"Понятие системы универсальных учебных действий младших школьников".
1 сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта.
Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности.
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.- 251 с., с. 3].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [Фед.станд, с. 27].
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю. К. Бабанский,
JI. C. Выготский, П. Я. Гальперин, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская,
К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A. B. Усова.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д. Б. Элькониным и его учениками: В. В. Давыдовым, Л. Е. Журовой, B. В. Репкиным, Г. А. Цукерманом.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской,
И. А. Володарской, O. A. Карабановой.
Функции универсальных учебных действий включают:
– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Технологии формирования УУД:
– учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов;
– учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами;
– учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям;
– учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;
– учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия;
– учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;
– учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет;
– учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока»;
– учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации;
– учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;
– учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации;
– учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности;
– учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
– учитель находит способ увлечь детей знаниями;
– учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия;
– учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей;
– учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках;
– учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха;
– учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;
– учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать;
– учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости;
– учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
– учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд;
– учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;
– учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде;
– учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем;
– учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы;
– учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина;
– учитель на уроке использует интерактивные возможности информационно-комукационных технологий (ИКТ);
– учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций;
– учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;
– учитель учит детей планировать свой досуг;
– учитель организует конструктивную совместную деятельность;
Универсальные учебные действия группируются в 4 вида: 1) личностные 2) регулятивные 3) коммуникативные 4) познавательные.