Осуществление практического метода обучения через поиск информации в сети Интернет, электронные учеб

Осуществление практического метода обучения через поиск информации в сети Интернет, электронные учебники.

 

«Впервые в истории человечества поколения вещей

 и идей сменяются быстрее, чем поколения людей». 
                    Директор института ЮНЕСКО по информа-

                 ционным технологиям в образовании.

 

Компьютер перестал быть диковинкой и стал обычным предметом интерьера наших квартир и офисов. Интернет из экзотики и дорогого удовольствия превратился в удобнейший инструмент для передачи данных и общения между людьми. Технологии развиваются столь бурно, что высокоскоростные линии передачи данных стремительно врываются в наши дома, и позволяют комфортно, не оглядываясь на время соединения, получать самую разнообразную информацию. Электронные газеты, музыка, видеоролики, письма, покупки… Все, о чем даже не мечталось в недалеком прошлом, сегодня становится реальностью. В этой связи происходит модернизация системы образования, так как общеобразовательное учреждение должно дать все самое необходимое учащимся за годы обучения в школе, дать самые передовые знания, умения активно их применять, научились диалектически мыслить, легче адаптироваться в мире, который так стремительно меняется.

Сегодня особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, которые в первую очередь должны реализовывать учителя информатики:

— формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большим объемом информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;

— формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств информационных технологий (поиск, обработка информации, и т.д);

— развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены, способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

— развитие коммуникабельности, предполагающий учет различных точек зрения, умения анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участие в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

Решая задачу формирования информационной культуры школьников, следует учитывать желания школьников, которые вместе с учителем информатики могут сделать для школы многое. Например, выпускать номера школьных газет, поддерживать работу школьного сайта, участвовать в городских, региональных и Всероссийских конкурсах, которых в настоящее время проводится немало, но практически все они требуют от учащихся знаний информационных технологий. Роль учителя состоит в помощи и поддержке каждой идеи, в добром и понимающем участии. Но поддержка любой идеи немыслима без использования информационных технологий в процессе обучения. Они позволяют поднять качественный уровень обученности школьников, развить творческие способности, повысить познавательную активность, заинтересованность, определить профессиональные склонности, облегчить адаптацию выпускников к последующей жизни в современном информационном пространстве.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

***

Практические методы обучения, такие как самостоятельная работа со справочниками и литературой, необходимы учащимся. Ведь в эпоху информационного взрыва «выживает» тот, кто быстрее найдет ответы на поставленные вопросы. А значит, одна из задач учителя — сформировать эти навыки, посредством поиска информации в сети Интернет (если это возможно технически), либо локальной с использованием электронных книг, справочников, энциклопедий предоставляемых в распоряжение учащимся. Кроме того, как показали наблюдения специалистов, работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости.

Стремительный процесс информатизации школ на основе современных компьютеров, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения.

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры.  Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

  • учебный материал излагается из определенной области знаний;
  • этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;
  • материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

В электронном учебнике, также как и в печатном, выделяются две основные части: содержательная и процессуальная. В электронном учебнике к ним добавляются еще две части: управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный; моделирующий компонент позволяет применять знания к решению практических задач, моделировать изучаемые явления, процессы. Контрольно — закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

***

Использование ИТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

2270
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!