Сценарий логопедического досуга «Мордовия – многонациональная республика» в подготовительной группе

Сценарий логопедического досуга
в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР
«Мордовия – многонациональная республика»

 

Цели: 
Создание условий для развития связной речи детей, воспитания чувства уважения и добрососедства к народам разных национальностей.
Задачи:

  •   — развитие диалогической речи;

  •   — обогащение и активизация словаря по теме;

  •   — закрепление умения в подборе однородных определений и сказуемых;

  •   — закрепления навыка образования относительных прилагательных и согласования их  с существительными в роде, числе  и падеже;

  •   — развитие дикции при чтении стихотворений;

  •   — развитие долговременной памяти и мышления;

  •   — воспитание чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине, гордости за нее;

  •   — воспитание уважения к народам разных национальностей.

Оборудование: интерактивная доска; изображение карты России; презентация с изображением природы России, столицы России – города Москвы, столицы Республики Мордовии – города Саранска, города Рузаевка; русские, татарские, мордовские женские и мужские костюмы.


Ход досуга:


Логопед:  

 Живут в России разные
 Народы с давних пор.
 Одним тайга по нраву,
 Другим — степной простор.

  У каждого народа
 Язык свой и наряд.
 Один черкеску носит,
 Другой надел халат.

 Одним милее осень,
 Другим милей весна.
 А Родина Россия,
 У нас у всех одна.
(автор В.Степанов)


На интерактивной доске появляется изображение карты России.
Логопед: Посмотрите на экран, что вы видите?
Дети: Это карта.
Логопед: Карта какой  страны изображена на экране?
Дети: Это карта  нашей страны России!
Логопед: У нашей страны такое прекрасное и красивое имя. Давайте назовем его еще раз.
Дети: Россия!
Логопед: Как правильно называют  жителей России?
Дети: В России живут россияне!
Логопед: Назовите  пожалуйста, название столицы нашей страны?
На интерактивной доске  появляются картины с видами города Москвы.
Дети: Столица нашей страны – город  Москва!
Логопед: В какой республике мы живем с вами?
Дети: Мы живем в Республике Мордовия!
Логопед: Посмотрите на карту, вот здесь находится наша республика.
Логопед: А столицу нашей республики вы знаете?
На интерактивной доске  появляются картины с видами Саранска.
Дети: Столица Республики Мордовия — город Саранск.
Логопед: Ребята, я надеюсь, вы все знаете название нашего любимого  города?
На интерактивной доске  появляются картины с видами города Рузаевки.
Дети: Мы живем в городе  Рузаевка!
Логопед: Молодцы, все назвали правильно!


Сейчас дети нашей группы прочтут прекрасные стихотворения о нашей великой Родине – России!
Дети читают стихи о России (на экране слайды с изображением природы России).


«Лучшая на свете» автор Н. Забила


1 реб-к:
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
2 реб-к:
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
3 реб-к:
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
4 реб-к:
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
5 реб-к:
Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.
6 реб-к:
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!
7 реб-к:
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
8 реб-к:
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!


Логопед: Ребята, наша страна  Россия – многонациональная. На ее территории проживает более 190 народов. 
Скажите, а знаете ли вы, какие народы проживают на территории нашей Республики Мордовия?
Дети: В нашей Республике Мордовия проживает более 19 народов разной национальности.
Дети: Большую часть составляют русские, мордва и татары.
Логопед: Правильно!


Давайте поиграем в игру «Какой город, деревня, народ?»


Логопед:  Город,  который находится в России, какой город? – Дети: Российский город.
Город,  который находится в Мордовии, какой город?  – Мордовский город.
Деревня в Мордовии, в которой живут татары, какая деревня? – Татарская деревня.
Деревня в Мордовии, в которой живут русские, какая деревня? – Русская деревня.
Деревня в Мордовии, в которой живут мордва, какая деревня? – Мордовская деревня.


Столица нашей Родины России, какая столица? — Российская столица.
Столица нашей Республики Мордовия, какая столица? — Мордовская столица.
Народ, живущий в России, какой народ? –  Российский народ.
Мордва, живущие в Мордовии, какой народ? –  Мордовский народ.
Татары, живущие в Мордовии, какой народ? – Татарский народ.
Логопед: Какие вы молодцы, на все вопросы ответили правильно!


Логопед: Наши ребята выучили стихотворения о нашей малой Родине – Мордовии. Дети читают стихи о Мордовии.


