Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровь
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках требований ФГОС
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
К основным категориям аномальных детей относятся:
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушением речи (логопаты);
4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения;
8.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития обучающегося определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу(например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем — ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Инклюзия- это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся обучающихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Такая форма обучения не является обязательной для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но в то же время обучение в условиях образовательной интеграции (инклюзии) позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Благодаря инклюзивной форме обучения часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.
В настоящее время образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания указанной системы является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (далее — УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, которые направлены к организации самостоятельной учебной деятельности. Такая разработка УДД в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Основным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития УУД как основной составляющей образования. Изменения в образовании позволят осуществлять в процессе педагогической деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет основные образовательные результаты компетенций: предметные, метапредметные и личностные. В связи с этим, важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Для обучающихся с ОВЗ школа является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов и родителей.
Новый стандарт предусматривает создание образовательных программ обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ, обеспечивающих коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии указанной категории детей, и оказание им помощи в освоении образовательной программы.
Важными аспектами, на которые должно быть обращено внимание при подготовке и реализации выше указанных образовательных программ это:
-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, и определение их особых образовательных потребностей;
-определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ;
-осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ образовательной программы.
При организации занятий по физической культуре для обучающихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, обеспечивающие переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует увеличивать пропорционально в соответствии с возрастающими возможностями ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ позволяет планировать сроки, этапы и основные направления реализации образовательной программы.
Одной из важных составляющих в работе с детьми с ОВЗ является двигательная активность, которая в последнее время стала очень низкой, так как спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.
Это обусловлено накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, гипокинезия (недостаточная двигательная активность) и переедание, что отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, а затем сказывается на состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями, которых нередко опекают взрослые, освобождая их от уроков физической культуры.
Малоподвижный образ жизни и дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям.
Основными причинами несовершенства режима двигательной активности обучающихся во время уроков по физической культуре, в том числе с ОВЗ, можно считать:
-несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям учащегося;
-нерациональное сочетание разных способов организации учащихся во время уроков;
-недостаточное использование приёмов регулирования двигательной активности;
-отсутствие на уроке игровых моментов, новизны, что снижает интерес обучающихся к уроку и их двигательную активность.
Кроме того, не в полной мере педагогом учитываются индивидуальные особенности детей с ОВЗ, их состояние здоровья, настроение, уровень двигательной активности, наличие двигательных навыков.
Создание комфортного микроклимата на уроке, способствует достижению оптимального результата. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций обучающегося.
Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Литература:
1.Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: biblio-online.ru/bcode/416051
2. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев /– 2015г.
3.Авторская программа «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича.М, «Просвещение», 2017 г.
4. Медова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. Томск, 2012. 24 с.
5.Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2016 г.