Проект внеурочного занятия по крурсу "Мир деятельности", 1 класс

Урок 10 (коммуникативная линия)
Тема: Учимся дружно. Правила работы в группах.
Основная цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельно-сти.


Вариант проведения урока.
Демонстрационный материал:
1. Демонстрационный материал из урока 5 (изображение Дома дружбы, эталон с правила рабо-ты в парах).
2. Демонстрационный материал из урока 1 (2 шага учебной деятельности).
3. Картинки с друзьями.
4. Правила работы в парах с ошибками.
5. Правила работы в группах с ошибками.
6. Правила групповой работы с ошибками (для групп).
7. Правила работы в группах.
Раздаточный материал:
1. Эталон.
2. Наклейки.


Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
 Как всегда начнем урок с «Лесенки успеха». Оцените свое умение по предыдущей теме. У кого получилось соблюдать правила здоровья, которые вы открыли на прошлом уроке? Какие правила вы еще узнали и можете предложить?
− Ребята, кто пришел к нам на урок? (Крокодил Гена и Чебурашка.) Учитель может использовать изображение крокодила Гены и Чебурашки.
 Вспомните, что вы открывали вместе с этими героями? (Правила работы в парах.)
 Что смогли сделать наши герои с помощью правил работы в парах? (Достроить Дом дружбы.)
Учитель использует изображение Дома дружбы из урока 5 (Д – 1), Слайд — 2.
 После того, как Дом дружбы был достроен, появилось много желающих найти себе друзей.
Учитель использует Д – 3 (изображения друзей).
 Крокодил Гена и Чебурашка никому не отказали. Однажды все друзья решили, что надо украсить территорию Дома Дружбы. Итак, как будут работать ниши герои? (Дружно, вместе ...)
 Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Мы будем знакомиться с тем, как нужно работать всем вместе.)
 Как вы будете открывать новые знания? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, а потом по-стараться самим открыть новое знание.)
Учитель выкладывает на доске два шага учебной деятельности, Д – 2, или Слайд – 3.
 Пожелайте друг другу удачи.
 В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
 С чего начнем свою работу? (С повторения необходимого.)
1. Актуализация правил работы в парах.
 Ребята, к нам на урок пришел еще один герой.
Учитель может использовать картинку с изображением старухи Шапокляк (Д-3).
 Вам знакома эта героиня? (Это старуха Шапокляк.)
 Давайте проверим, не успела ли она чего-нибудь натворить.
Учитель вывешивает на доску правила работы в парах с ошибками Д – 4 или открывает Слайд – 4.
 Прочитайте, что записано на доске.
Один из учащихся может прочитать правила вслух.
 Вы узнали эти правила? Как они называются? (Правила работы в парах.)
 Не успела ли с ними поработать старуха Шапокляк? (Успела.)
 Можем ли мы работать дальше? (Нет, нужно исправить ошибки.)
 Прочитайте первое правило.
Один из учащихся читает первое правило вслух.
 Что не так в этом правиле? (Работать должны оба.)
 Почему? (Это работа в паре, каждый должен внести свой вклад…)
Учитель снимает с доски неправильное правило, а на его месте вешает соответствующее верное из урока 5. Если учитель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
 Прочитайте второе правило.
Один из учащихся читает второе правило вслух.
 Что не так в этом правиле? (Один говорит, а другой должен слушать.)
 Почему? (Это нужно, чтобы понять своего напарника…)
Учитель снимает на доске неправильное правило, а на его месте вешает верное из урока 5. Если учи-тель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
 Прочитайте третье правило.
Один из учащихся читает третье правило вслух.
 Верно ли это правило? (Нет, оно тоже с ошибкой.)
 Найдите ошибку. (Если один не понял, то должен переспросить.)
 Почему? (Это нужно, чтобы устранить непонимание, добиться хороших результатов…)
Учитель снимает на доске неправильное правило, а на его месте вешает верное из урока 5. Если учи-тель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
 Прочитайте четвертое правило.
Один из учащихся читает третье правило вслух.
 А в этом правиле есть ошибка? (Есть.)
 Что не так. (Несогласие нельзя высказывать грубо, а то напарник обидится, испортится настрое-ние...)
 Как правильно нужно действовать? (Нужно несогласие высказывать вежливо.)
Учитель снимает на доске неправильное правило, а на его месте вешает верное из урока 5. Если учи-тель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
 Вы верно выполнили задание, поэтому старуха Шапокляк испугалась наказания и спряталась.
Учитель снимает картинку с изображением старухи Шапокляк.
2. Выполнение задания в группах.
 Итак, все друзья решили вместе сделать территорию Дома Дружбы красивой. Они и вам предла-гают принять в этом участие. Учитель разбивает учащихся на группы по 4-5 человек.
Далее учитель дает задание группам. Например:
1) изготовить клумбу с цветами. (Цветы можно подготовить на уроках труда, вырезать из журналов, открыток и т.д.)
