Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе
Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия
(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)
Всем известно, что ключевое предназначение учителя состоит в воспитании гражданина России. Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к Родине дает смысл жизни… Любовь к своей стране и своему народу — это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач» [3]
Эта мысль отражена и в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Так, в ст. 14 говорится, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности» [1].
В связи с вышесказанным, закон РМ «Об образовании в Республике Мордовия» внес свою поправку: в Мордовии обеспечивается подготовка выпускников образовательных учреждений на уровне не ниже требований государственных образовательных стандартов, в том числе в части их регионального (краевого) компонента.
С 2006 года в учебный план школ введен новый предмет «Эрзянский язык», а одной из главных задач школы является воспитание у подрастающего поколения любви к родной стране и малой родине. И я считаю, что это очень важное введение, т.к. наблюдая за нашими учениками, мы — учителя, приходим к выводу, что происходит смена нравственных ценностей и «угасание» патриотических чувств, вследствие чего недостаточно значимыми стали традиции и обычаи малой родины и даже семьи.
Следует отметить, что введение регионального компонента в школьную программу осуществляется не только включением в учебный план предмета «Эрзянский язык», но и изучением тем, связанных с культурой Мордовского края, по разным предметам.
Наряду с такими предметами, как русский язык, литература, история, огромные возможности в области краеведения у уроков эрзянского языка. Необходимость обучения эрзянскому языку с учетом этнокультурного компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. Отсутствие знаний как той, так и другой является причиной недопонимания, источником конфликтов и Использование этнокультурного компонента на уроках эрзянского языка позволяет помочь учащимся осознать богатство культурного наследия своего региона. Поэтому при изучении каждой темы я стараюсь обращать внимание детей на актуальные факты современной действительности родного края и, конечно же, города Саранска. Использование этнокультурного компонента формирует устойчивый интерес к культуре Мордовского края.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что этнокультурный компонент должен обеспечить освоение школьниками национальной культуры в её единстве с общемировой культурой; воспитание культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «СОШ № 8» г.о. Саранск работа по приобщению обучающихся к мордовским языкам и культуре мордовского народа проводится с 2006 года, и я хочу поделиться своим опытом реализации этнокультурного компонента в обучении эрзянскому языку.
Во-первых, все уроки разработаны в соответствии с Программами по изучению эрзянского языка школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, и использование этнокультурного компонента отражено в моем календарно-тематическом планировании. Например, для изучения во 2 классе включены следующие разделы: «Моя семья», «Мордовская семья», «Мордовский край — край многонациональный», «Наша родина», «Праздники», «Мордовские народные сказки»; в 3 классе — «Мой город Саранск», «Моя малая Родина», «Культурное наследие» и др.; в 4 классе – «Типичная еда моей семьи», «Мордовские народные игры» и др.; в 5 классе – «Погода в Мордовии», «Знакомство с периодической печатью», «Писатели и поэты Мордовии» и др.; в 6 классе – «Праздники мордвы» и др., в 7 классе «Красота эрзянского языка» и т.д.
Основной целью моей работы по реализации этнокультурного компонента является приобщение школьников к эрзянскому языку, культуре мордовского народа в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Наиболее важным я считаю начальный этап работы – знакомство с родителями и изучение их социального состава, настроя и ожиданий от изучения эрзянского языка. Для этого проводятся анкетирование и индивидуальные беседы. Все это помогает наладить контакт, правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, что является немаловажным в обучении национальным языкам нашей республики. В дальнейшем родители становятся активными участниками образовательно-воспитательного процесса. Так, родители учащихся 5-го класса помогли мне в оформлении кабинета эрзянского языка. Был создан национальный уголок, где размещены куклы в национальной одежде, государственная символика, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д. (слайд 1). Кроме того, на каждом уроке я создаю и использую «Мини-музеи национального быта», где дети, в зависимости от темы и цели урока, получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы мордовского быта, изделия старины и т.д.
При обучении эрзянскому языку наиболее эффективной я считаю технологию языкового погружения. Так, в кабинете создана развивающая среда, стимулирующая общение на эрзянском языке: стенд «Эрзянь келесь теке сэнь менелесь»; портреты писателей Мордовии; государственная символика, названия к экспонатам, демонстрационно-дидактические материалы на эрзянском языке и т.д. (слайд 1)
Обучению эрзянскому языку и народной культуре способствуют электронные образовательные ресурсы, которые всё активнее внедряются в образовательный процесс. Так, при проведении занятий я использую мультимедийные презентации, видеоролики, фильмы о городах и селах Республики Мордовия, мультипликационные фильмы, интерактивные тесты, электронные тест — тренажеры и т.п. (слайд 1).
