Технологии личностно - ориентированного обучения

Педагогическая технология — целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации. Технологии отвечают на вопрос: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями? Один из подходов к классификации педагогических технологий в дошкольном образовании связан с условным делением на жесткие и мягкие технологии.

Жесткие технологии — это такие технологии, которые максимально приближены к идеалу алгоритмизированной и запрограммированной деятельности, гарантирующей посредством четких пошаговых предписаний достижение результата, с наибольшей полнотой соответствующего поставленной цели, как правило, связанной с развитием или формированием социально-типических свойств (качеств) личности.

Мягкие технологии — это такие педагогические технологии, которые содержат гибкие рекомендации, способствующие обеспечению возможности саморазвития, самореализации, раскрытия творческого потенциала ребенка с помощью имеющихся педагогических возможностей. Мягкие педагогические технологии лежат в основе личностно-ориентированного образования, опирающегося на принцип свободы в педагогической работе с детьми, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.

Личностно-ориентированное взаимодействие — принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребенка, развитие творческих способностей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучии.что такое технологии (технология) личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Поскольку на сегодняшний день в научной литературе нет четкого определения того, реализация технологий — это деятельность в первую очередь педагога, при рассматривании понятия «технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми» возможно использование понятия «личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности». Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор.

 

 Основой любой технологии ЛОВ является — понимание и взаимопонимание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенкунужныпедагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова технологии ЛОВ. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство [8, с. 72].

 В настоящее время существуют различные личностно-ориентированные технологии, такие как:

1.«Гуманно-личностная технология» Ш. А. Амонашвили.

 2.«Педагогика сотрудничества».

 3.«Целостного развитияребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»

 4.«Проектной деятельности»

 5. «Руководства самостоятельной деятельностью детей» и др.

Технологии ЛОВ относятся к здоровьесберегающим педагогическим технологиям. Применительно к дошкольному образованию выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);  обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в педагогическом процессе ДОУ); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.) [9, с. 7].

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» обозначает «социально-коммуникативное развитие» как область, которая должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного. Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в ДОУ показывает, что педагоги, работая по новым программам и технологиям, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-коммуникативного развития детей.

Выделяют три интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

1. Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»

3. Методическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников [6, с. 4].

В ДОУ реализуются различные личностно-ориентированныетехнологии: – ЛОВ взрослого и ребенка:

1.«Проектной деятельности».

2.«Руководства самостоятельной деятельностью детей»

3. «Освоения старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх»;

4.« Технологии комплексного подхода к социально-коммуникативному развитию»;

5.« Технология проблемно-диалогового обучения»

6.«Технология организации жизни детей в группе — утренние и вечерние ритуалы, традиции»

7.«Сказкотерапия»идр.

Для организации самостоятельной деятельности детей необходима правильная организация группового пространства, развивающей среды. Технология правилиспользуетсяво всех группах дошкольного возраста.

Обязательные условия: вырабатываются самими детьми; должны быть четкими, краткими; учитывать возрастные особенности; быть воспроизводимыми; иметь зрительный образ.

Виды правил: правила поведения, звуковой сигнал, цветные ладошки, мальчики-девочки.

Самая большая группа правил — правила поведения. Представляет собой карточки правил.

В младшем и среднем возрасте правила обговариваются воспитателем вместе с детьми, он же следит за их выполнением: подбираются картинки к этим правилам.

В старшем возрасте правила вырабатываются самими детьми и за их выполнением следят тоже дети (пиктограммы — напоминание): сами договариваются о том, что будет в случае нарушения того или иного правила (обговаривание санкций).

Правило «живет» в группе 1 месяц, затем убирается. Если имеется массовое невыполнение правила, оно возвращается на видное место. Как правило, в группе «приживаются» правила, сформулированные самими детьми, а не воспитателем.

Выбор деятельности в процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость.

Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдавать свое предпочтение одному из видов деятельности в свободное время. Ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности). Выбор деятельности всегда ограничен, т. к. невозможно детям заниматься одновременно одним видом деятельности

Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников в процессе использования технологийличностно-ориентированного взаимодействия (ориентированных технологий) способствует созданию в ДОУ личностно-ориентированной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, потребности в непрерывном социально-личностном развитии детей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 Бунеев Р. Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании /Начальная школа до и после, 2006, № 1.

2.Деркунская В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ//Управление ДОУ, 2005, № 3 «Детство», примерная образовательная программа дошкольного образования, С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников//Волгоград, Учитель, 2012.

3. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

4.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы//Москва, АРКТИ, 2009 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

6.Чистякова Н. Д. Развивающее взаимодействие педагога и детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности//Пермский государственный педагогический университет,2005.

1732
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!