Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно-нравственной культур
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу
В.А. Сухомлинский
Технократия, стремительные темпы развития XXI века характеризуются значительными изменениями во всех сферах экономической, политической и общественной жизни. Но это время знаменуется также многочисленными катаклизмами, увеличением людей, страдающих различными психическими и психосоматическими заболеваниями, нарушениями адаптации в социальной среде. Возникает насущная необходимость разработки практических подходов помощи человеку в рамках психотерапии, психологии, педагогики. И именно искусство способно совершить терапевтическую функцию формирования мировоззренческой позиции личности, терапевтическую стратегию становления и формирования духовно-нравственной культуры личности.
Творчество, искусство, нравственность и духовность являются теми главными измерениями, атрибутами человеческого существования, через которые помощь человеку ощущении себя как «творца» жизни, как духовно-нравственной личности, становится возможным нейтрализация нарастающей «эпидемии» деградации общества.
Свое практическое воплощение данный концепт нашел в гуманитарно-культурологическом направлении – «терапия творческим самовыражением», включающем в себя умение «сотворить» себя через искусство. Ведь познать себя и «сотворить» себя это самое большое искусство. Сотворить себя это значит встать на тропу созидания духовно-нравственной культуры личности на основе принятия высоких духовных и нравственных ценностей. Все это, в свою очередь, является одной из приоритетных задач всей образовательной системы.
Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что в условиях модернизации общего образования проблема внедрения в учебный процесс деятельности учителя музыки искусствотерапевтической функции как средства формирования духовно-нравственной культуры личности обучающихся становится наиболее актуальной. Задачи ФГОС НОО и ООО направлены на «обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья». Важность вышеуказанных постулатов подчеркивается и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ней особо отмечается необходимость личностного развития, воспитание обучающихся, готовых и способных к реализации «творческого потенциала в духовной деятельности, к социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм,… универсальной духовно-нравственной установке «становиться лучше».
Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.
Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений духовно-нравственного развития обучающихся, закреплённых в ФГОС.
Во-вторых, использование механизмов, способов и технологий искусствотерапевтической деятельности затрагивает волнует умы многих учителей (педагогов-музыкантов, педагогов изобразительного искусства, танца и других). Они способствуют изменению стилей и стратегий взаимоотношений между учителем и обучающимися, позволяя перейти на более высокий уровень учебно-педагогического процесса, где педагог не столько учит, воспитывает, сколько направляет обучение в нужное русло, являясь еще и «педагогом-терапевтом». Не секрет, что одним из важных критериев современной российской действительности является среда, в которой на ребенка оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица, вследствие этого он всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности и различным видам неврозов.
Выдвигая в приоритет общечеловеческие ценности, учитель ставит себе задачу понять сокровенные уголки детской души и разжечь в ней огонь познания, используя при этом гуманные методы педагогики, минуя принципы диктаторства и манипулирования.
В-третьих, систематическая работа педагога в данном направлении создает условия для формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося, развивает скрытые способности ребенка, делает учебно-воспитательный диалог учителя и обучающегося приближенным к максимально открытому общению, создает условия психологического комфорта для школьника.
Кроме того, современные технологии творчества представлены в социальной сфере в широком спектре и используются синтезировано, комплексно. Деятельность искусствотерапевтическая, представленная в таких различных направлениях, как музотерапия, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия и другие, благотворно влияет на духовно-нравственное воспитание школьника. Она способствует формированию личности, становлению его мировоззренческого, этического, эстетического развития, интеллектуального потенциала, эмоционального, волевого состояния, физической закалки и психического стержня [1].
Таким образом, еще раз отметим, что тема «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно-нравственной культуры личности» является актуальной для современного образовательного пространства.
Активное применение существующих методов, их совершенствование синтез и поиски новых методов искусствотерапевтической деятельности, отвечают интересам общества, позволяют осуществить насущные задачи оздоровления нации, изменение общества, идущего курсом роста духовно-нравственной культуры личности. Школе нужен учитель творчески-созидающий, реконструктивно-мыслящий, способный находить способы, методы и пути инновационных решений, активно вовлекающий детей в совместную искусствотерапевтическую деятельность.
