ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических условий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки.

В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности

В ходе работы я опирались на: идеи и положения теорий личности, деятельности, общения (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн и др.); работы, освещающие проблему освоения и использования интерактивных методов и форм обучения (А. Е. Авдюкова, Ю. А. Гавронская, П. Д. Гаджиева, Л. К. Гейхман, М. В. Кларин, И. В. Курышева, А. В. Хуторской); основные положения теории и методики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр).

Интерактивное обучение — это обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Его отличительной особенностью является организация совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, интерактивное обучение нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности.

Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В педагогике форма обучения понимается как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые) формы обучения. По степени сложности формы обучения разделяются на простые, составные и комплексные. Среди организационных форм обучения выделяют следующие: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и др. В методической литературе понятия «интерактивные методы» и «интерактивные формы» часто взаимопересекаются, используются как синонимы. Интерактивный метод — это метод обучения, построенный на усиленном межсубъектном взаимодействии всех участников процесса обучения.

Следовательно, интерактивную форму обучения можно рассматривать как внешнюю структуру интерактивного обучения, отображающую внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов (целей, принципов, содержания, методов и средств обучения). С точки зрения организации интерактивного обучения можно выделить такие формы, как: игровые, дискуссионные, групповые, исследовательские, дистанционные.

Педагогические условия − это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Это сознательно сконструированное педагогическое обстоятельство, существенно влияющее на протекание педагогического процесса.

 Педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки:

− создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения учебных задач; 

− создание ситуации успеха; 

− ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов, способствующих организации взаимодействия в группе; 

− усиление самостоятельности учебной деятельности; 

− рефлексивное подведение итогов;

Мною были проведены уроки для школьников с использованием интерактивного комплекса. Основной задачей на данных уроках было формирование у учащихся умений к интерактивной деятельности.

В частности, я использовала групповую, дискуссионную, игровую формы работы. 

Использование дискуссии на уроках заключало в себе следующие приемы: предъявление учащимся проблемной ситуации; постановка проблемных вопросов к данной ситуации; проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний к обсуждаемой проблеме; выбор точек зрения или способов решения проблемы, подведение итогов, рефлексия.

Кроме дискуссий ученикам были предложены ролевые игры. При взаимодействии учащихся в ходе ролевой игры у них формируются такие интерактивные умения, как умение вести диалог, высказывать свои идеи, мнения и защищать их.

Взаимодействие учащихся с учителем и интерактивной доской осуществлялось следующим образом: учащимся предлагались интерактивные задания для работы индивидуально и в группе; осуществлялась работа с презентациями, графиками, диаграммами, схемами и т. д.

Учитывая педагогические условия использования интерактивных форм обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый учащийся пережил ситуацию успеха, которая может быть создана в процессе взаимодействия, при выполнении какой-либо деятельности, при оценивании, рефлексии.

При соблюдении, педагогических условий применения интерактивных форм обучения, можно добиться повышения результатов самореализации детей на уроках музыки.

Использованием интерактивных форм обучения повышают мотивацию к самореализации, успешно усваивают знания, приобретают необходимые интерактивные навыки, учатся рефлексивно осмысливать свою деятельность и самореализоваться в ней.

 Применение интерактивных форм обучения на уроках музыки будет более эффективным, если: педагог будет понимать значимость использования интерактивных форм обучения в целях самореализации школьников, владеть технологией включения интерактивного обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство им; при этом учитель и учащиеся, имеют представление об особенностях использования интерактивных форм обучения.

 

 

Литература

1. Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32 с.

2. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

3. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.

4. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.

5. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

6. Курышева, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Курышева. – Пенза, 2009. – 31с.

7. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. − М: Педагогическое общество России, 1998. − 640 с. 

8. Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – 87 с.

 

245
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!