Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила» (7 класс)
Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила»
Цель урока:
1) Обобщить и систематизировать знания учащихся об атмосферном давлении и архимедовой силе.
2) Развивать творческую активность и способности учащихся; навыки решения задач.
3) Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся при работе с информационными технологиями.
Оборудование: презентация, тесты
Ход урока:
I. Организационный момент
Тому, кто знает физику, цитата к уроку
Нетрудно дать ответ:
Почему летает спутник, а мы с вами – нет?
Почему в жидкости легче тело?
Что такое Вес?
Нам до всего есть дело –
До всех в природе чудес.
II. Постановка целей и задач урока мотивация
— Сегодня нам предстоит повторить темы:
«Атмосферное давление. Архимедова сила». Мы решим задачи и ответим на ряд вопросов.В конце урока подведем итоги и вы все получите оценки за активную работу.
III. Основная часть
1.1. Загадки
— Начнем наш урок с небольшой разминки
А) Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится
Б) На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
В) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не сможем
— Как вы уже догадались, речь идет об атмосфере.
1.2. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
работа у доски
1. Формула давления для твердого тела.
2. Обозначение плотности вещества.
3. Формула давления жидкости на дно сосуда.
4. Где больше давление на одинаковом уровне – в керосине или в воде,
если плотность воды больше плотности керосина?
5. Как рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в жидкость или газ?
( по двум формулам )
6. По какой формуле вычисляют силу тяжести? вес тела?
7. При каком условии тело тонет?
8. Когда тело всплывает?
9. Что нужно, чтобы тело плавало внутри жидкости?
10. Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело, при полном и частичном его погружении в жидкость? Ответ обоснуйте.
11. От чего зависит архимедова сила?
1.3. Решение задач
1. Тело объёмом 200 см3 опущено в керосин. Определите силу Архимеда. решение у доски
2. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н,
а в воде 150 Н?
3. Было установлено, что при полном погружении куска меди в керосин решение
вес его уменьшается на 160 Н. Каков объем этого куска меди? в тетради
(плотность керосина 800 кг/м³ )
FA = 160 Н Решение:
ρк = 800 кг/м³ FA = ρкgVт
Найти: Vт Vт = FA/ ρкg = 160 Н / 800 кг/м³ · 10 Н/кг = 0,02 м³.
4… Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень решение у
массой 30 кг, объем которого 0,012 м³? доски
Vт = 0,012 м³ Решение:
ρв = 1000 кг/м³ F = P – FA
m = 30 кг P = mg
FA = ρвgVт
Найти: F F = mg – ρвgVт = g (m – ρвVт)
F = 10 Н/кг· (30 кг - 1000 кг/м³ · 0,012 м³) = 180 Н.
IV. Итоги
Д/з: повторить § 46-50, упр.25(4,5); читать § 51,52
Вариант №1
1. Какую физическую величину определяют по формуле Fa =pжgVт
А). Архимедову силу.
Б). Силу тяжести.
В). Силу упругости
2. Какая из приведенных ниже величин не нужна для расчета выталкивающей силы,
действующей на тело, погруженное в жидкость?
А) объем тела.
Б) плотность жидкости.
В) плотность тела
3. Когда тело, целиком погруженное в жидкость, всплывает?
А) Fа = Fт.
Б) Fа < Fт.
В) Fа > Fт.
4. Железный брусок в воде тонет, а деревянный такого же объема плавает.
На какой из них действует большая выталкивающая сила:
А) На деревянный брусок.
Б) на железный брусок
В) одинаково
5. В какой последовательности расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся между
собой жидкости: керосин, вода, ртуть. Вверху расположится …
А) ртуть.
Б) вода.
В) керосин.
Вариант № 2
1. По какой формуле можно определить архимедову силу
А) F = m g
Б ) Fa =pжgVт
B) F = k x
2. Какая из приведенных ниже величин нужна для расчета выталкивающей силы,
действующей на тело, погруженное в жидкость?
А) масса .
Б) плотность жидкости.
В) плотность тела
3. Когда тело, целиком погруженное в жидкость, плавает внутри жидкости?
А) Fа = Fт.
Б) Fа < Fт.
В) Fа > Fт.
4. Железный брусок в воде тонет, а деревянный такого же объема плавает.
На какой из них действует меньшая выталкивающая сила:
А) На деревянный брусок.
Б) на железный брусок
В) одинаково
5. В какой последовательности расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся
между собой жидкости: керосин, вода, ртуть. Внизу расположится …
А) ртуть.
Б) вода.
В) керосин