«Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора»

Важную роль в системе духовно-нравственного, эстетического воспитания школьника, я считаю, занимает особый предмет – музыка. Музыкальные занятия направлены на развитие у учащихся различных способностей: умения чувствовать, понимать, любить и ценить искусство, уметь им наслаждаться.

        Образовательная Программа по музыке в общеобразовательной школе предусматривает изучение произведений различных направлений музыки. Важное место в музыкальном образовании школьников занимает изучение творчества великих классиков. Классическая музыка – это высокоразвитая форма народной музыки и профессиональные композиторы использовали в своих произведениях то же «сырье», что и народные музыканты. И в классических произведениях мы слышим народные интонации.

Изучая разные направления музыки, мы не должны забывать о том, что духовно-нравственное начало в развитии детей должно преобладать над накоплением ими всевозможной информации.

К сожалению, на сегодняшний момент материальные ценности большинства молодёжи доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии и патриотизме.  Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры на фоне снижения истинных духовных, культурных ценностей.

О духовном возрождении России сегодня много говорят. И моя задача, как учителя музыки, состоит в том, чтобы воспитывать в детях духовность и нравственность, раскрывая высокий духовный смысл русского народного музыкального искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, научить смотреть и видеть, слушать и слышать,

 Музыка не может прямо “перенести” нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, ученик становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

        Поэтому нравственное воспитание на моих уроках музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.  При этом ученик должен “заглянуть” в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся — важнейший источник формирования личности подростка.

   Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:

 

·        научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к духовным ценностям посредством музыкального фольклора,

·        научить познавать мир и формировать образ мира средствами музыки,

·        понять себя и свое место в мире.

Мой педагогический опыт духовно- нравственного воспитания на уроках музыки посредством музыкального фольклора помогает учащимся само реализоваться в стенах школы и понять свою значимость. Начало возникновения  относится к середине 90-ых годов, а становление продолжается и сегодня, в процессе работы в МОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Всего в школе – 120 учащихся:

1 ступень (начальное звено) – 53учащихся;

2 ступень (среднее звено) –  67учащихся;

Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования.

Условия реализации проекта:

Учащиеся обучаются на базовом уровне.

Учащиеся посещают кружок фольклорного пения.

Педагог:

Образование

Ø    высшее: МГПИ им.М.Е.Евсевьева, по специальности "Музыкальное образование" и присвоена квалификация учитель музыки

Ø    высшая квалификационная категория;

Ø    учитель музыки и изобразительного искусства.

 

Актуальность и перспективность проекта:

Педагогический проект  позволил выявить мне несколько противоречий:

-  между необходимостью возрождения духовно-нравственного воспитания школьников и недостаточной разработанностью системы такого воспитания в учебном процессе;

— между педагогическими возможностями музыкального фольклора, осознанием необходимости включения региональной культуры устной традиции в музыкально-образовательный процесс и недостаточностью соответствующего методического обеспечения.

Целью моего педагогического проекта является: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические возможности музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка и проверка на практике результативности системы духовно-нравственного воспитания школьников через фольклор.

Создание такой системы является основной идеей моего педагогического проекта.  Система включает в себя урочную и внеурочную работу. Внеурочная работа, в свою очередь, включает в себя и кружковую работу.

Педагогическая идея

научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами музыкального фольклора, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Цель педагогического проекта:

·        теоретически обосновать и проверить на практике педагогические возможности музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании школьников.

·        создать условия для воспитания духовно – нравственной личности на уроках и во внеурочной деятельности.

Гипотеза – создание условий для воспитания личности средствами музыкального фольклора приведет к формированию высоконравственной, творческой личности, повышению познавательного интереса учащихся к другим изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.

Объект реализации педагогической идеи: процесс обучения музыке учащихся 1 – 9-го классов.

Предмет исследования в ходе становления педагогического проекта: музыкальный фольклор на уроке – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся и воспитания высоко — нравственной личности.

Педагогическая идея проекта в учебном процессе и во внеурочной деятельности построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности учащихся на интегрированных уроках музыки и изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Обучение строится в зависимости от способностей учащегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.

 Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, развитие у учащихся различных способностей: умения чувствовать, понимать, любить и ценить музыку, именно народные песни, которые несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка такие необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость

Теоретическая база

               В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие музыкальной фольклорной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его духовно-нравственное развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

                Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах школы. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте — лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников развивается способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Слушая народную музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

          Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.

             Народная песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни — это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы ученики стремились к добру, — для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

            Главная моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных моих задач является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в прекрасном утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», — гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Моя задача состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты — это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Новизна проекта

Современные подходы к преподаванию музыки предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя — творца.

— организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных музыкальных технологий;

— использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

— формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области музыкального искусства.

         Выше сказанное требует применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках музыки способствует:

— активизации познавательной деятельности;

— повышению качественной успеваемости школьников;

— развитию навыков самообразования и самоконтроля;

— повышению уровню комфортности обучения;

-воспитанию духовно-нравственной личности;

— развитию творческо-информационного мышления.

Технология проекта

В ходе работы над проблемой я

1) изучала и анализировала соответствующую литературу по проблеме;

2)проводила анализ и обобщение результатов усвоения фольклора моими учащимися на уроках музыки и во внеурочной работе;

3) проводила беседы, анкетирование учащихся, совместно с детьми брали интервью у местных жителей;

5) проверяла на практике теоретические положения и проводила анализ полученных результатов.

Народная песня на начальной стадии воспитания ребёнка играет огромную роль. Её нельзя ничем заменить. Народная музыка достаточно легка для понимания детей и при этом имеет богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью.

Именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. В своей работе я использую видео нарезки из старинных фильмов, собранный местный фольклорный видео- и аудиоматериал.

Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, в интересной и занимательной форме передаёт подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы.

 В народных песнях присутствует образ родной земли. На таких песнях развивается чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к родному краю. 

 Русский фольклор глубоко патриотичен. В песнях прославляются труженики, защитники Родины. Эти песни воспитывают в детях храбрость, гордость за Родину, восхищение героическими поступками.

 

 

На уроке использую разные виды творческой деятельности: поём песни, разучиваем народные игры, хороводы, играем на народных музыкальных инструментах. Немаловажным является то, что исполнение фольклорных песен

предполагает пение на «позиции улыбки».

Улыбка на лице улучшает настроение, так как есть глубокая связь между мимикой и эмоциями.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей требует выхода за пределы школьного урока. Работу по воспитанию нравственности я продолжаю на кружке, где изучаем культурное наследие как русского, так и мордовского народа, его традиции, обычаи, разучиваем народные песни, частушки и проводимфольклорные праздники. Развитое восприятие фольклора служит условием формирования у детей представления о многообразии песен, сказок, прибауток, потешек т.д.

Ежегодно наш фольклорный ансамбль принимает участие в фольклорном фестивале "Зов торома", посвященный памяти Владимира Ромашкина.

 Система фольклорного праздника создает духовную общность детей и взрослых, на которой развиваются человеческие чувства, любовь к "малой" Родине-Мордовии. Учащиеся знакомятся с мордовским народным творчеством, костюмом, народно-прикладным искусством, мордовской национальной кухней. Появляется любовь и интерес к музыкальной культуре своего региона, формируется этническое самосознание, основы личностной культуры у детей к родному языку. Мордовский фольклор рассматривается, как важнейшее средство воспитания любви к родному слову.

Ежегодно провожу с детьми такие праздники, как Троица, Масленица, деревенские посиделки, Пасха и др.

Результатом духовно-нравственного воспитания являются выступления учащихся на школьных, сельских и городских концертах, смотрах художественной самодеятельности. Зрители всегда тепло встречают наших участников. Дети выступают на концертах, посвященных Дню пожилых людей, ко Дню Победы, Дню Матери и т.д. Дети с интересом занимаются исследовательской работой по фольклору. На протяжении многих лет являюсь руководителем фольклорных ансамблей; «Ручеек», «Солнышко»,«Березка» и руководитель учительского ансамбля «Килей».