Целью статьи является выявление актуальности обозначенной проблемы и возможностей наметить некоторые пути разработки методических приемов здоровьесберегающей направленности воспитания школьников на основе различных видов искусства. Сохранение, профилактика, и, если это необходимо, коррекция здоровья учащихся – терапия искусством – построена на реализации гуманистической образовательной модели современности, направленной на целостное, духовное, творческое развитие личности.
Исходя из цели, важнейшими задачами являются, во-первых, сформировать в ребенке правильную мировоззренческую позицию, с закреплением установки высоких духовно-нравственных ценностей; во-вторых, развивать у школьников аналитические способности, критический подход как к себе как личности, так и к другим, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Проблема формирования духовно-нравственной культуры личности школьника, искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки, искусство как терапия, затрагивают в своих трудах многие ученые педагогики, психологии, философии (Л.А. Буровкина, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Е.Д. Критская, Д.С. Лихачев, В.И. Петрушин, В.С. Соловьев и другие).
В связи со спецификой воздействия искусства на все сферы человека, психотерапевты стали применять его для лечения психических отклонений с другими методами эмоционально-стрессовой эстетопсихотерапии, к которым относятся «арттерапия» (живопись, коллаж, скульптура, фотография, пластическоеизобразительноеискусство), «библиотерапия» (через работу с литературными произведениями), «музыкотерапия» (пассивное и активное слушание музыки), «вокалотерапия» (индивидуальное, ансамблевое, хоровое пение), «психодрама» (исполнение, игра, действие), «эстетотерапия» (действие художественной формы и эстетических чувств), «кинотерапия» (просмотр и обсуждение кинофильма), «театротерапия» (театральные инсценировки в терапевтических целях), «имаготерапия», методы моделирования патогенных ситуаций и другие. Одним из важнейших механизмов воздействия вышеуказанных методик является катарсис (акт «очищения») под воздействием искусства [2].
Необходимо подчеркнуть целенаправленный, рациональный характер метода катарсиса в активизации формирования духовно-нравственных качеств личности.
Среди вышеуказанных методов, наиболее результативным выступает музыкотерапия, реализуемая в логоритмической гимнастике как форме активного отдыха, наиболее благоприятной для снятия напряжения после долгого сидения и ритмотерапии как активной форме релаксационных упражнений, которые помогают добиться эмоциональной разрядки, потрясений, снятия утомления и умственной перегрузки. Существенные результаты исцеления звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущей скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности несет фольклорная арттерапия.
Музыка способна проникать в глубинные слои психики личности, о чем свидетельствует методика музыкально-рациональной психотерапии (В.И. Петрушин). В его методике объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арттерапия – лечение идеалами [3].
Психотерапевтическая методика – это способ развиваться творчески, совершенствовать дух, тело и душу, расти духовно и нравственно, стремиться к высотам и достигать их в процессе обучения, не бояться трудностей, психологических страхов (например, выступления перед публикой), а достойно преодолевать их, быть свободным в социуме, уметь приспосабливаться к любым условиям, к любым жизненным ситуациям. Знание и активное внедрение в учебный процесс психологического аспекта представляется нам перспективным.
Расширенное его применение совершенствует учебный процесс, дает высокие результаты. Обучающиеся становятся победителями и призерами в Республиканских, Всероссийских и Международных предметных олимпиадах по музыке, МХК, побеждают в конкурсах: «Мир таланта», «Аккорд», «Я люблю тебя, Россия!», конкурсах эстрадной песни «Серебряная музыка», народной песни «Живи, народная душа!».
2016 году Рыгина Анастасия, ученица 7 класса, приняла участие в республиканском этапе открытого отборочного тура Московского международного форума «Одаренные дети» в номинации «Музыкальная».
Литература и примечания:
Буровкина Л.А. Культура народа как комплексная система духовно-нравственного и эстетического воспитания личности / Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №8 (39). – С. 17.
Лихачев Д.С. Культура как целостная система / Новый мир. – 1994. – № 8. – С. 3–8.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие для Вузов. – М.: Владос, 1999. – 176 с.