Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия»;
· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· санитарно-эпидемиологический требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
· примерных основных образовательных программам начального и основного общего образования, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренных Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
· примерной программы по литературному чтению, авторской программы к УМК «Школа России»Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы — М.: Просвещение, 2012г.
Используемый учебник: УМК «Окружающий мир», 2 класс. В 2 ч. Плешаков А. А.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционнально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее зффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
б) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел программы
Количество часов
Из них
Практические
работы
Экскурсии
Проверочные
работы
Проекты
Где мы живём?
Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна — Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Где мы живём?
4
1
Проект «Родной город»
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца, слюды; определение растений с помощью атласа-определителя; освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями
20
5
1
1
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
Жизнь города и села
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: наблюдение зимних явлений природе
10
1
1
Проект «Профессии»
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
9
1
1
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)
7
1
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
18
2
1
1
Проект
«Города России»
Проект
«Страны мира»
Итого:
68
8
3
6
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (68 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Раздел «Где мы живём?» (4 ч)
Родная страна
Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык
Город и село. Проект «Родной город (село)» Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село).
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Природа и рукотворный мир
Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру
Наш адрес в мире
Вселенная. Звёзды и планеты. Земля — одна из планет. Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна — одна из стран мира, родной дом многих народов. Разнообразие городов и сёл России. Наш город (село), родной край — наша малая родина
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
— различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
— анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;
— работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
— сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
— работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;
— работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;
рассказывать о своём доме по плану;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— распределять обязанности по выполнению проекта;
— подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;
— собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования
— оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
— проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
— ухаживать за памятниками;
— помогать взрослым в благоустройстве;
— проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;
оценить свои достижения в реализации проекта
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
— приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;
— работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему:
— обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— определять свой «адрес в мире»;
— работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира;
— сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества;
— называть свой домашний адрес;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— выполнять тестовые задания учебника;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Раздел «Природа» (20 ч)
Неживая и живая природа
Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между не- живой и живой природой
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
— классифицировать объекты природы по существенным признакам;
— различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;
— Приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;
— работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
— устанавливать связи между живой и неживой природой;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Явления природы
Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
— приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
— анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;
— рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что такое погода
Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
— характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
— приводить примеры погодных явлений
(дождь, гроза, метель и др.);
— работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;
— сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
— работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»
использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи
В гости к осени (экскурсия)
Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе
— Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;
— наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
— определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе);
— оценивать результаты своих достижении на экскурсии
В гости к осени (урок)
Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
— сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были
сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека:
— работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Звёздное небо
Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— находить на рисунке знакомые созвездия
— сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;
— моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея:
— знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку:
— работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Заглянем в кладовые земли
Горные породы и минералы. Гранит и его состав
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
— различать горные породы и минералы;
— работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;
— читать и обсуждать отрывок из книги
А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Про воздух и про воду (2 ч)
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.
Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека
— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить:
— рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
— работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
— описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
— наблюдать небо за окном и рассказывать
о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
— работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае;
наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Какие бывают растения
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— устанавливать по схеме различия между группами растений:
— работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
— приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
— определять растения с помощью атласа-опрелелителя;
— оценивать эстетическое воздействие растений на человека;
— работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений:
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Какие бывают животные
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
— работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;
— сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Невидимые нити
Связи в природе, между природой и человеком.
Необходимость сохранения «невидимых» нитей
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
— работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
— читать и обсуждать стихотворение
Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Дикорастущие и культурные растения
Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию
— работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений: — — — классифицировать культурные растения по определённым признакам
— находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;
— сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Дикие и домашние животные
дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль
и коррекцию;
— работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать
о значении домашних животных и уходе за ними;
— находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы>;
— сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору):
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Комнатные растения
Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
— работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них:
— оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
— практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией:
— формулировать выводы из изученного материала.
Животные живого уголка
Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними:
— работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;
— рассказывать о своём отношении к
животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы:
— практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; -- характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Про кошек и собак
Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными.
Ответственное отношение к содержанию
домашних питомцев.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;
— приводить примеры пород собак с
атласа-определителя;
— обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
— работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца. извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Красная книга
Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок. лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных
— Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
— работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
— работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
— работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообшение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Будь природе другом!
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе. рассказывать о них;
— знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;
читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполнению
проекта;
— извлекать информацию из различных источников;
— готовить рисунки и фотографии (слайды
мультимедийной презентации);
— составлять собственную Красную книгу;
— презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;
— оценивать свои достижения в выполнении проекта
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
— Выполнять тестовые задания учебника;
— оценивать правильность/не правильность
предложенных ответов;
— оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Раздел « Жизнь города и села» (10 ч)
Что такое экономика
Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
— работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;
— читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников
— определять по фотографии деньги разных стран;
— работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Из чего что сделано
Использование природных материалов для
изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осу