 Вокальные достижения моих учеников отмечены грамотами разного уровня:

— 1 место за участие в фольклорном фестивале «Зов торома» посвященный памяти Владимира Ромашкина в номинации фольклор;

— 2 место в патриотической песни в номинации вокал;

— 2 место в городском конкурсе «Юные искусники» в номинации фольклор;

 

— 2 место в районном конкурсе «Русская завалинка от платка до валенка» в номинации фольклор;

— 1 место в номинации «Мир творчества»фольклор;

— 2 место в 2 республиканском фестивале молодых музыкантов "Посвящение» памяти Л. В. Воинова. Фольклор;

-1 место в дистанционном Международном конкурсе народного творчества «Тихая моя Родина» в номинации фольклор;

— 1 место за участие в музыкальном конкурсе «Две звезды»;

— 1 место за участие в конкурсе «И зажгутся новые звезды»;

        -Дипломом лауреата 3 степени награждается в номинации народное пение ансамбль «Ручеек». МОУ Горяйновская ООШ.

 5 Всероссийский открытый конкурс детского и молодежного творчества фольклорная мозаика Городской фольклорный фестиваль «Жаворонки» Ярмарка;

           -Дипломом 2 степени награждается хоровой коллектив в смотре художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск. «Территория творчества, посвященного 200-летию памяти святого праведного война адмирала Ф.Ф. Ушакова. В номинации хоровое пение, младшая группа. 2017;

 

       -Этно культурного конкурса художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» в номинации вокал;

         -Диплом 2 степени вокальный ансамбль «Березка» 2018;

         -Диплом 2 степени дуэт Касимов Богдан и Давыдов Денис 2018;

Проведённая мною работа по духовно-нравственному и художественно-эстетическому воспитанию школьников также отмечена грамотами:

— Грамотой за активную творческую деятельность в направлении «Этнография».

— За активную гражданскую позицию и большой личный вклад в дело патриотического воспитания молодого поколения.

Я также награждена многими дипломами и грамотами городского отдела образования и центра детского творчества за развитие детского художественного творчества и за высокие показатели в организации культурно-досуговой деятельности среди населения в Муниципальном образовании Горяйновская основная школа. Награждена почетной грамотой Республики Мордовия администрации городского округа Саранск за многолетний добросовестный труд и достигнутые успехи в профессиональной деятельности. Обо мне и моих учениках часто пишут в газете «Эрзяньмастор». Неоднократно участвовала в съемках программы «Од пинге» для телекомпании «Телесеть Мордовии» 10 канал.

Стараюсь быть примером для своих учеников во всём.

Раскрывая высокий духовный смысл русского народного музыкального искусства, я вношу свой вклад в воспитание в детях духовно- нравственного начала. Я никогда не мыслила свою профессиональную деятельность вне музыкального искусства. И на уроках стараюсь научить своих воспитанников не только полюбить его, сделать неотъемлемой частью своей жизни, но и мыслить, творить! А предмет музыка, как никакой другой, располагает возможностями для созидания и творчества!

 

 

  Заключение.

          Музыкальный фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания младших школьников. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Музыкальный фольклор нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым духовно-нравственно.

    

Список литературы:

1. Азадовский  М.К. История русской фольклористики: В 2-х т. [Текст]. / М.К. Азадовский. — М.: Мысль, 1958 г. (т. 1). — 427 с.

2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвузовский сб. тр. [Текст] / Сост. Ф.Г. Арзаманов. — М.: 1977 г. — 157 с.

3. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций [Текст] / В.П. Аникин. — М.: Книга. 1996 г. — 278 с.

4. Аникин, В.П. Фольклор как часть древнерусской культуры (некоторые первоочередные задачи изучения). Древняя Русь. Вопросы медиевистики [Текст] /В.П. Аникин // Современник. — 2000. — № 1. — С. 51-60.

5. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа: Сб. ст. / Под ред. Л.А. Баренбойма. — М.: Сов. композитор, 1978. — 367 с.: нот.

6. Кравцов, Н.И., Лазутин, С.Г. Русское устное народное творчество [Текст] / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. — М.: 1977 г. — 355 с.

7. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие / Сост. Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под. ред. Г.М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. — 368 с.

8. Круглов, Ю.Г. Русский обрядовый фольклор [Текст] / Ю.Г. Круглов. М.: 1999 г. — 360 с.

9. Соколов, Ю.М. Русский фольклор [Текст] / Ю.М. Соколов. М., 1941 г. — 350 с.

851
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!