Сценарий логопедического досуга «Мордовия – многонациональная республика» в подготовительной группе
Сценарий логопедического досуга «Мордовия – многонациональная республика» в подготовительной группе
Сценарий логопедического досуга
в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР
«Мордовия – многонациональная республика»
Цели:
Создание условий для развития связной речи детей, воспитания чувства уважения и добрососедства к народам разных национальностей. Задачи:
— развитие диалогической речи;
— обогащение и активизация словаря по теме;
— закрепление умения в подборе однородных определений и сказуемых;
— закрепления навыка образования относительных прилагательных и согласования их с существительными в роде, числе и падеже;
— развитие дикции при чтении стихотворений;
— развитие долговременной памяти и мышления;
— воспитание чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине, гордости за нее;
— воспитание уважения к народам разных национальностей.
Оборудование: интерактивная доска; изображение карты России; презентация с изображением природы России, столицы России – города Москвы, столицы Республики Мордовии – города Саранска, города Рузаевка; русские, татарские, мордовские женские и мужские костюмы.
Ход досуга:
Логопед:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна. (автор В.Степанов)
На интерактивной доске появляется изображение карты России. Логопед: Посмотрите на экран, что вы видите? Дети: Это карта. Логопед: Карта какой страны изображена на экране? Дети: Это карта нашей страны России! Логопед: У нашей страны такое прекрасное и красивое имя. Давайте назовем его еще раз. Дети: Россия! Логопед: Как правильно называют жителей России? Дети: В России живут россияне! Логопед: Назовите пожалуйста, название столицы нашей страны?
На интерактивной доске появляются картины с видами города Москвы. Дети: Столица нашей страны – город Москва! Логопед: В какой республике мы живем с вами? Дети: Мы живем в Республике Мордовия! Логопед: Посмотрите на карту, вот здесь находится наша республика. Логопед: А столицу нашей республики вы знаете?
На интерактивной доске появляются картины с видами Саранска. Дети: Столица Республики Мордовия — город Саранск. Логопед: Ребята, я надеюсь, вы все знаете название нашего любимого города?
На интерактивной доске появляются картины с видами города Рузаевки. Дети: Мы живем в городе Рузаевка! Логопед: Молодцы, все назвали правильно!
Сейчас дети нашей группы прочтут прекрасные стихотворения о нашей великой Родине – России!
Дети читают стихи о России (на экране слайды с изображением природы России).
«Лучшая на свете» автор Н. Забила
1 реб-к:
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы. 2 реб-к:
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги. 3 реб-к:
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце. 4 реб-к:
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится. 5 реб-к:
Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям. 6 реб-к:
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне! 7 реб-к:
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной. 8 реб-к:
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Логопед: Ребята, наша страна Россия – многонациональная. На ее территории проживает более 190 народов.
Скажите, а знаете ли вы, какие народы проживают на территории нашей Республики Мордовия? Дети: В нашей Республике Мордовия проживает более 19 народов разной национальности. Дети: Большую часть составляют русские, мордва и татары. Логопед: Правильно!
Давайте поиграем в игру «Какой город, деревня, народ?»
Логопед: Город, который находится в России, какой город? – Дети: Российский город.
Город, который находится в Мордовии, какой город? – Мордовский город.
Деревня в Мордовии, в которой живут татары, какая деревня? – Татарская деревня.
Деревня в Мордовии, в которой живут русские, какая деревня? – Русская деревня.
Деревня в Мордовии, в которой живут мордва, какая деревня? – Мордовская деревня.
Столица нашей Родины России, какая столица? — Российская столица.
Столица нашей Республики Мордовия, какая столица? — Мордовская столица.
Народ, живущий в России, какой народ? – Российский народ.
Мордва, живущие в Мордовии, какой народ? – Мордовский народ.
Татары, живущие в Мордовии, какой народ? – Татарский народ. Логопед: Какие вы молодцы, на все вопросы ответили правильно!
Логопед: Наши ребята выучили стихотворения о нашей малой Родине – Мордовии. Дети читают стихи о Мордовии.
«В России, средь березовых просторов» автор А.Норкин
1 реб-к:
В России, средь березовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой,
За горы уходил и за моря. 2 реб-к:
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой. 3 реб-к:
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки.
