Развитие национального сознания детей дошкольного возраста в условиях детского сада

   Развитие национального сознания детей дошкольного возраста

                                    в  условиях детского сада

 

                                                                                     Воспитатель МАДОУ №36

                                                                     Сафронская Людмила Тимофеевна

   История, ее изучение и осмысление — лучшее средство народного самосознания и воспитания. Память порождена историческим знанием. Чтобы многое помнить, надо многое знать.

   Люди не всегда жили так, как живут теперь. То, что мы зовем цивилизацией и культурой, возникло и развивалось постепенно. В их лице к нам из прошлого пришли ум и труд, страсти и талант сотен, миллионов людей — наших предков.

   Каждый народ на земле, не зависимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим.

   Своя история, свой вклад в развитие общества у мордовского народа. Наша с вами задача заключается в том, чтобы понять эту историю, осмыслить этот вклад.

   Многое может сказать историку и язык народа. Мордовские языки принадлежат к финно-угорской языковой семье.

   История народа сохраняется не только в письменных источниках и языке, но и его фольклоре. Сотни, тысячи лет прошло, а горе и радость предков сохранились в песнях. Даже сказки могут дать крупицу информации, ведь многие из них возникли из преданий.

   Фольклор является лишь частицей комплекса культуры. В целом же она включает в себя традиции, обычаи, орудия труда, пищу, одежду и жилище, памятники древности. Все это несет в себе сведения об историческом прошлом.

   Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем. Это относится и прошлому нашего народа.

   С уверенностью можно сказать, что многие поверхностно знакомы с народной культурой мордвы. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

   Для этого мы обратились к мордовской народной культуре.

   Согласно современным направлениям дошкольного воспитания большое внимание уделяется развитию у дошкольников представлений о человеке в его связях с историй и культурой. Только любовь и уважение к своей исторической родине способны породить уважение к культуре и языку.

   Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основе которого лежит приобщение личности к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

   Мы начинаем свою работу в МАДОУ №36, в первую очередь, с обогащения информационного поля ребенка краеведческим содержанием. Создали предметно — развивающую среду, которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта.

   В детском саду есть мини-музей, служащий местом занятий и игр. Предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь) используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с мордовским фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников, предметы декоративно-прикладного искусства: детские и взрослые национальные костюмы; портреты композиторов, атрибуты к мордовским играм, песням, танцам. Имеется материал из раздела «Музыкальное искусство», энциклопедия «Мордовия», «Композиторы Мордовии», «Исполнители Мордовии», «Исполнительские коллективы Мордовии»  и др.; имеются напольные папки — раскладушки «Мордовия музыкальная», где представлены известные коллективы и солисты Мордовской Филармонии. Здесь же проходят занятия кружка по изучению мордовского языка.

   В своей работе по воспитанию и развитию национального сознания у детей дошкольного возраста, наш коллектив опирается на программу «Мы в Мордовии живем», которая помогает охватить все виды детской деятельности. Опираясь на материал, предложенный этой программой, мы делаем жизнь детей яркой, богатой.

   Мы стараемся соблюдать мордовские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов: подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в младших группах; пословицы, скороговорки, поговорки, загадки, стихи — для работы со старшими дошкольниками.

   Так же знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым популярным и любимым детьми является сказка.

   Большое место отводится театрализованной деятельности на музыкальных занятиях, где дошкольники не только слушают и поют мордовские песни и частушки, но и инсценируют произведение. В качестве примера можно привести инсценировку эрзянской песни «Кавто церат тикше ледить». Дети старшего дошкольного возраста исполняли песню на эрзянском языке.

   Часто с детьми и родителями проводятся мордовские обрядовые праздники и развлечения. В Рождество дети ходили «со звездой», славили Христа, на Святки — колядовали, встречали и провожали Масленицу. Ценным было то, что дети еще раз смогли окунуться в культуру мордовского народа.

   Педагогический коллектив детского сада организует встречи с мордовскими певцами, писателями, поэтами, художниками. С солистами ансамбля «Келу» Еленой Ворониной и Анной Атласовой мы сотрудничаем несколько лет. Поначалу это были, в основном, сольные концерты гостей, а последнее время — это творческие встречи знаменитых артистов и «начинающих артистов» — дошколят. Яркие костюмы артистов, приветливые лица, добрые, мелодичные, веселые песни, пляски — все это рождает в душе ребенка любовь и уважение к мордовскому народу, искусству мордвы.

776
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!