Открытый урок математики в малокомплектной школе
Тема: «Числа 8 и 9. Письмо цифры 9»
УМК «Школа России»
Цель:
· ознакомление обучающихся с составом чисел 8 и 9, научить писать цифру 9.
· развитие умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10
· воспитание активности, самостоятельности на уроке
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел 8 и 9 в натуральном ряду; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД: слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные: внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, адекватно воспринимать оценку учителя.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: здоровьесберегающие, разноуровневого обучения
Форма проведения урока: беседа, работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа), частично-исследовательский (работа в парах).
Оборудование: раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, устный счет.
Ход урока
I. Орг. момент.
Раз, два, три, четыре, пять.
Урок начинается опять
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
5 — … = 3
6 — … = 5
3 + 1 = …
7 — … = 2
… — 4 = 1
… — 2 = 5
5 □ 6
4 □ 5
3 □ 2
8 □ 6
4 + 2 □ 3
7 – 1 □ 8
2) Устный счет:
а)- На кустике сидело 2 жучка, прилетело ещё 2. Сколько стало?
— На полянке играло 4 зайчика, к ним прискакало ещё 2 зайца. Сколько теперь зайцев на полянке?
— На дереве сидело 7 синиц, к ним прилетела ещё синица. Сколько стало синиц?
— На льдине было 6 пингвинов, 3 ушло. Сколько осталось пингвинов?
б) решение задачи в стихах
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Четыре краски есть у Сани.
Одна — у маленького брата.
Все краски посчитайте сами.
Ну, постарайтесь – ка, ребята!
Шесть грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принёс?
В карманах у Нины
Лежали мандарины:
В левом – пять, а в правом – два.
Три штуки Нина отдала.
Сколько мандаринов
Осталось у Нины?
Ветер дунул, лист упал, и ещё один сорвал.
А потом упало пять. Кто их может сосчитать?
3) Игра «Кто быстрее»
На доске ряд чисел от 1 до 9. У доски два человека. Учитель называет пример, дети должны как можно быстрее показать указкой ответ.
7-3
5-1
3-3
3+4
2+1
2+3
8-1
9-1
7-3
5-1
3-3
3+4
2+1
2+3
8-1
9-1
Физминутка
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок,
Положили в кузовок.
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
III. Формирование новых знаний.
1) Фронтальный опрос
· Положите 7 синих квадратов, а рядом – 1 красный. Сколько стало квадратов? (8)
· Запишите, в тетради как получили число 8? (7+1=8)
· Было 7 квадратов, стало 8. Стало больше или меньше? На сколько?
· Что больше: 7 или 8? Как это записать? (8>7)
· Всего 8 квадратов, из них 1 красный. Сколько синих? (7)
· Запишите как получили число 7.
· (8-1=7)
· Что меньше: 7 или 8? Как это записать? (7<8)
· Положите 8 желтых кругов, рядом положите 1 зелёный круг. Сколько стало кругов? (9.)
· Запишите, как получили число 9.
· (8 + 1 = 9.)
· Назовите тему урока.
2) Работа с учебником
Рассмотрите геометрические фигуры на с. 58. Что общего у фигур слева? (Это треугольники.)
· Докажите, что это треугольники. (У них 3угла и 3 стороны.)
· Объясните, что означают записи под треугольниками. (7+1 = 8— синих треугольников 7, красный треугольник 1. Всего 8треугольников. 8— 1 = 7—из 8 треугольников 1 красный. Синих треугольников 7.)
· Какие знаки нужно вписать в круги? (8 > 7, 7 < 8.)
· Что общего у фигур справа? (Это четырехугольники.)
· Докажите, что это четырехугольники. (У них 4угла и 4 стороны.)
· Объясните, что означают записи под четырехугольниками. (8+1=9— синих четырехугольников 8, красный четырехугольник 1. Всего 9 четырехугольников. 9-1=8— из 9четырехугольников 1 красный. Синих четырехугольников 8.)
· Какие знаки нужно вписать в круги? (9 > 8, 8 < 9.)
3) Работа в парах
Заполнить таблицу «Состав чисела 9»
9
1
3
7
5
1) Работа в тетради с печатной основой
Коллективный разбор.
— Откройте тетрадь на с. 22. Соедините числа по порядку. (Выполнение по образцу. Проверка у слабых обучающихся.) А сейчас будем учиться писать цифру 9. Разомнём сначала наши пальчики (Дети упражняются с колечками)
Цифр 9 — это есть
Перевернутая 6.
Наверху рисуй кружок,
Вниз — дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
Да не делай уголка.
У девятки нет углов:
Круг, дуга — и знак готов!
2) Самостоятельная работа
· Обвод цифры по клеточкам.
· Дописывание цифры до конца строчки.
Запись пропущенных цифр.
