РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ФИЗИКА» 7 КЛАСС.

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ФИЗИКА» 7КЛАСС.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Обоснование актуальности курса.

1.2. Ведущая идея курса.

1.3. Задачи обучения физики.

1.4. Цели обучения физики.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

3. НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМЫ.

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ (описание частей программы, их объем и взаимосвязь).

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

6.СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

6.1. Оценка устных ответов учащихся.

6.2. Оценка письменных контрольных работ.

6.3. Оценка лабораторных работ.

7.ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК.

7.1. Грубые ошибки.

7.2. Негрубые ошибки.

7.3. Недочеты.

8. ЛИТЕРАТУРА.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Обоснование актуальности курса.

Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систематизацию знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

 

Знания физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической культуры, географии, технологии, ОБЖ..

1.2.  Ведущая идея курса.

 Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьника в процессе изучения физики на базовом уровне следует уделять внимание не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требования от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.

Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7 классе, авторской программой  А.В. Перышкина и в соответствии с выбранным  учебником:

А.В. Перышкин  Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.

 

1.3. Задачи обучения физики в 7 классе.

В задачи обучения физики входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

 

 

При преподавании используются:

 

  • проектно-исследовательская деятельность, уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
  • лабораторные и практические занятия – 10
  • контрольные работы – 6
  • срезы знаний в виде самостоятельных работ и тестов, а также кроссвордов;
  • применение мультимедийного материала;
  • решение экспериментальных задач.

 

1.4. Цели  обучения физики.
  
  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

(требования к уровню подготовки учащихся)

          В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:
 

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

 

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

 

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

 

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №4 2008 г.)
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 

 

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 (описание частей программы, их объем и взаимосвязь)

 

Чет-

верти

Содержание программы

Кол.

часов

№ лаб.раб

Самост.

Раб.

Контр.

раб.

I

1.Введение

2.Первоначальные сведения о строении вещества.

3.Взаимодействие тел.

4

6

 

20(7)

№ 1

№ 2

 

№№ 3,4,5.

 

1

 

 

    

2

II

3.Взаимодействие тел.

20(13)

№ 6

 

1

III

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23

№№ 7,8

 

2

IV

5.Работа и мощность.

   Энергия.

6. Повторение

12

 

3

№№ 9,10

 

1

 

1

Всего:

 

68

10

 

7

I.ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

 

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Школьный компонент

Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.

Взаимосвязь природы и человеческого общества.

 

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч.)

 

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Школьный компонент

Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду города Саранска

 

III.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. (20 ч.)

 

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

 Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Вредное трение и проблема энергоснабжения.

 

IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. (23 ч)

 

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

 

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Школьный компонент

Водоисточники, качество питьевой воды.

Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.

 

V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ.ЭНЕРГИЯ. (12 часов.)

 

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент

Экологическая безопасность различных механизмов.

Использование энергии рек и ветра.

 

VI. ПОВТОРЕНИЕ.(3 часа)

 


 

 5.   Тематическое планирование. 7 класс – 2 часа в неделю.

 

месяц

№ урока

 

Тема урока

 

Тип урока

Требования куровню

ПОДГОТОВКИ

обучающихся

 

Средства обучения, наглядность

 

        Д/з

Примечание

                                    Сентябрь

 

 

Тема1. Введение(4ч.)

 

 

 

 

 

1/1

Вводный инструктаж по  ТБ.

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

изучение нового материала

 

 

Знать:смыслпоня­тия«вещество».

таблица;

шарик, лампочка, маятник, линза;

презентация

§1-3; вопросы

 

 

 

и т

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность вычислений.       

изучение нового материала

Уметь:     использо­вать     физические приборыиизмери­тельныеинструмен­ты

 

таблица

§4,5;  вопросы;

задание 1

 

3/3

Инструктаж по  ТБ.

Л. р. № 1 « Определение цены деления измерительного прибора ».

урок-практикум

дляизмерения физических    вели­чин. Выражатьрезульта­тывСИ

 

таблица;

мензурка, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды

§1-5; вопросы; упр. 1;          §6(читать)

 

4/4

Физика и техника.

комбинированный

 

таблица

§1-6; написать сочинение «Зачем нам нужна физика?»

 

 

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч.)   

 

 

 

 

 

5/1

Строение вещества. Молекулы.

изучение нового материала

 

таблица; штатив с кольцом, шарик на нити, синяя гуашь, стакан с водой

§7,8; вопросы;

 

 

 

6/2

Инструктаж по  ТБ.Л. р. № 2 « Измерение размеров малых тел ».

урок-практикум

Знать:смыслпоня­тий: вещество, взаи­модействие,     атом (молекула).

линейка, дробь(горох), иголка

§7-9

 

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых тел

изучение нового материала

Уметь:описыватьи объяснять   физиче­скоеявление: диф­фузия

 

таблица

§9, вопросы;

задание 2

 

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

изучение нового материала

 

сосуд с водой, стеклянная пластина, пружина

§10; вопросы;

упр. 2

 

 

9/5

Три состояния вещества.

