Развитие национального сознания детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Развитие национального сознания детей дошкольного возраста
в условиях детского сада
Воспитатель МАДОУ №36
Сафронская Людмила Тимофеевна
История, ее изучение и осмысление — лучшее средство народного самосознания и воспитания. Память порождена историческим знанием. Чтобы многое помнить, надо многое знать.
Люди не всегда жили так, как живут теперь. То, что мы зовем цивилизацией и культурой, возникло и развивалось постепенно. В их лице к нам из прошлого пришли ум и труд, страсти и талант сотен, миллионов людей — наших предков.
Каждый народ на земле, не зависимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим.
Своя история, свой вклад в развитие общества у мордовского народа. Наша с вами задача заключается в том, чтобы понять эту историю, осмыслить этот вклад.
Многое может сказать историку и язык народа. Мордовские языки принадлежат к финно-угорской языковой семье.
История народа сохраняется не только в письменных источниках и языке, но и его фольклоре. Сотни, тысячи лет прошло, а горе и радость предков сохранились в песнях. Даже сказки могут дать крупицу информации, ведь многие из них возникли из преданий.
Фольклор является лишь частицей комплекса культуры. В целом же она включает в себя традиции, обычаи, орудия труда, пищу, одежду и жилище, памятники древности. Все это несет в себе сведения об историческом прошлом.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем. Это относится и прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что многие поверхностно знакомы с народной культурой мордвы. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Для этого мы обратились к мордовской народной культуре.
Согласно современным направлениям дошкольного воспитания большое внимание уделяется развитию у дошкольников представлений о человеке в его связях с историй и культурой. Только любовь и уважение к своей исторической родине способны породить уважение к культуре и языку.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основе которого лежит приобщение личности к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.
Мы начинаем свою работу в МАДОУ №36, в первую очередь, с обогащения информационного поля ребенка краеведческим содержанием. Создали предметно — развивающую среду, которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта.
В детском саду есть мини-музей, служащий местом занятий и игр. Предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь) используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с мордовским фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников, предметы декоративно-прикладного искусства: детские и взрослые национальные костюмы; портреты композиторов, атрибуты к мордовским играм, песням, танцам. Имеется материал из раздела «Музыкальное искусство», энциклопедия «Мордовия», «Композиторы Мордовии», «Исполнители Мордовии», «Исполнительские коллективы Мордовии» и др.; имеются напольные папки — раскладушки «Мордовия музыкальная», где представлены известные коллективы и солисты Мордовской Филармонии. Здесь же проходят занятия кружка по изучению мордовского языка.
В своей работе по воспитанию и развитию национального сознания у детей дошкольного возраста, наш коллектив опирается на программу «Мы в Мордовии живем», которая помогает охватить все виды детской деятельности. Опираясь на материал, предложенный этой программой, мы делаем жизнь детей яркой, богатой.
Мы стараемся соблюдать мордовские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов: подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в младших группах; пословицы, скороговорки, поговорки, загадки, стихи — для работы со старшими дошкольниками.
Так же знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым популярным и любимым детьми является сказка.
Большое место отводится театрализованной деятельности на музыкальных занятиях, где дошкольники не только слушают и поют мордовские песни и частушки, но и инсценируют произведение. В качестве примера можно привести инсценировку эрзянской песни «Кавто церат тикше ледить». Дети старшего дошкольного возраста исполняли песню на эрзянском языке.
Часто с детьми и родителями проводятся мордовские обрядовые праздники и развлечения. В Рождество дети ходили «со звездой», славили Христа, на Святки — колядовали, встречали и провожали Масленицу. Ценным было то, что дети еще раз смогли окунуться в культуру мордовского народа.
Педагогический коллектив детского сада организует встречи с мордовскими певцами, писателями, поэтами, художниками. С солистами ансамбля «Келу» Еленой Ворониной и Анной Атласовой мы сотрудничаем несколько лет. Поначалу это были, в основном, сольные концерты гостей, а последнее время — это творческие встречи знаменитых артистов и «начинающих артистов» — дошколят. Яркие костюмы артистов, приветливые лица, добрые, мелодичные, веселые песни, пляски — все это рождает в душе ребенка любовь и уважение к мордовскому народу, искусству мордвы.