4.Закрепление изученного материала.
1) Работа с учебником
(Самостоятельное выполнение задания на полях (с. 58). Взаимопроверка.)
· Сравните отрезки. (Синий отрезок длиннее фиолетового, так как 7мерок больше, чем 6 мерок. Длину зеленого отрезка мы не знаем, поэтому его нельзя сравнить с другими отрезками.)
2) Рассматривание рисунков на с. 58, 59.
3) Подбор записей к правому и левому рисунку.
4) Составление записей к правому и левому рисунку.
(Дети делают записи на полосках и магнитами прикрепляют их к доске.
При проверке дети сигналят.)
3) Игра «Не разорви цепочку»
(Обучающиеся по цепочке называют многоугольники.)
4) Работа в парах
— Рассматривание рисунка ниже.
Определение количества пойманных рыб рыбаком.
5. Итого урока.
— Что нового вы сегодня для себя открыли?
— Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
6. Рефлексия.
-Посигнальте солнышком те, кто считает что справился с поставленной целью?
-Проверим себя и оценим свои достижения
-хорошее настроение, работал активно, не допускал ошибок.
-был активен, но иногда допускал ошибки
-тема была непонятна.требуется помощь учителя
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 9».
Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием; закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты:
· познавательные:
· ПОЗНАКОМИТЬ СТАБЛИЧНЫМИ СЛУЧАЯМИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ НА 9
· активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся;
· предметные:
· ЗНАКОМСТВО и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления,
· усвоение и систематизация понятий: компоненты действий, периметр, площадь
· регулятивные УУД:
· действовать по плану и планировать свои учебные действия;
· адекватно оценивать свои достижения,
· осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, прогнозировать результат;
· Воспитывающие:
· коммуникативные:
· воспитывать умение обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
· воспитывать умение слушать и вступать в диалог
· воспитывать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
· воспитывать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
· личностные:
· воспитывать умение выделять нравственный аспект поведения
· воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу
· воспитывать способность к самооценке;
· способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование коммуникативных навыков.
· Развивающие:
· познавательные УУД:
· искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
· развивать речь, мышление, математические способности, внимание, умение выполнять операции анализа, синтеза;
· способность делать выводы на основе наблюдений и закономерностей;
· коммуникативные УУД:
· участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; умение работать в группах, анализировать;
· личностные УУД:
· формировать у младших школьников учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи,
· развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим.
· Предметные результаты:
· -учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею;
· -решать задачи изученных видов
· -осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;
· -слушать других и принимать новую точку зрения
Тип урока – изучение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, в группах, фронтальная, индивидуальная работа.
Ход урока
I. Орг. момент.
Раз, два, три, четыре, пять.
Урок начинается опять
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
Арифметический диктант
1.Я задумала число, если его умножить на 9, то получится 36. Какое число я задумала?
2.Во сколько раз 32 больше. чем 4 ?
3 На сколько единиц 40 больше, чем 32 ?
4 произведение 4и5 уменьшить в 10 раз.
5 Частное 54и 9 увеличить в 2 раза.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
на доске 1. Расставь порядок действий и найди значения числовых выражений
36: (11-2)*7=
34+9*4=
47-49:7+30=
2.Вырази в крупных и мелких единицах длины:
4м9дм=. дм
5см7мм=. мм
67см=.дм.см
36мм=.см.мм
3.Реши уравнение86-х=15
( За компьютером –табличные случаи на 7)
(Задание повышенной сложности с.65, №5)
3) Взаимопроверка.
_ Обменяйтесь тетрадями проверьте по образцу на доске ( 4, 8. 8. 2. 12)
-Права ли я утверждая, что эти все числа чётные ?
-Посигнальте, кто без ошибок-солнышко, тучка-есть ошибка.
Физминутка
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок,
Положили в кузовок.
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
III. Формирование новых знаний.
1) Работа по учебнику с. 65.
А) Чтение цели и задач урока.
2) Работа в тетради.
А) Составление таблицы умножения с числом 9.
Б) Составление таблицы умножения с опорой на переместительное свойство умножения.
В) Составление таблицы деления с опорой на связь умножения и деления.
Г) самопроверка, самооценка
солнышко сигналят те, кто справился без ошибок)
4.Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику.
(Самостоятельная работа по вариантам).
1 вариант – 1 строка.
2 вариант – 2 строка.
2) Самопроверка. (На обратной стороне доски записаны правильные ответы к примерам).
(Показывают сигналы).
5. Итого урока.
— Что нового вы сегодня для себя открыли?
-Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
6. Рефлексия.
-Посигнальте солнышком те, кто считает что справился с поставленной целью?
-хорошее настроение, работал активно, не допускал ошибок.
-был активен, но иногда допускал ошибки
-тема была непонятна.требуется помощь учителя