Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия»;
· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· санитарно-эпидемиологический требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
· примерных основных образовательных программам начального и основного общего образования, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренных Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
· примерной программы по русскому языку, авторской программы к УМК «Школа России» Канакина В.П. Горецкий В. Г. Русский язык: Рабочие программы: 1-4 классы — М.: Просвещение, 2012г.
Используемый учебник: УМК «Русский язык», 2 класс. В 2 ч Канакина В. П.,
Горецкий В. Г. и др.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющем и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение Социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
б. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств её осуществления
2. Формирование умения планировать контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации.
б. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических. лексических, грамматических, орфографических. пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетанями жи—ши, ча—ща, чу—щу, а также чк, чн, чт, нч, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове ванна, класс), формируется навык написания слов с разделительным мягким знаком (ь).
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Даётся первое представление об орфограмме, проверяемых и непроверяемых орфограммах. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идёт обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи (магазин, звонить, повторить взяли - взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий:
— ситаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения);
— словобразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова);
— морфологических (части речи: имя существительное, имя прилагателъное, глагол, местоимение, предлог).
Учашимся даётся общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями.
Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, её видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведётся наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространённые и нераспространённые), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определённой теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведётся наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарём синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя).
Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых:
— передаётся сообщение на определенную тему (повествовательный текст);
— описывается предмет либо его части (описательный текст);
— доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение);
развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определённого типа под руководством учителя.
Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст- диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе программы, который включает:
Тематическое планирование по русскому языку к учебнику:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. В 2 ч.
М. « Просвещение», 2012.
Тематическое планирование по русскому языку
2 класс ( 136ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Наша речь (3 ч)
Виды речи (2 ч)
Знакомство с учебником.
Язык и речь, их значение в жизни людей.
Родной язык, его значение в жизни людей.
Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения.
Виды речевой деятельности человека.
Речь устная. письменная, внутренняя (речь про себя). характеристика человека по его речи.
Требования к речи.
Диалог и монолог (1 ч)
Речь диалогическая и монологическая
Развивать познавательный интерес к происхождению слов.
*Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте)
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при анализе текстов).
Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».
Отличать диалогическую речь от монологической.
Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.
Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог.
Составлять по рисункам диалог и монолог.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Текст (4ч)
Текст (2 ч)
Признаки текста: целостность связность, законченность.
Тема и главная мысль текста.
Заглавие.
Части текста (2 ч)
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Воспроизведение прочитанного текста.
Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.
*Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка)
Отличать текст от других записей по его признакам.
Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.
Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.
Предложение (10 ч)
Предложение (3 ч)
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.
Знаки препинания конца предложения (точка. вопросительный. восклицательный знаки).
Члены предложения (7 ч)
Главные члены предложения (основа).
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Подлежащее и сказуемое главные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Связь слов в предложении.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины
И. С. Остроухова «Золотая осень».
Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины Художника И. С. Остроухова
(в Картинной галерее учебника).
*Слова с непроверяемым написанцем: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня.
Проверочная работа
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Составлять предложения из слов.
Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.
Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
Различать распространённое
(с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.
Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
Рассматривать репродукцию картины
И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.
Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Слова, слова, слова… (14 ч)
Слово и его значение (4 ч)
Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
Работа с толковым и орфографическим словарями.
Синонимы и антонимы (4 ч)
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов.
*Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
Однокоренные слова (4 ч)
Родственные (однокоренные) слова.
Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных ) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарем однокоренных слов учебника.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
*Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Слог. Ударение. Перенос слова (6ч) (повторение и углубление представлений)
Слог как минимальная произносительная единица.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
*Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник. коль-цо, суб-бота, чай-ка).
*Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда.
Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника).
Проверочная работа.
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам
Определять значение слова по толковому словарю.
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова.
Классифицировать слова по тематическим группам.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.
Работать с толковым и орфографическим словарями.
Создавать в воображении яркие словесные образы. рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.
Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.
Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.
Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.
Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Группировать однокоренные слова с разными корнями.
Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
Работать с памяткой «Как найти корень слова».
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
Работать со словарём однокоренных слов учебника.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.
Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.
Составлять простейшие слогоударные модели слов.
Находить слова по заданной модели.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним
слова.
Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.
Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.
Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам.
Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам
Звуки и буквы (51 ч)
Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений) (1 ч)
Различие звуков и букв.
Звуки и их обозначение буквами на письме.
Условные звуковые обозначения слов.
Замена звука буквой и наоборот.
Русский алфавит, или Азбука (3 ч)
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Употребление прописной (заглавной) буквы.
Использование алфавита при работе со словарями.
*Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.
Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. («Странички для любознательных»).
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Проверочная работа.
Гласные звуки (2 ч) (повторение и обобщение представлений)
Признаки гласного звука.
Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы. обозначающие гласные звуки.
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’I и последующий гласный звук.
Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.
Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч)
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). *Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.
Проверочный диктант.
Развитие речи.
Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.
Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Согласные звуки (1 ч) (повторение в углубление представлений)
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
*Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный).
Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь.
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.
Согласный звук [й’] и буква «и краткое» (1 ч)
*Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).
Слова с удвоенными согласными (2 ч)
Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
*Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний,).
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 ч)
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника.
Мягкий знак (ь) (3 ч)
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
*Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки.
Развитие на основе текстов учебника положятельных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости.
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч).
Буквосочетания чк, чп, чт, щн, нч (4 ч)
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).
Правописание сочетаний чк, чп, чт, щи, нч.
*Слова с непроверяемым написанием: тарелка.
Развитие речи. Работа с текстом.
Буквосочетания жи-щи, ча-ща, чу-щу
(4 ч).
Правописание буквосочетаний жи—щи, ча— ща, чу—щу.
*Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.
Проверочный диктант.
Развитие речи. Работа с предложением и текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч)
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 ч)
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов. определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
*Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог.
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч)
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и пар- ных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.
Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы).
Проверочный диктант.
Развитие речи. Составление поэдравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.
Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч)
Использование на письме разделительного мягкого знака.
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.
Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
*Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.
Проверочная работа
Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные). анализировать их.
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.
Работать с памяткой «Алфавит».
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Использовать знание алфавита при работе со словарями.
Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.
Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.
Работать со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.)
Составлять рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).
Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.
Правильно произносить гласные звуки.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».
Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.
Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.
Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка
(о букве э).
Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.
Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.
Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава травы,, травка).
Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.
Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Находить в слове согласные звуки.
Правильно произносить согласные звуки.
Различать согласные звуки в буквы, обозначающие согласные звуки.
Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».
Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений.
Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.
Различать согласный звук [й’I и гласный звук [и].
Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’].
Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).
Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.
Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).
Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и
опорным словам, записывать составленный рассказ.
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и неп?