Методический консалтинг

Для системы образования России консалтинг является актуальным направлением в кадровом вопросе. В том числе – и для дошкольного образования. Введение ФГОС, профессионального стандарта педагога, развитие информационно-коммуникативных технологий, – всё это требует совершенствования образовательного процесса. Перед воспитателями, специалистами образовательных организаций ставятся задачи, которые сможет решить только компетентный педагог. В детском саду должны быть созданы  оптимальные условия для развития как образовательной системы в целом, так и для самореализации каждого педагога, развития его ключевых компетенций: общепедагогических, воспитательных, развивающих, исследовательских, проектировочных и пр. Ведущими принципами при этом  должны стать: конкретность, адресность и дифференциация.

Термин «консалтинг» происходит от латинского «consultatio», в переводе–«советоваться, совещаться» и чаще всего применяется в бизнесе. С этой позиции консалтинг рассматривается как профессиональная помощь менеджерам и предпринимателям в решении задач и проблем, стоящих перед ними, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместной разработки решений. В сфере образования исследования, посвященные консалтинговой деятельности (Н.В. Василенко, Э.А. Уткин, К.М. Ушаков и др.) и первые практики ее ведения появились недавно. Н.В. Василенко в пособии «Консалтинг в образовании» систематизирует российский и зарубежный опыт работы в области педагогической поддержки и обучения персонала организации.

Дошкольное образование является уровнем общего образования, т.е. представляет собой завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечено, что на всех уровнях образования до 2020 года должны произойти качественные изменения. Для решения данного вопроса на уровне дошкольного образования необходимо грамотное методическое сопровождение образовательного процесса в целом и конкретно каждого педагога в ракурсе профессионального стандарта. В качестве средства, обеспечивающего повышение профессиональной компетентности педагогов, может выступить методический консалтинг. Цель: создание и внедрение индивидуальных траекторий развития педагогов в ракурсе профессионального стандарта для успешного функционирования образовательной организации.

Под методическим консалтингом можно понимать вид научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагога и оказание ему действенной помощи в разрешении проблем, связанных с образовательной деятельностью и личностным развитием. Это консультирование на основе активных методов, когда сам педагог будет являться активным участником повышения своей компетенции в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка, разработки образовательной программы, оснащения педагогического процесса и пр.

Одна из главных задач перехода на профстандарт: оптимизация профессиональной подготовки педагогических работников и повышение ответственности каждого педагога за результаты своего труда. Профстандарт содержит описание трудовых функций по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции. Чтобы развернуть систему методического консалтинга, организуется мониторинг (система сбора, обработки и хранения информации о педагогах), создана интерактивная информационная аналитическая база. Выявляются запросы и потребности педагогов при выполнении трудовых функций, определены возможности их сопровождения. Индикаторы оценки и самооценки педагогов на соответствие Профстандарту:

  • уровень квалификации и профессиональное развитие;
  • готовность к выполнению трудовой функции «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса»;
  • готовность к выполнению трудовой функции «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной программы дошкольного образования»;
  • готовность педагога к личностному развитию и самообразованию;
  • владение информационно-коммуникативными технологиями.

В мониторинговую базу входят: карты самооценки компетентности педагогов по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности, индивидуальный SWOT-анализ, анализ документации, развивающей предметно-пространственной среды, результативности за последние годы, карты активности и достижений, график повышения квалификации, электронное портфолио.

Консалтинговый мониторинг позволяет:

  • выявить профессиональные дефициты конкретных педагогов, потребности и возможности профессионального роста педагогического коллектива;
  • определить, через какие формы работы каждый педагог хочет повысить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции;
  • выявить педагогов, которые могут проявить себя в роли профконсультантов;
  • создать банк данных для организации дальнейшей работы.

По результатам мониторинга разрабатываются персонифицированные модели повышения квалификации воспитателей и специалистов, осуществлена типологизация выявленных проблем — группировка педагогов по направлениям деятельности для дальнейшей организации обучения группами. Определятся первоочередные направления методической и организационно-педагогической деятельности,  изучение новых образовательных систем, анализ их эффективности, организация различных видов деятельности детей, проектирование развивающей предметно-пространственной среды, разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов и другие.

Уровни сопровождения в зависимости от задействованных ресурсов: внутренний, внешний, дистанционный. Внутренний уровень: решение проблем и обучение педагогов непосредственно в детском саду. Внешний уровень: использование ресурсов региональной и (или) федеральной образовательной системы. Дистанционный уровень: использование информационных систем поддержки образования, учебно-методических порталов, виртуальных методических кабинетов.

Внутренний консалтинг в дошкольной образовательной организации может быть организован следующими способами:

1.    В рамках методической работы. Профконсультанты: старший воспитатель, психолог, педагоги-специалисты, педагоги высокой квалификации, обладающие хорошими педагогическими знаниями и умениями, хорошо зарекомендовавшие себя.

2.    В рамках инновационной работы. Профконсультанты: ученые ВУЗа, с которым подписан договор о сотрудничестве.

3.    Практикой наставничества. В роли консультанта-наставника выступают специалисты и воспитатели с большим стажем работы. Они осуществляют консалтинг в двух направлениях: 1) обучение, профессиональная адаптация молодых педагогов; 2) проведение совместных мероприятий.

Статья в сокращении. Полный вариант: Журнал «Практика управления в ДОУ», №3 — 2019 г.

736
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!