Проект внеурочного занятия по крурсу "Мир деятельности", 1 класс
Урок 10 (коммуникативная линия)
Тема: Учимся дружно. Правила работы в группах.
Основная цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельно-сти.
Вариант проведения урока.
Демонстрационный материал:
1. Демонстрационный материал из урока 5 (изображение Дома дружбы, эталон с правила рабо-ты в парах).
2. Демонстрационный материал из урока 1 (2 шага учебной деятельности).
3. Картинки с друзьями.
4. Правила работы в парах с ошибками.
5. Правила работы в группах с ошибками.
6. Правила групповой работы с ошибками (для групп).
7. Правила работы в группах.
Раздаточный материал:
1. Эталон.
2. Наклейки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Как всегда начнем урок с «Лесенки успеха». Оцените свое умение по предыдущей теме. У кого получилось соблюдать правила здоровья, которые вы открыли на прошлом уроке? Какие правила вы еще узнали и можете предложить?
− Ребята, кто пришел к нам на урок? (Крокодил Гена и Чебурашка.) Учитель может использовать изображение крокодила Гены и Чебурашки.
Вспомните, что вы открывали вместе с этими героями? (Правила работы в парах.)
Что смогли сделать наши герои с помощью правил работы в парах? (Достроить Дом дружбы.)
Учитель использует изображение Дома дружбы из урока 5 (Д – 1), Слайд — 2.
После того, как Дом дружбы был достроен, появилось много желающих найти себе друзей.
Учитель использует Д – 3 (изображения друзей).
Крокодил Гена и Чебурашка никому не отказали. Однажды все друзья решили, что надо украсить территорию Дома Дружбы. Итак, как будут работать ниши герои? (Дружно, вместе ...)
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Мы будем знакомиться с тем, как нужно работать всем вместе.)
Как вы будете открывать новые знания? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, а потом по-стараться самим открыть новое знание.)
Учитель выкладывает на доске два шага учебной деятельности, Д – 2, или Слайд – 3.
Пожелайте друг другу удачи.
В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
С чего начнем свою работу? (С повторения необходимого.)
1. Актуализация правил работы в парах.
Ребята, к нам на урок пришел еще один герой.
Учитель может использовать картинку с изображением старухи Шапокляк (Д-3).
Вам знакома эта героиня? (Это старуха Шапокляк.)
Давайте проверим, не успела ли она чего-нибудь натворить.
Учитель вывешивает на доску правила работы в парах с ошибками Д – 4 или открывает Слайд – 4.
Прочитайте, что записано на доске.
Один из учащихся может прочитать правила вслух.
Вы узнали эти правила? Как они называются? (Правила работы в парах.)
Не успела ли с ними поработать старуха Шапокляк? (Успела.)
Можем ли мы работать дальше? (Нет, нужно исправить ошибки.)
Прочитайте первое правило.
Один из учащихся читает первое правило вслух.
Что не так в этом правиле? (Работать должны оба.)
Почему? (Это работа в паре, каждый должен внести свой вклад…)
Учитель снимает с доски неправильное правило, а на его месте вешает соответствующее верное из урока 5. Если учитель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
Прочитайте второе правило.
Один из учащихся читает второе правило вслух.
Что не так в этом правиле? (Один говорит, а другой должен слушать.)
Почему? (Это нужно, чтобы понять своего напарника…)
Учитель снимает на доске неправильное правило, а на его месте вешает верное из урока 5. Если учи-тель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
Прочитайте третье правило.
Один из учащихся читает третье правило вслух.
Верно ли это правило? (Нет, оно тоже с ошибкой.)
Найдите ошибку. (Если один не понял, то должен переспросить.)
Почему? (Это нужно, чтобы устранить непонимание, добиться хороших результатов…)
Учитель снимает на доске неправильное правило, а на его месте вешает верное из урока 5. Если учи-тель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
Прочитайте четвертое правило.
Один из учащихся читает третье правило вслух.
А в этом правиле есть ошибка? (Есть.)
Что не так. (Несогласие нельзя высказывать грубо, а то напарник обидится, испортится настрое-ние...)
Как правильно нужно действовать? (Нужно несогласие высказывать вежливо.)
Учитель снимает на доске неправильное правило, а на его месте вешает верное из урока 5. Если учи-тель пользуется презентацией, то работа продолжается со Слайдом – 4.
Вы верно выполнили задание, поэтому старуха Шапокляк испугалась наказания и спряталась.
Учитель снимает картинку с изображением старухи Шапокляк.
2. Выполнение задания в группах.
Итак, все друзья решили вместе сделать территорию Дома Дружбы красивой. Они и вам предла-гают принять в этом участие. Учитель разбивает учащихся на группы по 4-5 человек.
Далее учитель дает задание группам. Например:
1) изготовить клумбу с цветами. (Цветы можно подготовить на уроках труда, вырезать из журналов, открыток и т.д.)