Особо хочется подчеркнуть проектную деятельность обучающихся по таким темам этнокультурного компонента, как «Мой город сегодня» (альбом фотографий с различными видами г. Саранск), «Мой город завтра» (проект города будущего), «Добро пожаловать в г. Саранск» (путеводитель для туристов), «Животный мир мордовского края» и др. Всё это способствует овладению учащимся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитию способностей школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
В рамках реализации этнокультурного компонента не менее важным является развитие культуроведческой компетенции. Поэтому в своей работе я активно внедряю направление, условно называемое «Мир Мордовии», которое направлено на ознакомление с культурой, природой родного края, растительным и животным миром Республики Мордовия. Дети с удовольствием выполняют различные творческие задания: разгадывают и сами составляют кроссворды, шарады и ребусы; сочиняют и отгадывают загадки; представляют пейзажные зарисовки; рисуют иллюстрации к мордовским сказкам; создают презентации о родном крае и городе; демонстрируют мастерство национальной вышивки, бисероплетения, резьбы по дереву и т.д. (слайд 3)
Указанные формы работы по реализации этнокультурного компонента мы активно используем в факультативной работе. Факультатив «Родники народной мудрости» ведётся с 2013 года, и в рамках этого факультатива дети развивают свой кругозор, углубляют знания о родном крае, языке и культуре мордовского народа (слайд 4).
Уверена, что внеклассные мероприятия — огромное поле деятельности для использования этнокультурного компонента. Дети в восторге от таких мероприятий, как «День урожая и День благодарения: история и традиции», литературная гостиная «Писатели и поэты Мордовии», встречи с известными спортсменами Мордовии. Просмотр фильмов о Саранске на эрзянском языке
Я стараюсь воспитывать любовь к эрзянскому языку и культуре не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но даже и на переменах, где я провожу с детьми познавательные беседы, провожу игры. Например, дети с удовольствием играют в такие игры, как «Чакшкесэ (Горшочки)», «Саразкесэ (Курочки)» и т.п. (слайд 5).
Мы участвуем во всех праздниках нашей республики, особенно в народных (Инечи – Пасха, Роштова – Рождество, Мастя – Масленица и т.д.). Каждый год проводим мероприятия, посвященные Международному дню родного языка, 21 февраля. Учитывая, что наша республика является многонациональной, в таких мероприятиях одинаково чествуются русский, мордовские, татарский языки, а также языки и культура других народов, проживающих на территории Мордовии. И, конечно, особо празднуется День мордовских языков 16 апреля (слайд 6).
В рамках реализации этнокультурного компонента мы проводим различные экскурсии и целевые прогулки. Так, ежегодно посещаем Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (слайд 7), национальный краеведческий музей и другие музеи республики (слайд 8).
Кроме того, мы посещаем театры, этнокультурные центры, различные выставки (слайд 1), являемся активными читателями библиотек г. Саранска и участвуем во многих мероприятиях, проводимых на их базе. Особенно часто посещаем библиотеку им. К. Чуковского (слайд 1).
Хочу отметить активную совместную деятельность детей и родителей, при помощи которых я сама часто организовываю различные выставки. Например, выставку семейных фотографий «Монь раськем» (Моя семья), книжную выставку «Моя Мордовия», выставку рисунков и поделок и т.д. (слайд 1).
Учащиеся должны не просто знать эрзянский язык, они должны уметь применять полученные знания на практике, составлять краеведческие маршруты, пользуясь картой города; рассказать о памятниках города, его достопримечательностях. В дальнейшем мы планируем выпустить небольшой путеводитель для туристов по городу Саранску. А также у ребят есть желание написать книгу о выдающихся жителях республики Мордовия.
Таким образом, целостный смысл изучения истории, культуры, достопримечательностей Мордовского края через эрзянский язык заключается в воспитании нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю, городу посредством языка, что может стать мотивирующим началом в выборе профессии и специальностей, непосредственно связанных с изучением и развитием городского округа Саранск и Республики Мордовия.
В целях обмена опытом работы на базе нашей школы ежегодно проводятся обучающие семинары для учителей города, республики и мордовской диаспоры, участником которых я непременно являюсь (слайд 1).
Я люблю свою малую родину, горжусь, что живу в таком богатом во всех смыслах крае и стараюсь, чтобы мои ученики чувствовали такие же теплые чувства к своей малой родине. Изучение родного края на эрзянском языке воспитывает гордость и интерес, любовь и патриотизм. Осваивать мир нужно с близкого — малой родины, затем страны, и исходя из этого смотреть на весь мир.