2) построить из конструктора «Лего» детскую площадку, красивое сооружение.
Пример диалога:
 Каждая группа должна изготовить свою клумбу.
 Выполните это задание.
Учащиеся в группах самостоятельно наклеивают цветы на клумбу. Учитель ограничивает время вы-полнения задания (примерно 3-5 мин).
− Итак, каждая ли группа справилась с заданием?
Учитель вывешивает на доску изготовленные детьми аппликации. Вероятно, что многие группы не справятся, так как не смогут определиться с выбором цветка, дан только один клей на группу. Воз-можно, возникнет спор.
 Кто не справился с заданием?
Если кто-то не справился с заданием:
 Вы обязательно доделаете клумбу. И в этом вам поможет следующее задание.
Если все группы справились, то учитель хвалит детей.
3. Задание на пробное действие.
 Сейчас я предложу вам новое задание, которое заставит вас задуматься. Назовите правила работы в группах и определите, правильно ли вы действовали.
Учащиеся предлагают свои правила работы в группах. Учитель фиксирует несколько ответов детей на доске.
 Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не знаем, не мо-жем выбрать.)
 В чем ваше затруднение? (Мы не можем выбрать правильные ответы и определить правильно ли мы действовали.)
 Молодцы! Вы, как настоящие ученики, поняли, в чем ваше затруднение. Вы знаете, что затрудне-ние – это возможность узнать что-то новое, согласовать ваши ответы. В случае затруднения надо ос-тановиться и подумать, почему эта трудность возникла.
3. Выявление причины затруднения.
 Какое задание вы выполняли? (Нужно было назвать правила работы в группах и определить, пра-вильно ли мы действовали.)
 Что в этом задании для вас нового? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы не задумывались, какие правила нужно соблюдать при работе в группах.)
 Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правил работы в группах.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
 Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие правила нужно выполнять, когда работаем в группах.)
 Назовите тему нашего урока. (Правила работы в группах.) Учитель открывает тему урока на доске.
 Вспомните, что мы повторили в начале урока? (Правила работы в парах.)
 Они нам помогут. А еще нам помогут наши друзья крокодил Гена и Чебурашка. Дело в том, что наши герои тоже учатся. Они помнили, что у них не сразу пошла работа по строительству Дома. По-этому, чтобы новые друзья не ссорились и выполнили работу, Гена и Чебурашка сформулировали правила работы в группах. И перед началом работы решили познакомить с ними своих друзей.
Учитель вывешивает на доску правила работы в группах из набора Д – 5 и незаметно прячет картин-ку с изображением старухи Шапокляк за картинку (это можно сделать, когда учащиеся выполняют групповую работу). Если учитель пользуется презентацией, то он открывает Слайд – 5, а картинку со старухой Шапокляк прячет где-нибудь на доске.
 Прочитайте правила.
Хорошо читающие ученики вслух зачитывают правила по цепочке.
 Согласны вы с ними? (Нет.)
 Посмотрите внимательно на доску (на экран). Вы ничего не замечаете? (Спряталась старуха Ша-покляк.)
 О чем это говорит? (Это значит, что она изменила правила, сделала их неправильными…)
 Давайте попробуем исправить ошибки. Вы сидите в группах. Прочитайте правило и попробуйте найти и исправить ошибки в правилах.
Учитель раздает на каждую группу правила Д – 6 по количеству групп. Учащиеся исправляют в пра-вилах ошибки и представляют свои групповые работы, которые учитель вывешивает на доску.
В случае возникновении затруднений учитель организует подводящий диалог:
 Прочитайте первое правило.
Один из учащихся читает правило «В группе не нужен ответственный» вслух.
 Как вы думаете, что хотел в этом правиле записать крокодил Гена? (В каждой группе должен быть ответственный.)
 Для чего? (Ответственный управляет группой, следит за порядком, …)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
 Прочитайте второе правило.
Один из учащихся читает правило «Если есть ответственный, пусть сам и работает».
 Каким должно быть это правило? (В группе должен работать каждый участник.)
 Почему? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело, …)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
 Прочитайте третье правило.
Один из учащихся читает правило «Один говорит, другие не слушают».
 Знакомо ли вам это правило? (Подобное правило было в правилах работы в парах.)
 Я уверена, это вам поможет найти ошибку? (Когда один говорит, другие должны слушать.)
 Почему? (Чтобы понять предложение каждого участника группы, …)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
 Прочитайте четвертое правило.
Один из учащихся читает правило «Свое несогласие не высказывай».
 Есть ли ошибка в этом правиле? Где? (Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит ре-зультат работы группы, но нужно это делать вежливо.)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
 Прочитайте последнее пятое правило.
Один из учащихся читает правило «Если не понял, молчи».
 Может быть, до этого правила старуха Шапокляк не добралась? (Добралась, нужно переспраши-вать, если ты чего-то не понял.)
 Почему? (От этого зависит твой результат работы, а значит и результат всей группы.)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.
 Старуха Шапокляк снова испугалась наказания и убежала.