комбинированный

 

таблица; кроссворд

§11,12; вопросы; задание 3

 

Октябрь

10/6

Самостоятельная работа «Первоначальные сведения о строении вещества»

проверка знаний и умений

 

карточки

§1-12

 

 

Тема 3. Взаимодействие тел (20ч.)

 

 

 

 

 

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

изучение нового материала

Знать:

— явлениеинерции, физический   закон, взаимодействие;

 -   смысл   понятий:путь, скорость, мас­са, плотность.

шарик, нить, мел, линейка;

таблица;

презентация

§13,14; вопросы; задание 4, упр. 3

 

 

 

и т

12/2

Скорость. Единицы скорости.

комбинированный

Уметь:

  — описыватьиобъ­яснятьравномерное прямолинейноедви­жение;

таблица

§15; вопросы;

упр. 4(3,4,5)

 

13/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

комбинированный

— использоватьфи­зические    приборы дляизмеренияпути,

времени,      массы, силы;

— выявлятьзависи­мость: путиотрас­стояния, скоростиот времени,  силы  от скорости;

— выражатьвеличи­нывСИ

сборник задач(Л)

§16; вопросы;

упр. 5(1,5)

 

14/4

Инерция. Взаимодействие тел.   

комбинированный

Знать,   что   мерой любого  взаимодей­ствиятелявляется сила.

Уметь:     приводить примеры

 

таблица;

наклонная плоскость, песок, тележка, металлическая пластина, нить

§17,18; вопросы;

№158,159,163

(Лукашик)

 

15/5

Контрольная работа №1 «Скорость. Инерция.»

проверка знаний и умений

Уметь:воспроизво­дитьинаходить физическиевеличи­ны: скорость, путь, время

карточки

№158,159,163

           (Лукашик)

 

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тел на весах.

комбинированный

Знать:

— определение массы;

  — единицымасс.

Уметь:   воспроизве­сти   или   написать формулу

тележка, металлическая пластина, нить, весы;

презентация

§19,20; вопросы;

упр. 6(2)

 

и т

17/7

Инструктаж по  ТБ.

Л. р. № 3 « Измерение массы тела на рычажных весах ».

урок-практикум

Уметь:работатьс приборамиприна­хождении      массы тела

весы, несколько небольших тел разной массы

§19,20; упр. 6(3)

 

18/8

Инструктаж по  ТБ.

Л. р. № 4 « Измерение объёма тел ».

         Плотность вещества.           

комбинированный

Уметь:работатьс приборами(мензур­ка)

Знать: определение плотности   вещест­ва, формулу.

Уметь:  работать  с физическимивели­чинами, входящими вданнуюформулу

мензурка, тела неправильной формы, нитки

§21; упр. 7(4,5)

 

19/9

Инструктаж по  ТБ.

Л. р. № 5 « Определение плотности вещества твёрдого тела ».

урок-практикум

Уметь:работатьс приборами(мензур­ка, весы)

весы, мензурка, твёрдое тело, плотность которого надо определить, нитка

§21; упр. 7(3)

 

Ноябрь

20/10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

комбинированный

Уметь: работать с физическими величинами, входящими вформулунахож­дениямассывеще­ства

сборник задач(Л)

§22; упр. 8(1-3)

 

21/11

Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества.»

обобщение и систематизация знаний

Уметь: — работатьсфизи­ческими  величина­ми,   входящими   в формулу   нахожде­ниямассывещест­ва;

  — работатьсприбо­рами

сборник задач(Л)

№220,228

   (Лукашик)

 

22/12

Контрольная работа №2  «Плотность вещества»

проверка знаний и умений

Уметь:воспроизво­дитьинаходить физическиевеличи­ны: масса, плот­ность, объемвеще­ства

карточки

§19-22

 

 

23/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

изучение нового материала

Знать:определение силы, единицыее измеренияиобо­значения

магнит, шарик, металлический цилиндр, линейка, два бруска; кроссворд

§23,24; вопросы;

 

24/14

Сила упругости. Закон Гука.

изучение нового материала

Знать: определение силыупругости.

 Уметь: схематически изобразитьточкуее приложенияктелу

штатив, груз, металлический цилиндр, линейка, два бруска

§25; вопросы;

 

25/15

Вес тела.

изучение нового материала

Знать: определение силывес тела.

 Уметь: схематически изобразитьточкуее приложенияктелу

металлический цилиндр, линейка, два бруска

§26; вопросы

 

Декабрь

26/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

изучение нового материала

Отработкаформулы зависимостимежду силойимассойтела

 

§27; вопросы;

упр. 9(2,3)

 

27/17

Динамометр.

Инструктаж по  ТБ.

Л. р. № 6 « Градуирование пружины и измерение сил динамометра ».

комбинированный

Уметь:работатьс физическимипри­борами. Градуированиешкалыпри­бора

динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом

§28; вопросы;

упр. 10(2,3)

 

 

28/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

комбинированный

Уметь:составлять схемывекторов сил, действующих натело; рабо­тать с чертеж­ными  инстру­ментами (линейка, треугольник)

сборник задач(Л)

§29; вопросы;

<p align=«cente
3606
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!