ОПТИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Уланова Виктория Викторовна
ОПТИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Аннотация: В статье поднята проблема самовыражения, самоактуализации ребёнка-дошкольника, освещены вопросы, нацеленные на раскрытие специфики социального развития дошкольников с высоким творческим потенциалом. Представлены условия по развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка.
Ключевые слова: Оптимизация, эмоционально-личностный потенциал, социальное развитие, творческая одарённость, музыкальное искусство.
Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, всё более возрастает. В то же время огромный образовательный ресурс, заложенный в раннем и дошкольном детстве, на сегодня задействован в незначительной степени.
Особую роль приобретают исследования, нацеленные на раскрытие специфики социального развития дошкольников с высоким творческим потенциалом, что связано еще и с недостаточной изученностью проблемы развития творческой одаренности на этапе дошкольного возраста.
Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (от 13 мая 2010г. №1019р) отмечает, что существенной проблемой российского образования является отсутствие системы целенаправленной работы с одарёнными детьми. Требуется формирование механизмов выявления, развития и поддержки одарённых детей в рамках реализации задач инновационной деятельности.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста во многом обуславливается тем, что лишь выяснение закономерностей эмоционального развития и его оптимизация дает возможность формирования социальных эмоций, закладывающих основы нравственного развития ребенка, ключевых качеств его личности. «Оптимизация — 1) Процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) Процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние …», — так объясняется это понятие в «Большом Энциклопедическом словаре» [ 2].
Под эмоциональным развитием дошкольников понимается целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Проблема эмоционального развития дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
На протяжении всего дошкольного детства происходит "воспитание чувств" — они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша — бесспорный психологический факт.
Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал). [1]
Системный кризис, произошедший в общественно-политической жизни России, привел к изменениям механизма регуляции государственных и общественных институтов, отвечающих за процесс социализации и преемственности поколений. Это касается не только характерного для каждого поколения несовпадения вкусов, взглядов, манеры поведения, это относится к духовным основам развития общества.
Таким образом, проблема ценностей, влияющих на формирование и развитие подрастающей молодежи, от которой зависит развитие общества, стала значимой. У нас остался единственный выход — обратиться к «разумному, доброму, вечному», [6] к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Поскольку, очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, обществом, самим собой, реализовать свой потенциал в этом мире.
Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах. Современная модель образования предполагает использование эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе к музыке. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. По мнению Д. Б. Эльконина, ценность феномена детства заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира. В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида.
На протяжении всей истории человечества в системе формирования личности музыка занимала одно из основных мест. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной. Маркетто Падуанский — ученый-музыкант XIII-XIV вв., — высказавший мысль о том, что законы Вселенной – это законы музыки, сумел уловить важную сторону музыки как духовного явления.
Так как элементы музыки обретаются в целом мире, то в свою очередь человек обретает в музыке весь мир. Музыкальное воспитание необходимо рассматривать в качестве одного из основополагающих элементов учебного процесса, поскольку музыкальное искусство издавна служило важнейшим фактором становления личности. Уроки музыки, как уроки нравственности, направлены не на сумму знаний, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.
Современные процессы в обществе, ориентированные на непрерывное профессионально-личностное становление человека, обусловливают актуальность проблемы изучения и исследования перспектив и тех потенциальных возможностей, которыми обладает музыкальное обучение для современного социально-значимого специалиста.
Активное влияние музыкального обучения на развитие социально и профессионально значимых качеств личности подтверждает, что от сегодняшнего решения проблем музыкального воспитания и обучения, будет зависеть не только уровень духовного и эстетического оздоровления современного социума, но и рост общего уровня человеческого профессионализма. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству во многом может и должно опираться на преемственные связи с положительными тенденциями прошлого.
«Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий» — пишет К. В. Тарасова [7]. Об этом же говорит А. Л. Готсдинер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его [4]. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.
Утверждая динамичность музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Необходимы постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Таким образом, для обеспечения эффективного развития творческой, гармонично развитой личности, необходимо организовать образовательную среду, ориентированную на раскрытие и активизацию созидательных, продуктивных сил дошкольника, его способностей и дарований средствами музыкального искусства.
Данная работа будет содействовать самореализации ребёнка, создаст «ситуацию успеха», обеспечит выход на другие сферы деятельности и положительно скажется на результатах общего развития.
В дошкольном учреждении реально создать условия по совершенствованию музыкального образования путём внедрения передовых систем воспитания, использования эффективных технологий, внедрения современных технических средств обучения, обеспечивающих реальность выбора и полное удовлетворение потребностей личности, способствующих оптимизации эмоционально-личностного потенциала воспитанников.
Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждения являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними.
Организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников является технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей.
Методические принципы
1. Одним из основных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии, а не принуждать детей к действиям (пению, игре) .
2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
· Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
· Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
· Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматривает постепенное усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Принцип партнерства является одним из важнейших принципов музыкального воспитания. Важно всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно; говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу, вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Учитывая выше сказанное, музыкальный руководитель все же не может обойтись без специально организованных процедур педагогической диагностики. В наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической практики:
· Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей. Выявить детей со скрытой одаренностью.
· Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания. Так как достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Процесс оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства может оказать большую помощь в полноценном развитии личности ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов и методов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, обогащается чувственная сфера, формируется эвристическое мышление. Комплекс мер по развитию эмоционально-личностной сферы очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Они помогают раскрыть и реализовать их творческий потенциал.
Литература
1. Акмеологический словарь / под общей редакцией А.А. Деркача. – Москва: Издательство РАГС, 2004. – 161 с.
2. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М.Прохорова. — М.: Астрель, 2008.- 1248с.
3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Питер, 2012. – 464с.
4. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер — М., 1993. — 193 с.
5. Метлов, Н.А. Музыка – детям / Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.
6. Серов, В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / В. Серов. — Москва: Локид Пресс, 2005. – 852с.
7. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. — М.: Педагогика, 1988. – 176с.
8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.