Моделирование и техническое конструирование как фактор развития дошкольника
Мыслительная и практическая деятельность при моделировании и техническом конструировании детей направлена на то, чтобы сделать определенный предмет. При моделировании он повторяет определенный объект, при техническом конструировании несет в себе элемент новизны. Моделирование — конструирование по образцу, условиям или схемам.
В основе конструирования по образцу лежит подражательная деятельность, что является важным обучающим этапом.
При моделировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, построить через реку мост определенной ширины). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно.
Большую возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования дает конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В процессе моделирования у детей формируется умение анализировать образец, условия или чертеж и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Это способствует развитию у детей образного мышления – моделирующего познавательного действия, которое состоит из операций замещения, пространственного объединения заместителей в целостное образование, и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения.
Детское техническое конструирование предполагает создание ребенком самостоятельно задуманного им объекта из деталей конструкторов, строительных материалов, подручных средств. Это способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Он строит свой собственный неповторимый мир. Создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы в этом возрасте неустойчивы и часто меняются.
Вопрос о развитии конструктивно-модельной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.
Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность, в других — как вид знаково-символической деятельности. Моделирующий характер детской конструктивной деятельности, в ходе которой из деталей строительного материала воспроизводятся общий вид и некоторые функциональные особенности реальных объектов в виде предметной модели, обеспечивает развитие внутренних форм наглядного моделирования и формирование модельных представлений.
Чтобы содействовать развитию ребенка через использование моделирования и технического конструирования, необходимо создать в дошкольном учреждении соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Первостепенную роль в ней должны иметь различные конструктивные и строительные материалы. Сегодня существует огромное количество конструкторов. Они отличаются материалами, из которых изготавливаются, и способами соединения.
Виды конструкторов по способам крепления:
- Конструкторы без крепления: кубики, кирпичики, блочные строительные наборы, состоящие из разных объемных геометрических фигур.
- Строительные наборы для построек из «бревен»: детали скрепляются между собой как при настоящем создании срубов по принципу вкладывания (вырезанные в «бревнах» пазы вставляются друг в друга).
- Керамические (кирпичные) конструкторы: маленькие кирпичики крепятся посредством специального клея или цемента.
- Конструкторы-лабиринты, в которых вертикальные трубки, желобки, круговые и извилистые дорожки, воронки, трамплины вкладываются друг в друга. По собранному лабиринту прокатывается шарик.
- Блочные конструкторы с деталями-соединителями: «Лего», решетчатые, сотовые с пазами, 3D пазлы, Кликс (с защелкиванием), конструкторы с шестеренками, конструкторы с технологией сборки по принципу совмещения параллельных выступов и углублений.
- Конструкторы с болтовым соединением: их детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны, вертолеты и т.п., а также знакомят ребенка с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.
- Магнитные конструкторы: они состоят из намагниченных деталей (разной формы палочек или пластинок) и металлических шариков. Конструируя, ребенок может увидеть и «потрогать» свойства магнитов.
- Гибкие криволинейные контурные конструкторы из тонких гибких пластиковых трубочек разной длины, соединяющиеся между собой с помощью жестких пластмассовых креплений. Из разноцветных трубочек получаются интересные фигуры, со свойствами которых ребенок может экспериментировать: скручивать, сжимать, выворачивать наизнанку и т.п.
- Шарнирные конструкторы: их детали в виде палочек, которые соединяются по принципу сустава. За счет формы деталей, можно создавать фигурки динозавров, скелеты, различную технику и т.п. Крепление сустава подвижно, созданное животное может ходить, поворачивать голову и т.п.
Конструкторы бывают динамичными и статичными, электронными и интерактивными. Тематические наборы для конструирования включают как детали для конструирования (различных способов крепления), так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, автосервис, замок, цирк и т.д.
Наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников является конструирование из игровых строительных материалов: наборы «Строим сами», «Развитие», «Конструктор Поликарпова», «Петербургский» и т.п. Они различаются количеством деталей, размерами (в зависимости от этого бывают настольными и напольными), окраской. Детали строительных наборов представляют собой объемные геометрические фигуры (кубы, цилиндры, призмы, конусы и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает детям возможность получить конструкцию предмета, точно передавая ее симметричность и пропорциональность. Отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления.
Конструкторы с разными способами крепления более сложные, требуют постепенной подготовки. Однако и педагогическую ценность имеют большую, дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции. Важным их преимуществом является возможность разобрать ненужную в данный момент конструкцию и собрать необходимую. Чем старше и технически подготовленнее ребенок, тем сложнее конструкции он может освоить.
Техническое конструирование и моделирование, отвечая интересам и потребностям ребенка, обладает широкими возможностями для его интеллектуального и социально-личностного развития. У дошкольника наряду с техническими навыками развивается умение анализировать окружающие его предметы, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость, креативность). Моделирование и техническое конструирование способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.
Литература
- Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника / А.Р. Лурия. — М., 1948.
- Холмовская, В.В. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности / Под редакцией Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986.