Урок по окуружающему миру "Зона арктических пустынь"

Тема:  Зона арктических пустынь

Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить на­ходить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы дан­ной зоны для человека, ее использованием.

Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, из­влекая нужную информацию; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом кон­кретных учебно-познавательных задач; регулятивные — прини­мать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личност­ные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки с различными видами одежды, карточки с названиями групп, раз­даточный материал, гербарий, атлас-определитель, карта при­родных зон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Что такое "природные зоны"?

Природные зоны — это участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.

2. В чем причина смены природных зон?

Неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

3. Как сменяются природные зоны?

С севера на юг

III. Самоопределение к деятельности

Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнем, догадайтесь сами.

Где-то на белом свете там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи о земную ось.

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи – вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

—  Что это за природная зона? (зона арктических пустынь)

—  На карте она отмечена синим цветом и расположена.

−  Какие цели урока могут быть поставлены в связи с темой? (научиться находить и показывать на карте зону арктических пустынь, познакомиться с особенностями природы, со значением зоны для человека)

—  Что мы будем делать для достижении этой цели? (наблюдать, читать, изучать)

—  Что вы уже знаете об этой зоне?

—  Что вы хотите узнать?

IV. Открытие нового знания

— С природной зоной нас познакомит Ткачев Даниил.

— Ребята, что вы узнали нового, прослушав доклад вашего товарища? (Ответы детей)

— Хорошо! А как вы думаете, есть ли жизнь в это суровом крае? (Ответы детей)

— Да, вы правы! Жизнь настолько удивительна, что даже в вечной мерзлоте и вечном холоде могут существовать живые организмы. Откройте учебник на странице 78-79. Каких животных и растений мы можем встретить в зоне арктических пустынь? (ответы детей)

— Об одном из них нам расскажет Воронько Степан.

— Об одном из растений Земцова Светлана.

VI. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

 

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполним некоторые задания из уже известного вам сайта российской электронной школы. (№1, 2, 4, 6, 8). Проверим, обращая внимание только на те задания, которые мы сделали. Дома Вы можете пройти эти и задания, которые мы не взяли на уроке.

2. Работа по учебнику С. 81-82

—  Чем занимаются люди в Арктике и что же за заповедник расположен на Земле Франца Иосифа? Узнаем об этом, прочитав стр.81-82 учебника.

Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на ост­рове Врангеля, он был создан в 1976 г. (смотрим фильм)

На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном по­бережье можно встретить редкую птицу — розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики — овцебык, за­везенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля — единственное место, где гнездятся белые гуси.

(Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.)

—  Если вас заинтересовал этот необычный заповедник и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге «Заповедными тропами» под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давы­довой (М.: Просвещение, 1988).

VIII. Подведение итогов урока

—  С какой природной зоной познакомились на уроке?

—  Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли ин­тересующую вас информацию?

—  Вспомним: всех ли целей, поставленных на уроке, мы с вами достигли?

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 76—83 учебника.

2. Выполнить из рубрики "Для домашней работы" №1 стр.82

3. Кто хочет заработать дополнительную оценку, выполняет контрольные задания по нашей теме на сайте российской электронной школы.

Дополнительный материал

Ледяное царство шара лежат пустынные, по­крытые снегом и льдом полярные области: Антарктика — на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и по­чти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты — Ан­тарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе.

Арктика — это зона островов, лежащих около Северного полюса. Кли­мат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и поляр­ной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: в основном мхи да лишайники. Белыми пустыня­ми называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи — близ­кие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж мо­жет съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи — самые круп­ные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют велико­лепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около полутонны. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом пи­таются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах — птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побе­режью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, — основной источник питания многих животных.

 

На противоположных полюсах земного

5. Кроссворд

(Учитель может предложить кроссворд для работы в группах.) — Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «… — царство льда и снега».

1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют пти­чьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности. (Чайка.) 2. Близкий родственник тюленя. (Морж.) 3. Птицы, от­кладывающие яйца на голых камнях. (Кайры.) 4. Это животное бывает добычей белого медведя. (Тюлень.) 5. Растения полярной зоны. (Лишайники.) 6. Самый крупный обитатель морей и океа­нов. (Кит.) 7. Пища рыб северных морей. (Рачки.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Арктика.

667
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!