеченный район и также легко вернуться из последнего пункта похода. Большое внимание в плане подготовки должно быть уделено подбору и проверке походного снаряжения.

В перечень группового снаряжения включаются: продукты питания, палатка, полиэтиленовая пленка, топор, пила, ведра, котелки, фляги, инструменты, гвозди, проволока, медицинская аптечка, спорт- инвентарь, фонарь, веревка, для переправ, карта, непромокаемые мешки, пакеты для продуктов и др. предметы.

Документы. Деньги, карту-схему следует упаковать в мешочки из полиэтилена, растопку и аварийные спички следует хранить во влагонепроницаемой упаковке.

К личному снаряжению относятся:

Обувь, одежда, предметы личной гигиены, головной убор, посуда, рюкзак, накидка или плащ, спальный мешок, починочный инвентарь, спички, электрический фонарик, компас, защитные очки, индивидуальный медицинский комплект и др.

Организация передвижения туристической группы Перед началом движения определяется походный порядок. Наиболее удобным считается движение в колонну по одному. Опытных и физически сильных участников назначают в голову колонны и замыкающими.

Скорость передвижения зависит от подготовки участников.

Ритмичность передвижения — одна из условий сохранений сил туристов.

При движении в гору шаг должен быть короче.

При преодолении препятствий в походе и при выполнении общих работ на стоянках необходима строгая дисциплина и порядок. Высокая дисциплина в походе — главная мера безопасности.

Для установки палаток выбирают или расчищают ровную площадку. Под дно палаток укладывают сухие листья, траву, мох, и т.п. Палатка считается поставленной правильно, если крыша не морщится складками, стенки не провисают.

Площадку для костра выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте, желательно не далеко от воды. Главное требование при выборе места для костра — обеспечение пожарной безопасности. Для приготовления пищи чаще всего используют костер «колодец».

Советы начинающим туристам.

Каждый участник похода обязан:

1.выполнять указания руководителя группы;

2.против всестороннего подготовку до начала похода;

3.ознакомиться с правилами и инструкциями по вопросам правопорядка, соблюдение природоохранных законов, с правилами пожарной безопасности, с правилами безопасности на воде;

4.в походе строго соблюдать санитарно-гигиенические правила;

5.немедленно и при любых условиях оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие;

Не соблюдение указанных правил, неорганизованность, и низкая дисциплина участников похода часто являются причиной травм: ушибов, растяжений, ранений.

При грозе в лесу не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, сосна, ель.

Для предупреждения перегрева и теплового удара в жаркую погоду следует выполнять простейшие правила: не надевать теплую, не впитывающую пот одежду; переходы выполнять в раннее утреннее или прохладное вечернее время, а отдых — в жаркое время дня.

Оказание первой помощи в походе.

При потертостях пораженный участок надо смазать вазелином и забинтовать.

При подопревании (обычно в паху) рекомендуется промыть раздраженные участки водой, посыпать их тальком, смягчить кремом.

При ожогах пораженное место смазать крепким раствором марганцовки или вазелином. При ожогах II и III степени наложить стерильную повязку и доставить пострадавшего к врачу.

 

Список литературы

 

 1. «Физическое воспитание» — учебник И.Г. Николенко

 2.«Спортивные игры» — правила соревнований,  Москва, ФИС, 1998г. Л.Б. Кофман

3.«Настольная книга учителя физической культуры»

 

Рецензия

 на методическую разработку: «Реализация воспитательных  задач по физической культуре при проведении  классных часов»

                                                                                              

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями. Масеев В.Н. коснулся очень важной темы. В настоящее время в России по данным Минздрава более половина школьников имеют серьезные отклонения в здоровье. Поэтому необходимо сформировать у них четкое представление о физическом воспитании, физической культуре, здоровом образе жизни. Данная работа поможет классным руководителям лучше ориентироваться в планировании, выборе средств, форм   физического  воспитания.

Работа актуальна

 

Рецензент: А.Н.ТАРАСОВ-  Руководитель методического объединения

 

 

340
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!