Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности

Русский язык  как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности.

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием, бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

Древние говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении пещеры учитель и ученики постигали истину.

В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.

Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.

Перед современным учителем стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация этого подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

 Одной из педагогических технологий, реализующих вышеназванные задачи, является проектная деятельность. Ее цель создать условия, при которых можно приобрести недостающие знания из разных источников; пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; овладевать исследовательскими умениями; развивать системное мышление.

Анализируя свою работу, работу коллег МБОУ «СОШ №8» Рузаевского муниципального района я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

·        низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

·        неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

·        разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

·        отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую,

из учебной ситуации в жизненную.

        Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью  в своей работе мы, учителя Рузаевской  школы №8 регулярно применяем такую педагогическую технологию, как проектная  деятельность.

         Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. Именно в проектах — игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.

      В современной школе  проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера).

    Безусловно, проект ценен и тем, что если в ходе его выполнения ученик получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.

     «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»- это девиз  участников проектной деятельности.

       Каковы особенности проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе? И каким образом можно организовать проектную деятельность на уроках русского языка? На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

       В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

1.     Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой

2.     аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Язык развлекательных передач».

3.     В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А. Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»».

4.     Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса или школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления удвоенной и непроизносимой согласной» может быть подборка материалов «Непроизносимые звуки двадцатого столетия» или составление словаря слов на данную орфограмму.

5.     Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О путешествии запятой по строчкам тетради» можно представить в виде постановки.

6.     Исследовательский проект по русскому языку – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой», «Роль слов «да» и «нет» в диалоге школьников».

 

Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности:

 

1.     Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над мини-проектом «Составление рекламы ученического предмета с использованием максимального количества прилагательных» работа ведётся в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

2.     Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 уроков.

3.     Недельные проекты выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности.

4.     Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях (как, например, проект «Знаки препинания в русской речи и русском языке»)

 

Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы, до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы.

 

У ч и т е л ь

У ч е н и к

Первый этап – «погружение» в проект

Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы, вживание в ситуацию

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)

Четвёртый этап – презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап – оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка

 

      Таким образом, учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать  публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

      Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Как уже отмечалось, подготовку к проектной деятельности необходимо начинать  уже в первом классе. И самый первый наш проект по русскому языку – это проект, завершающий период обучения грамоте и письму – «Живая азбука». В процессе работы обучающиеся создают творческие работы про буквы,  выполняют рисунки букв, подбирают стихи про буквы, загадки, пословицы, ребусы, сочиняют сказки и рассказы о буквах.

В апреле очень хорошо у нас получился  Проект «Скороговорки». В процессе реализации проекта участники решали проблему: как сказать, чтобы тебя слышали и понимали? Зачем люди придумывают скороговорки? Чему они помогают научиться?  Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки?

Конечным продуктом деятельности участников проекта стал: «Альбом любимых скороговорок», где учащиеся написали и нарисовали свои любимые скороговорки.

            Во втором классе защита проектов  «И в шутку и всерьёз» прошла у нас под девизом «Я люблю русский язык!». Продуктом стали плакаты и стенгазета к неделе русского языка.

       Проект «Пишем письмо» накануне Нового года, конечно же, связан с написанием письма Деду Морозу. Письма дети писали на специально подготовленных листах, и отправляли по адресу. К сожалению, пока никто не получил ответа, но мы не теряем надежды.

       В третьем классе при работе над темой «Части речи» можно использовать проекты по темам:

1.     «Имена прилагательные в загадках»;

2.     Проект «Семья слов»;

3.     Проект «Части речи»;

4.     Проект   «Рассказ о слове», где учащиеся  подбирали  из разных источников информацию о слове и его окружении, составляли словарные  статьи о слове, участвовали  в  презентации.

5.     Проект  «Крылатые слова и выражения». Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.

6.      Интересным  был проект «Где собака зарыта и почему её надо съесть?»

Вот где собака зарыта.

Существует рассказ: австрийский воин Сигизмунд Альтенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. А однажды, во время путешествия по Нидерландам, собака ценой своей жизни спасла от гибели хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий до начала XIX века. Позже собачий

памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».

7.     Проект «Тайны морфемы» помог детям познакомиться с некоторыми секретами образования слов русского языка.

     Проектная деятельность в школе – это трудная, но интересная совместная работа ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности учеников, увлекает их, учит поиску, помогает находить и принимать решения, отвечать на волнующие темы, творить и стремиться создать еще. И такой вид деятельности могут освоить не только одаренные дети. Данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы и принимая во внимание опыт нашей работы, я считаю возможным и целесообразным применять проектную деятельность в работе с младшими школьниками на уроках русского языка.

435
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!