«В России, средь березовых просторов» автор А.Норкин


1 реб-к:
В России, средь березовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой, 
За горы уходил и за моря.
2 реб-к:
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы, 
Такие же, как рядом над Окой.
3 реб-к:
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки.
Моя полянка – сторона моя!


Логопед: В нашем городе Рузаевка так же проживают народы разных национальностей. Это русские, мордва, татары. Живут все нации дружно, уважая традиции и культуру друг друга.
Логопед: У каждой нации есть своя национальная одежда. И сейчас ребята нашей группы продемонстрируют национальные костюмы мордвы, русских и татар.


Дефиле национальных костюмов.


Под национальную музыку мальчики и девочки показывают национальные мужские и женские наряды мордвы, русских и татар.
Логопед: У каждой нации есть свои традиции, прекрасная культура и обычаи. Очень приятно, когда люди говорят на своем родном языке. Берегут его и передают из поколения в поколение.В нашей группе есть дети разных национальностей. Сейчас они исполнят песни на своем родном языке! Встречаем их!


Девочки Оля и Наташа исполняет русскую народную песню  «Калинка-малинка».


Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Логопед: Молодцы! 


Марат исполнит песню на татарском языке  «Бар матур бакча».


Бар матур бакча
Анда кишер усэ.
Менэ шундый, кишер зур,
Менэ шундый кечкенэ.
Кишер, кишер кил эле
Биеп, биеп кит эле.
Э ллэ-лэ эл-лэ
Биеп, биеп кит эле.
Бар матур бакча
Анда алма усэ.
Менэ шундый, алма зур,
Менэ шундый кечкенэ.
Алма, алма кил эле
Биеп, биеп кит эле.
Э ллэ-лэ эл-лэ
Биеп, биеп кит эле.
Шофер, шофер кил эле
Биеп, биеп кит эле.
Э ллэ-лэ эл-лэ
Биеп, биеп кит эле.
Логопед: Какая веселая и красивая песня! 


Оля и Коля исполнят песню на мордовском языке «Вай, Ванине».


Вай, Ванине, Ванине,
Сатиновой палине.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Сатиновой палине.
Ванянь валдот сельмензе,
Мазыть, кудрявт черензе.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Мазыть, кудрявт черензе.
Ваня – эрьзянь цёрыне,
Моры мазы морыне.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Моры мазы морыне.
Моры, моры хлопади,
Пильксензеяк топади.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Пильксензеяк топоди.
Логопед: Какие ребята молодцы!!! Как весело и задорно исполнили национальные песни!
Скажите, как вы думаете, что нужно для того, чтобы всем народам в нашей стране и нашей республике было хорошо?
Дети: Народы должны уважать друг друга, жить в дружбе и согласии.
Логопед: Правильно, дружба – это залог добра и взаимопомощи. Очень много сложено пословиц о дружбе у русских и у мордвы и у татар. Давайте вспомним эти пословицы!


Дети называют пословицы о дружбе.


Русские пословицы: 
1 реб-к: Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
2 реб-к: Единственный способ иметь друга — это быть другом. 
3 реб-к: Лучше друг верный, чем камень драгоценный. 
4 реб-к: Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Мордовские пословицы:
5 реб-к: Каковы твои друзья, таков ты сам.
6 реб-к: Одна пчела много мёду не соберёт.
Татарские пословицы:
7 реб-к: Друг дороже денег.
8 реб-к: Если у тебя нет друга — ищи, нашел – не потеряй.


Логопед: Какие мудрые слова, которые придумал народ! 
Вот и подошел к концу наш праздник. Я думаю, каждый из вас понял, что какой бы национальности мы не были, только тогда мы сильны, когда мы все вместе!


Дети читают стихотворения о дружбе народов.


«Дружба народов» автор Е.Капель
1 реб-к:
Сегодня, когда так много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями, как в тире,
Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.
2 реб-к:
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
3 реб-к:
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
4 реб-к:
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
5 реб-к:
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!


В сценарии использованы стихотворения следующих авторов:
•    В.Степанов
•    Н. Забила
•    А.Норкин
•    Е.Капель
Используемые источники:
1.  mailto:http://allforchildren.ru/poetry/ml069.php
2.mailto:https://www.yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fallforchildren.ru%2Fpoetry%2Fml043.php
3.mailto:http://www.mymordovia.narod.ru/polyanka.html
4. mailto:https://www.stihi.ru/2003/12/15-1032

412
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!