Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в ребенке духовно-нравственной личности надо начинать как можно раньше. В дошкольном возрасте ребенок наиболее впечатлителен, памятлив и внимателен, но главное, его внутренний мир – чистый лист, и его можно обогатить христианской любовью, добротой, гармонией, раскрасить мир вокруг него разноцветной палитрой прекрасной классической музыки, затронуть нежнейшие струны его души лучшими образцами художественного наследия. В искусстве собран запас доброты и гармонии. Оно учит думать и выражать себя. Оно связывает внешний мир, который вокруг ребенка, с его внутренним миром. С одной стороны, искусство обращает на себя внимание как нечто внешнее, что мы постигаем своим зрением и слухом. С другой стороны, оно рождает в душе ребенка уже его собственные чувства, обогащая его эмоциональный опыт.

Дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Целью духовно-нравственного воспитания и развития детей является содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1) приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основ самоуправления поведением и деятельностью; развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка (когнитивную, эмоциональную, волевую);

2) формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире);

3) содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.);

4) содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

— выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие,  сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение);

— формирование культуры их выражения (приемлемые вербальные и невербальные способы выражения, управление эмоциями);

— развитие способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков;

— развитие эмоциональной децентрации (воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать их в своем поведении);

— становление и развитие предпосылок гражданских и патриотических чувств;

5) воспитывать у детей инициативно- деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие,  желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков);

6) создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка — предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «я» в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести;

7) содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильное отношение к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают на протяжении детства под влиянием социальных условий и воспитания» [1, c.16].

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувства собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенности или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатии и ли антипатии), к коллективу, к искусству. У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, такие, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей.

Для формирования чувств ребенка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительно эмоциональное состояние- это основа доброжелательного отношения к людям. Готовности к общению.

Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых.

Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывает у него спокойствие, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживает, вызывает беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательное отношение к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление помочь другу, оказать помощь; важно, чтобы искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного доля него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным. [2, с. 6-7]

Следует также порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились примером для других. 

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.

          Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

 

Список литературы:

 

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004-220с.
2. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. — М., 1995.-16 с.

3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989.

4. Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Владос, 2008.

 

 

322
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!