Моя полянка – сторона моя!
Логопед: В нашем городе Рузаевка так же проживают народы разных национальностей. Это русские, мордва, татары. Живут все нации дружно, уважая традиции и культуру друг друга. Логопед: У каждой нации есть своя национальная одежда. И сейчас ребята нашей группы продемонстрируют национальные костюмы мордвы, русских и татар.
Дефиле национальных костюмов.
Под национальную музыку мальчики и девочки показывают национальные мужские и женские наряды мордвы, русских и татар. Логопед: У каждой нации есть свои традиции, прекрасная культура и обычаи. Очень приятно, когда люди говорят на своем родном языке. Берегут его и передают из поколения в поколение.В нашей группе есть дети разных национальностей. Сейчас они исполнят песни на своем родном языке! Встречаем их!
Девочки Оля и Наташа исполняет русскую народную песню «Калинка-малинка».
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя! Логопед: Молодцы!
Марат исполнит песню на татарском языке «Бар матур бакча».
Бар матур бакча
Анда кишер усэ.
Менэ шундый, кишер зур,
Менэ шундый кечкенэ.
Кишер, кишер кил эле
Биеп, биеп кит эле.
Э ллэ-лэ эл-лэ
Биеп, биеп кит эле.
Бар матур бакча
Анда алма усэ.
Менэ шундый, алма зур,
Менэ шундый кечкенэ.
Алма, алма кил эле
Биеп, биеп кит эле.
Э ллэ-лэ эл-лэ
Биеп, биеп кит эле.
Шофер, шофер кил эле
Биеп, биеп кит эле.
Э ллэ-лэ эл-лэ
Биеп, биеп кит эле. Логопед: Какая веселая и красивая песня!
Оля и Коля исполнят песню на мордовском языке «Вай, Ванине».
Вай, Ванине, Ванине,
Сатиновой палине.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Сатиновой палине.
Ванянь валдот сельмензе,
Мазыть, кудрявт черензе.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Мазыть, кудрявт черензе.
Ваня – эрьзянь цёрыне,
Моры мазы морыне.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Моры мазы морыне.
Моры, моры хлопади,
Пильксензеяк топади.
Трай-ляй-лёли, трай-ляй-лёли,
Пильксензеяк топоди. Логопед: Какие ребята молодцы!!! Как весело и задорно исполнили национальные песни!
Скажите, как вы думаете, что нужно для того, чтобы всем народам в нашей стране и нашей республике было хорошо? Дети: Народы должны уважать друг друга, жить в дружбе и согласии. Логопед: Правильно, дружба – это залог добра и взаимопомощи. Очень много сложено пословиц о дружбе у русских и у мордвы и у татар. Давайте вспомним эти пословицы!
Дети называют пословицы о дружбе.
Русские пословицы:
1 реб-к: Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
2 реб-к: Единственный способ иметь друга — это быть другом.
3 реб-к: Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
4 реб-к: Дерево держится корнями, а человек друзьями. Мордовские пословицы:
5 реб-к: Каковы твои друзья, таков ты сам.
6 реб-к: Одна пчела много мёду не соберёт. Татарские пословицы:
7 реб-к: Друг дороже денег.
8 реб-к: Если у тебя нет друга — ищи, нашел – не потеряй.
Логопед: Какие мудрые слова, которые придумал народ!
Вот и подошел к концу наш праздник. Я думаю, каждый из вас понял, что какой бы национальности мы не были, только тогда мы сильны, когда мы все вместе!
Дети читают стихотворения о дружбе народов.
«Дружба народов» автор Е.Капель 1 реб-к:
Сегодня, когда так много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями, как в тире,
Не замечая в чьём – то сердце вьюгу. 2 реб-к:
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет. 3 реб-к:
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит. 4 реб-к:
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась. 5 реб-к:
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!
В сценарии использованы стихотворения следующих авторов:
• В.Степанов
• Н. Забила
• А.Норкин
• Е.Капель Используемые источники:
1. mailto:http://allforchildren.ru/poetry/ml069.php
2.mailto:https://www.yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fallforchildren.ru%2Fpoetry%2Fml043.php
3.mailto:http://www.mymordovia.narod.ru/polyanka.html
4. mailto:https://www.stihi.ru/2003/12/15-1032