2) построить из конструктора «Лего» детскую площадку, красивое сооружение.
Пример диалога:
Каждая группа должна изготовить свою клумбу.
Выполните это задание.
Учащиеся в группах самостоятельно наклеивают цветы на клумбу. Учитель ограничивает время вы-полнения задания (примерно 3-5 мин).
− Итак, каждая ли группа справилась с заданием?
Учитель вывешивает на доску изготовленные детьми аппликации. Вероятно, что многие группы не справятся, так как не смогут определиться с выбором цветка, дан только один клей на группу. Воз-можно, возникнет спор.
Кто не справился с заданием?
Если кто-то не справился с заданием:
Вы обязательно доделаете клумбу. И в этом вам поможет следующее задание.
Если все группы справились, то учитель хвалит детей.
3. Задание на пробное действие.
Сейчас я предложу вам новое задание, которое заставит вас задуматься. Назовите правила работы в группах и определите, правильно ли вы действовали.
Учащиеся предлагают свои правила работы в группах. Учитель фиксирует несколько ответов детей на доске.
Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не знаем, не мо-жем выбрать.)
В чем ваше затруднение? (Мы не можем выбрать правильные ответы и определить правильно ли мы действовали.)
Молодцы! Вы, как настоящие ученики, поняли, в чем ваше затруднение. Вы знаете, что затрудне-ние – это возможность узнать что-то новое, согласовать ваши ответы. В случае затруднения надо ос-тановиться и подумать, почему эта трудность возникла.
3. Выявление причины затруднения.
Какое задание вы выполняли? (Нужно было назвать правила работы в группах и определить, пра-вильно ли мы действовали.)
Что в этом задании для вас нового? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы не задумывались, какие правила нужно соблюдать при работе в группах.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правил работы в группах.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие правила нужно выполнять, когда работаем в группах.)
Назовите тему нашего урока. (Правила работы в группах.) Учитель открывает тему урока на доске.
Вспомните, что мы повторили в начале урока? (Правила работы в парах.)
Они нам помогут. А еще нам помогут наши друзья крокодил Гена и Чебурашка. Дело в том, что наши герои тоже учатся. Они помнили, что у них не сразу пошла работа по строительству Дома. По-этому, чтобы новые друзья не ссорились и выполнили работу, Гена и Чебурашка сформулировали правила работы в группах. И перед началом работы решили познакомить с ними своих друзей.
Учитель вывешивает на доску правила работы в группах из набора Д – 5 и незаметно прячет картин-ку с изображением старухи Шапокляк за картинку (это можно сделать, когда учащиеся выполняют групповую работу). Если учитель пользуется презентацией, то он открывает Слайд – 5, а картинку со старухой Шапокляк прячет где-нибудь на доске.
Прочитайте правила.
Хорошо читающие ученики вслух зачитывают правила по цепочке.
Согласны вы с ними? (Нет.)
Посмотрите внимательно на доску (на экран). Вы ничего не замечаете? (Спряталась старуха Ша-покляк.)
О чем это говорит? (Это значит, что она изменила правила, сделала их неправильными…)
Давайте попробуем исправить ошибки. Вы сидите в группах. Прочитайте правило и попробуйте найти и исправить ошибки в правилах.
Учитель раздает на каждую группу правила Д – 6 по количеству групп. Учащиеся исправляют в пра-вилах ошибки и представляют свои групповые работы, которые учитель вывешивает на доску.
В случае возникновении затруднений учитель организует подводящий диалог:
Прочитайте первое правило.
Один из учащихся читает правило «В группе не нужен ответственный» вслух.
Как вы думаете, что хотел в этом правиле записать крокодил Гена? (В каждой группе должен быть ответственный.)
Для чего? (Ответственный управляет группой, следит за порядком, …)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
Прочитайте второе правило.
Один из учащихся читает правило «Если есть ответственный, пусть сам и работает».
Каким должно быть это правило? (В группе должен работать каждый участник.)
Почему? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело, …)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
Прочитайте третье правило.
Один из учащихся читает правило «Один говорит, другие не слушают».
Знакомо ли вам это правило? (Подобное правило было в правилах работы в парах.)
Я уверена, это вам поможет найти ошибку? (Когда один говорит, другие должны слушать.)
Почему? (Чтобы понять предложение каждого участника группы, …)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
Прочитайте четвертое правило.
Один из учащихся читает правило «Свое несогласие не высказывай».
Есть ли ошибка в этом правиле? Где? (Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит ре-зультат работы группы, но нужно это делать вежливо.)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
Прочитайте последнее пятое правило.
Один из учащихся читает правило «Если не понял, молчи».
Может быть, до этого правила старуха Шапокляк не добралась? (Добралась, нужно переспраши-вать, если ты чего-то не понял.)
Почему? (От этого зависит твой результат работы, а значит и результат всей группы.)
Учитель заменяет правило верным из Д – 7 или продолжает работать со Слайдом – 5.
Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.
Старуха Шапокляк снова испугалась наказания и убежала.
Учитель убирает с доски картинку с изображением старухи Шапокляк.
Молодцы! Вы определили основные правила работы в группе.
Таким образом, на доске зафиксирован эталон или на Слайде – 5. Также учитель раздает эталоны
Р – 1 на каждого учащегося.
Прочитайте эти правила еще раз. Хорошо читающие ученики, озвучивают правила по цепочке.
Наши герои познакомились с этими правилами и принялись за свою работу.
Что теперь вы можете делать? (Мы можем работать в парах и группах по правилам; определять, правильно мы работаем.)
Для чего нужны эти правила? (Мы не будем ссориться, сможем выполнять общее задание.)
Ребята, у кого были затруднения при изготовлении клумбы, закончите свою работу, используя наши правила. А те, кому удалось все сделать, обсудите, все ли правила вы выполнили. Или ваша работа могла быть более результативной и дружной.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить данные правила.)
Я предлагаю начать с игры «Какого правила не хватает?».
Закройте глаза.
Учитель убирает с доски правило, например «Работать должен каждый…». Если учитель пользуется презентацией, то на экране открываются последовательно Слайды – 6, 7, 8, 9, 10.
Открывайте глаза. Итак, какого правила не хватает? (Работать должен каждый….)
Почему нужно соблюдать это правило? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело.)
Аналогично проводится работа с остальными правилами.
Далее учитель может предложить детям продолжить эту игру в парах. Для этого раздает наклейки
Р – 2 с правилами, которые после игры ученики могут наклеить в тетрадь.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Какой следующий шаг на уроке? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Выполняется задание № 1 в учебном пособии. Учитель использует Слайд – 11 презентации.
Прочитайте задание.
Один из учеников читает задание.
Посмотрите на правила. Что вы заметили? (Правила все пронумерованы.)
Целесообразно проговорить вместе с детьми, какой номер присвоен каждому правилу.
Что вы еще видите в этом задании? (Цифры, а рядом пустые «окошки».)
Я буду читать, как работали наши герои в группе, а вы должны в клеточках записать номер правила, которое выполняется.
Учитель читает тексты, учащиеся самостоятельно определяют правило:
Ситуация 1. Все герои принялись за дело. Каждый из друзей взял себе необходимый инструмент: либо лопату, либо савок и пошел готовить место для своего цветка. (Правило № 5.)
Ситуация 2. Затем друзья стали выбирать для посадки цветы. Такса и крокодил Гена решили поса-дить гладиолусы. Чебурашка не понял, что такое гладиолусы и спросил об этом Гену. (Правило № 2.)
Ситуация 3. Обезьянка, жираф и девочка Галя решили посадить гвоздики. Обезьянка с жирафом вы-брали место на краю клумбы. Девочка Галя сказала: «Я думаю, что гвоздики очень красивые цветы, поэтому предлагаю их посадить не с краю, а в центр клумбы». (Правило № 4.)
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Учитель пишет на доске образец для самопроверки, Слайд – 11 анимация.
Учитель разбирает каждую ситуацию и задает следующие вопросы:
У кого есть ошибки?
Какой правильный ответ, почему?
Как герои должны были работать в паре?
У кого все получилось? Поставьте себе «+».
Если ученик сделал ошибку, то он ставит в звездочке знак «?», если ошибок нет, то знак «+».
7. Включение в систему знаний.
Ребята, подумайте, где вам еще приходится работать вместе, помимо уроков. Как правила работы в группах вам помогут в различных жизненных ситуациях? Учащиеся приводят примеры.
Попробуйте дома найти пословицы, поговорки, выражения, в которых заключаются правила работы в группе. Например, какое правило раскрывается в пословице «Доброе слово лечит, а злое убивает»? (Нужно быть вежливым, особенно когда высказываешь свое несогласие.)
А поговорка «Один за всех и все за одного»? (Нужно стараться работать на результат, не оставлять никого в трудной ситуации, помогать…)
8. Рефлексия деятельности на уроке.
О чем мы с вами говорили на уроке? (О правилах работы в группах.)
Какие правила нужно соблюдать, когда вы работаете в группах? (Работать должны все, должен быть ответственный…)
Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? Докажите.
Учитель обращает внимание детей на два шага учебной деятельности, открывает Слайд – 12 презен-тации.
Какие не удалось? Почему?
Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».
Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».
Если вы точно запомнили все правила работы в группах, нарисуйте себя на верхней ступеньке. Если не совсем, какие-то правила не запомнили – на ступеньках ниже, на сколько ниже, каждый решит сам. Далее учитель проводит рефлексию оценивания.
Мы с вами на остальных уроках обязательно будем учиться работать в группах правильно, друж-но. Дома вклейте наклейки с правилами в учебное пособие.
На предметных уроках рекомендуется системно организовывать групповую работу и исполь-зовать для самооценки карточку «Копилку достижений».