Учитель убирает с доски картинку с изображением старухи Шапокляк.
 Молодцы! Вы определили основные правила работы в группе.
Таким образом, на доске зафиксирован эталон или на Слайде – 5. Также учитель раздает эталоны
Р – 1 на каждого учащегося.
 Прочитайте эти правила еще раз. Хорошо читающие ученики, озвучивают правила по цепочке.
 Наши герои познакомились с этими правилами и принялись за свою работу.
 Что теперь вы можете делать? (Мы можем работать в парах и группах по правилам; определять, правильно мы работаем.)
 Для чего нужны эти правила? (Мы не будем ссориться, сможем выполнять общее задание.)
 Ребята, у кого были затруднения при изготовлении клумбы, закончите свою работу, используя наши правила. А те, кому удалось все сделать, обсудите, все ли правила вы выполнили. Или ваша работа могла быть более результативной и дружной.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
 Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить данные правила.)
 Я предлагаю начать с игры «Какого правила не хватает?».
 Закройте глаза.
Учитель убирает с доски правило, например «Работать должен каждый…». Если учитель пользуется презентацией, то на экране открываются последовательно Слайды – 6, 7, 8, 9, 10.
 Открывайте глаза. Итак, какого правила не хватает? (Работать должен каждый….)
 Почему нужно соблюдать это правило? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело.)
Аналогично проводится работа с остальными правилами.
Далее учитель может предложить детям продолжить эту игру в парах. Для этого раздает наклейки
Р – 2 с правилами, которые после игры ученики могут наклеить в тетрадь.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
 Какой следующий шаг на уроке? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Выполняется задание № 1 в учебном пособии. Учитель использует Слайд – 11 презентации.
 Прочитайте задание.
Один из учеников читает задание.
 Посмотрите на правила. Что вы заметили? (Правила все пронумерованы.)
Целесообразно проговорить вместе с детьми, какой номер присвоен каждому правилу.
 Что вы еще видите в этом задании? (Цифры, а рядом пустые «окошки».)
 Я буду читать, как работали наши герои в группе, а вы должны в клеточках записать номер правила, которое выполняется.
Учитель читает тексты, учащиеся самостоятельно определяют правило:
Ситуация 1. Все герои принялись за дело. Каждый из друзей взял себе необходимый инструмент: либо лопату, либо савок и пошел готовить место для своего цветка. (Правило № 5.)
Ситуация 2. Затем друзья стали выбирать для посадки цветы. Такса и крокодил Гена решили поса-дить гладиолусы. Чебурашка не понял, что такое гладиолусы и спросил об этом Гену. (Правило № 2.)
Ситуация 3. Обезьянка, жираф и девочка Галя решили посадить гвоздики. Обезьянка с жирафом вы-брали место на краю клумбы. Девочка Галя сказала: «Я думаю, что гвоздики очень красивые цветы, поэтому предлагаю их посадить не с краю, а в центр клумбы». (Правило № 4.)
 Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Учитель пишет на доске образец для самопроверки, Слайд – 11 анимация.
Учитель разбирает каждую ситуацию и задает следующие вопросы:
 У кого есть ошибки?
 Какой правильный ответ, почему?
 Как герои должны были работать в паре?
 У кого все получилось? Поставьте себе «+».
Если ученик сделал ошибку, то он ставит в звездочке знак «?», если ошибок нет, то знак «+».
7. Включение в систему знаний.
 Ребята, подумайте, где вам еще приходится работать вместе, помимо уроков. Как правила работы в группах вам помогут в различных жизненных ситуациях? Учащиеся приводят примеры.
 Попробуйте дома найти пословицы, поговорки, выражения, в которых заключаются правила работы в группе. Например, какое правило раскрывается в пословице «Доброе слово лечит, а злое убивает»? (Нужно быть вежливым, особенно когда высказываешь свое несогласие.)
 А поговорка «Один за всех и все за одного»? (Нужно стараться работать на результат, не оставлять никого в трудной ситуации, помогать…)
8. Рефлексия деятельности на уроке.
 О чем мы с вами говорили на уроке? (О правилах работы в группах.)
 Какие правила нужно соблюдать, когда вы работаете в группах? (Работать должны все, должен быть ответственный…)
 Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? Докажите.
Учитель обращает внимание детей на два шага учебной деятельности, открывает Слайд – 12 презен-тации.
 Какие не удалось? Почему?
 Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».
Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».
 Если вы точно запомнили все правила работы в группах, нарисуйте себя на верхней ступеньке. Если не совсем, какие-то правила не запомнили  – на ступеньках ниже, на сколько ниже, каждый решит сам. Далее учитель проводит рефлексию оценивания.
 Мы с вами на остальных уроках обязательно будем учиться работать в группах правильно, друж-но. Дома вклейте наклейки с правилами в учебное пособие.
На предметных уроках рекомендуется системно организовывать групповую работу и исполь-зовать для самооценки карточку «Копилку достижений».
 
5849
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!